Как человек занимающийся и диагностикой бизнеса, и автоматизацией бизнеса я просто не имел права пройти мимо книги с таким названием. А открыв Библиографию, понял, что просто обязан прочитать эту книгу, не откладывая в долгий ящик. В моей библиотеке за 20 лет скопилось довольно много книг со словом “реинжиниринг” в названии, некоторых уже не то, что в продаже - в помине поисковиков нет.
Слово реинжиниринг в отношении бизнеса и бизнес-процессов ввел в оборот Майкл Хаммер, выпустив легендарную книгу, ставшую бестселлером и маст-ридом для любого управленца или консультанта “Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе”. К сожалению, книга давно не переиздавалась и даже в электронном виде она не продается. Но я всё же рекомендую найти возможность и ознакомиться с этой книгой, хотя бы в кратком изложении.
Отвлекся. Возвращаюсь, а написать пост с подборкой книг по реинжинирингу из моей библиотеки обещаю сделать.
Для читающих “узко” - эта книга про реинжиниринг, инициированный автоматизацией, для читающих “широко” - эта книга про выгоду от изменений, про обучение персонала и планирование карьеры и много еще про что полезного как для тех, кто занимается консультированием и автоматизацией бизнеса, так и руководителей и особенно для эчаров и консультантов по карьере. Да, уже настала пора расширить и переписать мою подборку книг по управлению карьерой, включив в нее эту и еще несколько книг, которые я прочитал за последнее время. Снова обещаю вам сделать это.
Книга Равина Джесутасана и Джона Будро “Реинжиниринг бизнеса. Как грамотно внедрить автоматизацию и искусственный интеллект” даёт вам возможность задуматься над вопросами, каким образом внедрение автоматизации и искусственного интеллекта (далее ИИ) может повлиять на ваш бизнес, на вашу работу, карьеру. Как автоматизация и ИИ изменит ваши обязанности, деятельность начальства, коллег, друзей и родных?
Авторы книги, признанные авторитеты в вопросах человеческого капитала и автоматизации, не ограничиваются попытками определить, в чем именно роботы заменят людей. Они предлагают свой системный подход, с помощью которого можно попытаться найти оптимальное соотношение искусственного интеллекта и работы специалистов.
Книга также принята мною как расширение нашей модели определения экономической выгоды от изменения в бизнесе, сделанной на базе ДБС-подхода коллег “Расчёт экономической выгоды внедрения ERP”. Обновленную модель обещаю тоже выложить со временем.
Книга перекликается с идеями книги Марка Розина “Стратегия чистого листа. Как перестать планировать и начать делать бизнес” в части подходов “сверху” и “снизу”. Идеи книги тесно связаны с известной и активно применяемой многими пятикомпонентной модели организационных преобразований, предложенной Джей Гэлбрейт (эту модель вы тоже найдете в моем конспекте).
Далее идет небольшой конспект книги, который я сделал для себя и делюсь с вами. Конспект не заменяет книги, которую настоятельно рекомендую прочитать тем, кому это будет полезно. Только не спрашивайте меня, кому? :-)
Введение. Искусственный интеллект и робототехника уже реальность. Что дальше?
Авторы предлагаю схему действий, которая поможет руководителям компаний структурно перестроить свой бизнес:
- Разложить должностные обязанности сотрудников на простые задачи.
- Оценить соотношение между результатами улучшения работы и повышением их ценности для организации.
- Найти возможности для перегруппировки задач с учетом новых передовых технологий, определив, какие из них подходят именно вам.
- Оптимизировать работу, наилучшим образом перераспределив трудовые обязанности между человеком и механизмами.
Авторы для оценки возможности и целесообразности автоматизации вводят три оси, которые удивительным образом совпадают с осями Дэвида Майстера для классификации бизнесов по оказанию профессиональных услуг:
- Стандартность — нестандартность.
- Независимость — взаимодействие. Задача возлагается на одного человека, или же ее выполнение предполагает контакт с другими людьми.
- Физический труд — умственная работа.
Глава 1. Раскладываем работу на отдельные составляющие
Задаваться вопросом, поддается ли автоматизации тот или иной вид работы в целом, бессмысленно: необходимо разобраться, можно ли автоматизировать каждый пункт должностной инструкции.
Для этого следует идентифицировать простые задачи внутри должностной инструкции. Компоненты, из которых складывается работа, можно найти в служебной инструкции или в списке требуемых навыков.
