- Что ждет после терапии? (речь о немедицинской психотерапии)
"Буду ли я как в дзене? Без проблем, просветленным и счастливым человеком?"
Ни один психотерапевтический подход не ставит такую задачу перед собой. Потому что это невозможно. Сама психическая жизнь, существование, возможность любить, неразрывно связаны с определенной долей тревоги, страха, встречи с трудностями.
1) Определение проблемы
Во-первых, терапия дает возможность понять в чем действительно проблема.
Да, потому что зачастую может казаться, что проблема в других людях: "это они злые/ это мама очень надоедливая/ это он или она ведет себя неправильно". Да, это действительно возможно. Или может казаться, что проблема в одном, но на самом деле - совершенно в другом.
Например, мама приходит к психологу и жалуется, что ее ребенок плохо учится. Она считает, что проблема в том, что она не знает как ее заставить или смотивировать ее ребенка хорошо учиться. Но на самом деле проблема может быть в том, что маме просто очень стыдно за своего ребенка, особенно, когда она сравнивает его с другими детьми, а себя с другими родителями и приходит к выводу, что она - плохая мать. И именно ощущение себя плохой матерью побуждает ее заставлять ребенка хорошо учиться, потому как только в таком случае она может избавиться от невыносимого для нее ощущения.
Тогда вопрос: в чем действительно проблема? В том, что ребенок по меркам мамы плохо учится или в том, что ей невыносимо ощущать себя плохой матерью?
2) Решение проблемы или изменение отношения к проблеме, если ее невозможно решить
Есть мнение, что успешность терапии нужно определять по тому, насколько была достигнута цель. Но это не всегда так. Например, если человек пришел с запросом на то, чтобы стать более успешным и богатым, то в ходе терапии может выясниться, что эти желания продиктованы потребностью получить одобрение, уважение и любовь. Но, чтобы удовлетворить эти потребности, можно выбрать другие средства и в идеале - найти причину неудовлетворенности данных потребностей.
Так, можно сказать, что решение проблемы в ходе терапии происходит, но не всегда так, как может казаться изначально.
3) Новый опыт
Если человек всегда находился в какой-то гонке, мало интересовался своими чувствами, переживаниями, отмахивался от них. То в терапии он может приобрести новый опыт, здесь можно не гнаться, можно изучать свои чувства, обращать на них внимания, выражать, видеть, что они могут быть выдержаны. Можно говорить о том, что не нравится в терапии, рассказывать о своих фантазиях, страхах и быть принятым, выслушанным.
Терапевт интересуется, задает вопросы, замечает состояние и называет чувства, которые сейчас возможно испытывает человек, например: «похоже, вы там были очень раздражены, но обстоятельства так складывались, что это раздражение и злость некуда было деть и выразить. Наверное, вы ощущали себя переполненным этим раздражением». И это дает возможность человеку понять, что с ним происходило, дать название тому, что трудно было объяснить и быть понятым. Это очень важно.
4) Улучшение способности понимания причинно-следственных связей
Зачастую можно не замечать, что вызвало ту или иную реакцию. Кажется: "я накричал на другого, потому что он меня разозлил". Ну вроде бы причинно-следственная связь прослеживается. Но человек при этом не понимает, почему его разозлили, почему он накричал, а не выбрал, например, другой способ реагирования. И если начать рассматривать это пристально, то может выясниться, что это очень привычный способ реагирования, когда кто-то, например, начинает критиковать. Далее может выясниться, что такой способ был выбран, когда клиент был ребенком, потому что только криком можно было остановить критику или недовольство значимого взрослого.
Так, причинно-следственные связи, зачастую, гораздо глубже, чем кажется.
5) Реконструирование отношений с людьми
Это возможно благодаря выстраиванию терапевтических отношений, в рамках которых человек может увидеть себя, как в зеркале. То есть увидеть то, как он выстраивает отношения с другими людьми, обратить внимание, какие моменты вызывают трудности или неприятные ощущения, чувства.
Например, клиент обратился с жалобами на трудности в выстраивании дружеских отношений: он считает, что с ним не хотят общаться, проявляют к нему мало внимания, не зовут на встречи и тд. В терапевтических отношениях со временем начали проявляться его страхи, он боялся, что терапевт его отвергнет, бросит, говорил о фантазиях, что терапевт симпатизирует всем клиентам, кроме него. Он также вспомнил, что чувствовал себя брошенным родителями, когда те уделяли больше внимания его сиблингам, а те, в свою очередь, дружили между собой, но не с ним. Так, в ходе терапии, клиент осознал, почему он так себя чувствует, почему бессознательно выбирает таких друзей, а также, благодаря сеттингу, четкой рамке снизилась интенсивность страха отвержения.
6) Лучшее понимание и знание себя
Знание своих слабых и сильных сторон дает возможность для принятия себя.
Например, до начала терапии Вы могли себя корить в постоянной прокрастинации, а после поняли, осознали и приняли тот факт, что вы действительно часто отвлекаетесь от трудных задач, поэтому заранее стараетесь обустроить свое рабочее пространство так, чтобы отвлекающих стимулов было меньше. Также, например, Вы осознали, что быстро устаете, поэтому начали давать себе своевременный отдых (конечно, осознание и принятие - процесс небыстрый).
То есть вы не корите себя за то, что вы неидеальный, вы просто учитываете свои особенности.
Запись на консультацию:
WhatsApp, Telegram +981-789-09-04
Инюшева Владислава, психоаналитически ориентированный психолог
Автор: Инюшева Владислава Николаевна
Психолог, Психоаналитический подход
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru