Найти в Дзене

Записки на полях книги Равина Джесутасана и Джона Будро “Реинжиниринг бизнеса. Как грамотно внедрить автоматизацию и искусственный интеллект

Оглавление

Как человек занимающийся и диагностикой бизнеса, и автоматизацией бизнеса я просто не имел права пройти мимо книги с таким названием. А открыв Библиографию, понял, что просто обязан прочитать эту книгу, не откладывая в долгий ящик. В моей библиотеке за 20 лет скопилось довольно много книг со словом “реинжиниринг” в названии, некоторых уже не то, что в продаже - в помине поисковиков нет.

Слово реинжиниринг в отношении бизнеса и бизнес-процессов ввел в оборот Майкл Хаммер, выпустив легендарную книгу, ставшую бестселлером и маст-ридом для любого управленца или консультанта “Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе”. К сожалению, книга давно не переиздавалась и даже в электронном виде она не продается. Но я всё же рекомендую найти возможность и ознакомиться с этой книгой, хотя бы в кратком изложении.

Отвлекся. Возвращаюсь, а написать пост с подборкой книг по реинжинирингу из моей библиотеки обещаю сделать.

Для читающих “узко” - эта книга про реинжиниринг, инициированный автоматизацией, для читающих “широко” - эта книга про выгоду от изменений, про обучение персонала и планирование карьеры и много еще про что полезного как для тех, кто занимается консультированием и автоматизацией бизнеса, так и руководителей и особенно для эчаров и консультантов по карьере. Да, уже настала пора расширить и переписать мою подборку книг по управлению карьерой, включив в нее эту и еще несколько книг, которые я прочитал за последнее время. Снова обещаю вам сделать это.

Книга Равина Джесутасана и Джона Будро “Реинжиниринг бизнеса. Как грамотно внедрить автоматизацию и искусственный интеллект” даёт вам возможность задуматься над вопросами, каким образом внедрение автоматизации и искусственного интеллекта (далее ИИ) может повлиять на ваш бизнес, на вашу работу, карьеру. Как автоматизация и ИИ изменит ваши обязанности, деятельность начальства, коллег, друзей и родных?

Авторы книги, признанные авторитеты в вопросах человеческого капитала и автоматизации, не ограничиваются попытками определить, в чем именно роботы заменят людей. Они предлагают свой системный подход, с помощью которого можно попытаться найти оптимальное соотношение искусственного интеллекта и работы специалистов.

Книга также принята мною как расширение нашей модели определения экономической выгоды от изменения в бизнесе, сделанной на базе ДБС-подхода коллег Расчёт экономической выгоды внедрения ERP. Обновленную модель обещаю тоже выложить со временем.

Книга перекликается с идеями книги Марка Розина “Стратегия чистого листа. Как перестать планировать и начать делать бизнес” в части подходов “сверху” и “снизу”. Идеи книги тесно связаны с известной и активно применяемой многими пятикомпонентной модели организационных преобразований, предложенной Джей Гэлбрейт (эту модель вы тоже найдете в моем конспекте).

Далее идет небольшой конспект книги, который я сделал для себя и делюсь с вами. Конспект не заменяет книги, которую настоятельно рекомендую прочитать тем, кому это будет полезно. Только не спрашивайте меня, кому? :-)

Введение. Искусственный интеллект и робототехника уже реальность. Что дальше?

Авторы предлагаю схему действий, которая поможет руководителям компаний структурно перестроить свой бизнес:

  1. Разложить должностные обязанности сотрудников на простые задачи.
  2. Оценить соотношение между результатами улучшения работы и повышением их ценности для организации.
  3. Найти возможности для перегруппировки задач с учетом новых передовых технологий, определив, какие из них подходят именно вам.
  4. Оптимизировать работу, наилучшим образом перераспределив трудовые обязанности между человеком и механизмами.

Авторы для оценки возможности и целесообразности автоматизации вводят три оси, которые удивительным образом совпадают с осями Дэвида Майстера для классификации бизнесов по оказанию профессиональных услуг:

  1. Стандартность — нестандартность.
  2. Независимость — взаимодействие. Задача возлагается на одного человека, или же ее выполнение предполагает контакт с другими людьми.
  3. Физический труд — умственная работа.

Глава 1. Раскладываем работу на отдельные составляющие

Задаваться вопросом, поддается ли автоматизации тот или иной вид работы в целом, бессмысленно: необходимо разобраться, можно ли автоматизировать каждый пункт должностной инструкции.

Для этого следует идентифицировать простые задачи внутри должностной инструкции. Компоненты, из которых складывается работа, можно найти в служебной инструкции или в списке требуемых навыков.

Глава 2. Оцениваем соотношение результативности работы и стратегических ценностей компании

Руководители организаций часто полагают, что автоматизация сама по себе способствует повышению производительности труда. Но не все улучшения рабочих процессов одинаково выгодны для компании. Усовершенствования в действительно значимых областях оказывают существенное влияние на достижение стратегических целей, тогда как изменения в других сферах не произведут особого эффекта. (Подход довольно близок к подходу Теории ограничений Элияху Голдратта.)

Автоматизация позволит достигнуть впечатляющих результатов, только если компания будет внедрять ее именно там, где она обеспечит максимальную отдачу. Чтобы оценить потенциальную роль автоматизации в улучшении результатов авторы вводят словосочетание «прибыль от улучшения результатов работы» (ПУРР). Для каждого изменения бизнес-процесса дополнительная ценность будет различной. ПУРР — это способ связать стратегические цели компании с результатами выполнения сотрудниками своих задач, возможность с большей точностью проанализировать возможные выгоды. Таким образом, определение ПУРР — ключевой элемент для создания оптимальной стратегии автоматизации.

ПУРР может выражаться по-разному, но, чтобы продемонстрировать всю мощь этой идеи, мы возьмем четыре базовых показателя.

Рис. 1. Оценка ПУРР

Глава 3. Анализируем возможные варианты

Авторы разделяют (классифицируют) автоматизацию на три вида:

  • Роботизированная автоматизация процессов используется для решения шаблонных задач. Особенно эффективна для передачи данных из одной сети в другую, в случаях, не требующих обучения техники в процессе взаимодействия.
  • Познавательная автоматика (искусственный интеллект, машинное обучение) используется для решения нестандартных, сложных, творческих, исследовательских задач. Особенно эффективна для распознавания закономерностей и смыслов в больших данных, а также там, где требуется обучение в процессе взаимодействия.
  • Социальная робототехника используется для решения как типичных, так и нетипичных задач, требующих взаимодействия человека и машины. Роботы мобильны, они функционируют рядом с нами, их можно программировать и приспосабливать для решения новых проблем.

Авторы предлагают после разложения конкретную деятельность на отдельные простые составляющие (см. выше), определиться с ПУРР и выбрать подходящий вид автоматизации. Это позволит собрать конструкцию воедино, оптимизировав процесс для каждой из задач и добиваясь нужного эффекта, чтобы впоследствии по-новому выстроить рабочий процесс, обновить организацию труда и стиль руководства.

Типичный алгоритм в случае роботизированной автоматизации выглядит примерно так:

  • Войти в систему Открыть файл.хlsx
  • Скопировать первые три значения из колонки «Дата рождения»
  • Открыть документ в формате Word. Вставить скопированные значения на с. 3 под заголовком «Дата рождения»
  • Закрыть документ в формате Word
  • Создать электронное письмо
  • Вложить в письмо документ в формате Word

Познавательная автоматика используется, как правило, для решения трех типов задач. Во-первых, ее применяют для совершенствования бизнес-процессов. Именно это и сделали страховые компании, занимающиеся страхованием автомобилей. Они используют приложение, способное распознавать фотографии и обладающее познавательными способностями. Компьютер анализирует снимок поврежденной машины, оценивает ущерб и сумму возмещения убытков, после чего отправляет свои рекомендации человеку-оценщику для одобрения.

Глава 4. Оптимизируем рабочий процесс

Первые три шага — выделение значимых элементов работы, расчет ПУРР по каждому из них и анализ возможностей автоматизации — объединяются на четвертой ступени схемы - подбор оптимальной комбинацию человеческого труда и автоматов.

Для того чтобы более четко увидеть весь процесс, авторы рекомендую последовательно ответить на ряд вопросов:

  • Какие задачи выполняет тот или иной конкретный специалист?
  • Каковы характеристики его работы: стандартная — нестандартная; выполняется независимо — требует общения; физическая — умственная?
  • Как можно оценить ПУРР этой работы: исключение ошибок (первый отрезок графика ПУРР); снижение вариативности (второй отрезок графика ПУРР); плавное возрастание ценности (третий отрезок графика ПУРР); быстрое возрастание ценности (четвертый отрезок графика ПУРР)?
  • Какую роль в данном случае сыграет автоматика: сможет ли она полностью заменить человека, расширит его возможности или создаст новую сферу деятельности?
  • Какие виды автоматизации доступны: роботизированная автоматизация процессов, познавательная автоматика, социальная робототехника?
  • Каков оптимальный способ объединить возможности людей и механизмов в рамках связанных видов работ и производственных процессов?
-2

Рис. 2. Четырехступенчатая схема оптимизации работы: правильное сочетание разделения работы на элементы, расчета ПУРР и анализа возможностей автоматики

Глава 5. Обновленная организация

Четырехступенчатая схема помогает разложить обязанности сотрудников на составляющие их задачи, а затем по- новому выстроить трудовые обязанности.