Глава 2. Оцениваем соотношение результативности работы и стратегических ценностей компании
Руководители организаций часто полагают, что автоматизация сама по себе способствует повышению производительности труда. Но не все улучшения рабочих процессов одинаково выгодны для компании. Усовершенствования в действительно значимых областях оказывают существенное влияние на достижение стратегических целей, тогда как изменения в других сферах не произведут особого эффекта. (Подход довольно близок к подходу Теории ограничений Элияху Голдратта.)
Автоматизация позволит достигнуть впечатляющих результатов, только если компания будет внедрять ее именно там, где она обеспечит максимальную отдачу. Чтобы оценить потенциальную роль автоматизации в улучшении результатов авторы вводят словосочетание «прибыль от улучшения результатов работы» (ПУРР). Для каждого изменения бизнес-процесса дополнительная ценность будет различной. ПУРР — это способ связать стратегические цели компании с результатами выполнения сотрудниками своих задач, возможность с большей точностью проанализировать возможные выгоды. Таким образом, определение ПУРР — ключевой элемент для создания оптимальной стратегии автоматизации.
ПУРР может выражаться по-разному, но, чтобы продемонстрировать всю мощь этой идеи, мы возьмем четыре базовых показателя.
Рис. 1. Оценка ПУРР
Глава 3. Анализируем возможные варианты
Авторы разделяют (классифицируют) автоматизацию на три вида:
- Роботизированная автоматизация процессов используется для решения шаблонных задач. Особенно эффективна для передачи данных из одной сети в другую, в случаях, не требующих обучения техники в процессе взаимодействия.
- Познавательная автоматика (искусственный интеллект, машинное обучение) используется для решения нестандартных, сложных, творческих, исследовательских задач. Особенно эффективна для распознавания закономерностей и смыслов в больших данных, а также там, где требуется обучение в процессе взаимодействия.
- Социальная робототехника используется для решения как типичных, так и нетипичных задач, требующих взаимодействия человека и машины. Роботы мобильны, они функционируют рядом с нами, их можно программировать и приспосабливать для решения новых проблем.
Авторы предлагают после разложения конкретную деятельность на отдельные простые составляющие (см. выше), определиться с ПУРР и выбрать подходящий вид автоматизации. Это позволит собрать конструкцию воедино, оптимизировав процесс для каждой из задач и добиваясь нужного эффекта, чтобы впоследствии по-новому выстроить рабочий процесс, обновить организацию труда и стиль руководства.
Типичный алгоритм в случае роботизированной автоматизации выглядит примерно так:
- Войти в систему Открыть файл.хlsx
- Скопировать первые три значения из колонки «Дата рождения»
- Открыть документ в формате Word. Вставить скопированные значения на с. 3 под заголовком «Дата рождения»
- Закрыть документ в формате Word
- Создать электронное письмо
- Вложить в письмо документ в формате Word
Познавательная автоматика используется, как правило, для решения трех типов задач. Во-первых, ее применяют для совершенствования бизнес-процессов. Именно это и сделали страховые компании, занимающиеся страхованием автомобилей. Они используют приложение, способное распознавать фотографии и обладающее познавательными способностями. Компьютер анализирует снимок поврежденной машины, оценивает ущерб и сумму возмещения убытков, после чего отправляет свои рекомендации человеку-оценщику для одобрения.
Глава 4. Оптимизируем рабочий процесс
Первые три шага — выделение значимых элементов работы, расчет ПУРР по каждому из них и анализ возможностей автоматизации — объединяются на четвертой ступени схемы - подбор оптимальной комбинацию человеческого труда и автоматов.
Для того чтобы более четко увидеть весь процесс, авторы рекомендую последовательно ответить на ряд вопросов:
- Какие задачи выполняет тот или иной конкретный специалист?
- Каковы характеристики его работы: стандартная — нестандартная; выполняется независимо — требует общения; физическая — умственная?
- Как можно оценить ПУРР этой работы: исключение ошибок (первый отрезок графика ПУРР); снижение вариативности (второй отрезок графика ПУРР); плавное возрастание ценности (третий отрезок графика ПУРР); быстрое возрастание ценности (четвертый отрезок графика ПУРР)?
- Какую роль в данном случае сыграет автоматика: сможет ли она полностью заменить человека, расширит его возможности или создаст новую сферу деятельности?
- Какие виды автоматизации доступны: роботизированная автоматизация процессов, познавательная автоматика, социальная робототехника?
- Каков оптимальный способ объединить возможности людей и механизмов в рамках связанных видов работ и производственных процессов?
Рис. 2. Четырехступенчатая схема оптимизации работы: правильное сочетание разделения работы на элементы, расчета ПУРР и анализа возможностей автоматики
Глава 5. Обновленная организация
Четырехступенчатая схема помогает разложить обязанности сотрудников на составляющие их задачи, а затем по- новому выстроить трудовые обязанности.
Важно помнить: принятые решения затронут организацию в целом — ее культуру, своеобразие, внутрикорпоративное взаимодействие, вовлеченность сотрудников, структуру управления и систему отчетности.
Есть два способа осознать, как повлияет автоматизация отдельных видов работ на фирму в целом. Можно рассуждать «сверху вниз»: для начала представьте себе, как автоматизация изменит вашу отрасль, стратегию, бизнес и компанию. А затем подумайте: как должны трансформироваться методы работы, чтобы соответствовать этим стратегическим организационным изменениям?
Второй способ — двигаться «снизу вверх». Сначала проанализируйте варианты использования автоматизации для конкретных специальностей, прикинув возможные затраты и риски, а также потенциальное повышение прибыли. Затем задумайтесь о том, какие действия на уровне всей организации способны поспособствовать этим изменениям. Приведут ли планируемые перемены к негативным последствиям на макроуровне? Если да, то, возможно, вам стоит как-то иначе перестроить работу, замедлить или вовсе отложить реформы до того момента, когда компания будет к ним готова.
Не будет вредным, думаю, привести здесь пятикомпонентную модель организационных преобразований, предложенную Джей Гэлбрейт:
- Стратегия в общих чертах описывает товары и услуги, предлагаемые компанией; рынки, на которых она действует; ее уникальную ценность для клиентов; конкурентные преимущества и возможности.
- Структура организации определяет распределение властных полномочий.
- Процессы распространения информации и принятия решений в рамках организационной структуры.
- Система вознаграждений призвана объединить интересы отдельных сотрудников и интересы организации в целом.
- Грамотная кадровая политика обеспечивает организацию талантами, необходимыми для ее бесперебойного функционирования и реализации намеченной стратегии, помогает персоналу приобрести нужные навыки и создать правильный настрой для успешного выполнения поставленных задач.
Автоматика трансформирует компании в целом не в меньшей степени, чем работу отдельных специалистов. Пересмотр организационной структуры предполагает создание виртуальных команд, использование систем Agile и Scrum, а также холакратии, горизонтальной организации труда с внедрением самоуправления.
Глава 6. Новый стиль руководства
В этой главе авторы цитируют книгу Кевина Келли “Неизбежно 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее” и другие исследования, на основании которых дают свои рекомендации.
Лидерам впредь будет необходимо организовывать трудовой процесс, а не работников, создавая экосистему из действующих и потенциальных сотрудников, готовых с энтузиазмом включиться в общее дело, приспосабливаясь к перманентным изменениям. Будучи руководителем, вы должны быть готовы постоянно разбирать на составляющие и перекомпоновывать работу организации. Кроме того, вам следует предоставлять сотрудникам общую схему оптимизации совместной деятельности людей и машин: ведь, вероятно, они будут первыми, кому предстоит осознать и освоить возможности обновленной организации труда.
Если вы планируете видоизменить работу организации, используя как автоматизацию, так и различные формы найма специалистов, помните, что в общей сложности у вас есть 8 возможных вариантов: традиционный рабочий контракт, аутсорсинг, привлечение фрилансеров, заключение соглашений в рамках отдельных проектов, электронные системы по поиску кадров, волонтеры, роботы, искусственный интеллект.
Что же конкретно требуется изменить, чтобы стать руководителем нового типа?
- Образ мыслей. Вместо «учиться, действовать, выйти на пенсию» — «учиться, действовать, учиться, действовать, отдыхать, учиться… повторить».
- Навыки. От конкретной квалификации — к готовности подстраиваться под новые условия труда.
- Система вознаграждений. От фиксированной зарплаты за постоянную работу — к гибкой системе вознаграждений за выполнение отдельных задач и поручений.
- Организация труда. От конкретных должностей и перемещения между ними — к системе задач, распределяемых в соответствии с возможностями.
- Профессиональное развитие. От карьеры, основанной на системе должностей, — к постоянному овладению новыми навыками, нацеленными на решение имеющихся задач и выполнение обновленных служебных обязанностей.