Важно помнить: принятые решения затронут организацию в целом — ее культуру, своеобразие, внутрикорпоративное взаимодействие, вовлеченность сотрудников, структуру управления и систему отчетности.

Есть два способа осознать, как повлияет автоматизация отдельных видов работ на фирму в целом. Можно рассуждать «сверху вниз»: для начала представьте себе, как автоматизация изменит вашу отрасль, стратегию, бизнес и компанию. А затем подумайте: как должны трансформироваться методы работы, чтобы соответствовать этим стратегическим организационным изменениям?

Второй способ — двигаться «снизу вверх». Сначала проанализируйте варианты использования автоматизации для конкретных специальностей, прикинув возможные затраты и риски, а также потенциальное повышение прибыли. Затем задумайтесь о том, какие действия на уровне всей организации способны поспособствовать этим изменениям. Приведут ли планируемые перемены к негативным последствиям на макроуровне? Если да, то, возможно, вам стоит как-то иначе перестроить работу, замедлить или вовсе отложить реформы до того момента, когда компания будет к ним готова.

Не будет вредным, думаю, привести здесь пятикомпонентную модель организационных преобразований, предложенную Джей Гэлбрейт:

  1. Стратегия в общих чертах описывает товары и услуги, предлагаемые компанией; рынки, на которых она действует; ее уникальную ценность для клиентов; конкурентные преимущества и возможности.
  2. Структура организации определяет распределение властных полномочий.
  3. Процессы распространения информации и принятия решений в рамках организационной структуры.
  4. Система вознаграждений призвана объединить интересы отдельных сотрудников и интересы организации в целом.
  5. Грамотная кадровая политика обеспечивает организацию талантами, необходимыми для ее бесперебойного функционирования и реализации намеченной стратегии, помогает персоналу приобрести нужные навыки и создать правильный настрой для успешного выполнения поставленных задач.

Автоматика трансформирует компании в целом не в меньшей степени, чем работу отдельных специалистов. Пересмотр организационной структуры предполагает создание виртуальных команд, использование систем Agile и Scrum, а также холакратии, горизонтальной организации труда с внедрением самоуправления.

Глава 6. Новый стиль руководства

В этой главе авторы цитируют книгу Кевина Келли “Неизбежно 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее” и другие исследования, на основании которых дают свои рекомендации.

Лидерам впредь будет необходимо организовывать трудовой процесс, а не работников, создавая экосистему из действующих и потенциальных сотрудников, готовых с энтузиазмом включиться в общее дело, приспосабливаясь к перманентным изменениям. Будучи руководителем, вы должны быть готовы постоянно разбирать на составляющие и перекомпоновывать работу организации. Кроме того, вам следует предоставлять сотрудникам общую схему оптимизации совместной деятельности людей и машин: ведь, вероятно, они будут первыми, кому предстоит осознать и освоить возможности обновленной организации труда.

Если вы планируете видоизменить работу организации, используя как автоматизацию, так и различные формы найма специалистов, помните, что в общей сложности у вас есть 8 возможных вариантов: традиционный рабочий контракт, аутсорсинг, привлечение фрилансеров, заключение соглашений в рамках отдельных проектов, электронные системы по поиску кадров, волонтеры, роботы, искусственный интеллект.

Что же конкретно требуется изменить, чтобы стать руководителем нового типа?

  • Образ мыслей. Вместо «учиться, действовать, выйти на пенсию» — «учиться, действовать, учиться, действовать, отдыхать, учиться… повторить».
  • Навыки. От конкретной квалификации — к готовности подстраиваться под новые условия труда.
  • Система вознаграждений. От фиксированной зарплаты за постоянную работу — к гибкой системе вознаграждений за выполнение отдельных задач и поручений.
  • Организация труда. От конкретных должностей и перемещения между ними — к системе задач, распределяемых в соответствии с возможностями.
  • Профессиональное развитие. От карьеры, основанной на системе должностей, — к постоянному овладению новыми навыками, нацеленными на решение имеющихся задач и выполнение обновленных служебных обязанностей.