Найти тему
Incredible World of Music

ЗИС-112. Автомобиль-загадка

Мое заочное знакомство с ЗиС-112 состоялось благодаря журналу "Техника-молодежи". Еще в детстве, прочитав выпуск 11/1974, буквально заболел этой машиной и стал собирать журнальные статьи, газетные вырезки, связанные с ней. Все, что нашлось тогда - рисунки Долматовского и Захарова, а также пара черно-белых фото со страниц прессы, запечатлевших советский спорткар спереди и сбоку. Автомобиль выделялся внушительными размерами, обтекаемым кузовом "купе" и единственной фарой по центру радиатора.

ЗиС-112. Иллюстрация в журнале "Техника-молодежи". Ю Долматовский
ЗиС-112. Иллюстрация в журнале "Техника-молодежи". Ю Долматовский
ЗиС-112. Иллюстрация в журнале "За рулем" А. Захаров
ЗиС-112. Иллюстрация в журнале "За рулем" А. Захаров


Дизайн ЗиС-112 был разработан Валентином Ростковым под влиянием американского "автомобиля-мечты" Le Sabre 1951 г., созданного Харли Эрлом. Эрл всеми силами способствовал популярности своего детища. На протяжении многих лет использовал его в качестве личного автомобиля. Концепт-кар постоянно появлялся на публике и позиционировался как эталон. Это принесло свои плоды. Я наблюдал уникальный Le Sabre по телевизору, в модных журналах, на наклейках и фантиках. Данный автомобиль до сих пор в хорошей форме, на ходу и хранится в музее GM. В сети много современных видео, показывающих его в движении, демонстрирующих работу сервоприводов блока фар и складного верха.

Американский концепт-кар GM Le Sabre 1951 г.
Американский концепт-кар GM Le Sabre 1951 г.

ЗиС-112 появился в 1952 году - через год после презентации легендарного "американца" широкой общественности. Ведущим конструктором выступил В.Ф. Родионов. Советский автомобиль построили на базе серийного лимузина ЗиС-110 (в некоторых источниках указано, что использована рама ЗиС-Э111, аналогичная раме ЗиС-110). Технические условия утвердили 1 июля 1951 года, а 1 сентября 1952 готовая машина покинула ворота завода. Основной целью создания новой модели являлись испытания различных узлов и агрегатов в условиях повышенных нагрузок. Автомобиль должен был участвовать в линейных гонках, развивая максимально возможную скорость. За необычную внешность ЗиС-112 прозвали "Циклопом". Сердцем исполина вначале стал штатный рядный 8-цилиндровый двигатель ЗиС-110 мощностью 140 л.с., а затем его сменил экспериментальный вариант со смешанным расположением клапанов (верхними впускными и нижними выпускными), мощностью 180 лошадиных сил.

Фото двигателя ЗИС-110 с четырьмя карбюраторами.
Фото двигателя ЗИС-110 с четырьмя карбюраторами.
 А здесь уже ГБЦ с клапанной крышкой.
А здесь уже ГБЦ с клапанной крышкой.

Мне как неспециалисту в автомобилестроении трудно судить об эффективности тех или иных решений. Из подобных двигателей со смешанным расположением клапанов могу припомнить разве что Hurricane (F-134 / F161), устанавливавшийся на автомобили Willys с начала 1950-х гг. Он тоже был спроектирован на основе прежних нижнеклапанных моделей, позволив увеличить степень сжатия и повысить мощность. Модернизированный вариант изготавливали вплоть до 1970-х гг.

О том, что находилось внутри у ЗиС-112, я долгое время не имел ни малейшего представления. Фотографии подкапотного пространства появились в интернете лишь в последние годы. В середине 1990-х из визуальной информации у меня было целое ничего - пара-тройка журнальных рисунков и мелких фотографий. Тогда я увлекался слот-карами (автотрассовым моделированием), изготавливая их из любых подручных материалов: бумаги, дерева, ткани, пластика, жести, проволоки. Решил смоделировать ЗиС-112, не зная как выглядит задняя часть машины. Пофантазировал, прикинул и сделал далеко выступающие кили вкупе с круглым центральным стоп-сигналом, основываясь на более известном Le Sabre.

Потом, в начале 2000-х, дома появился интернет. Я принялся скачивать моря информации - ноты, мануалы по синтам, картинки, руководства по ремонту и обслуживанию авто. Находил подробные сведения о чем угодно, но только не о ЗиС-112. Нигде не было фотографий советского спорткара сзади, форумчане даже спорили о наличии/отсутствии ручки открывания багажника. По сайтам ходила компьютерная 3D-модель, оказавшаяся не совсем верной.

Популярный в интернете 3D рендер. Задняя часть совершенно отличается от реального прототипа
Популярный в интернете 3D рендер. Задняя часть совершенно отличается от реального прототипа

К 2010 году DiP Models выпустили коллекционную модель в масштабе 1/43. Создавали по сохранившимся фото, в том числе из личного архива автогонщика Бориса Курбатова. И по-моему, она единственная достоверная на сегодняшний день.

Коллекционная модель DiP Models ЗИС-112 1:43
Коллекционная модель DiP Models ЗИС-112 1:43


До недавнего времени я не мог понять даже, в какую сторону открывается капот у ЗИС-112 - снимается полностью, откидывается вбок как у ЗиМ или же поднимается на петлях по ходу движения. Вот, узнал когда были опубликованы архивные кадры с открытым капотом. Капот обычный, аллигаторного типа, на петлях.

ЗИС-112 с поднятым капотом. Фото взято с сайта Каталог К.В.Х.
ЗИС-112 с поднятым капотом. Фото взято с сайта Каталог К.В.Х.

Более-менее восстановил хронологию "Циклопов". Источники разнились в датах жизни 112-х. Сколько всего машин (физически) и что с чем сосуществовало? Модификации обозначались через дробь: /1, /2, /3 и т.д. С 1956 г. ЗиС сменил имя на ЗиЛ.

Итак, выяснил:
ЗИС-112/1 - труЪ исполнение. Изначальная длина 5920 мм, ширина 2085 мм, высота 1532 мм, колесная база 3700 мм. Полная масса (с нагрузкой) - 2915 кг.

Так ЗиС 112 выглядел изначально. Фото с сайта Каталог К.В.Х.
Так ЗиС 112 выглядел изначально. Фото с сайта Каталог К.В.Х.
Так ЗиС 112 выглядел изначально. Фото с сайта Каталог К.В.Х.
Так ЗиС 112 выглядел изначально. Фото с сайта Каталог К.В.Х.
Так ЗиС 112 выглядел изначально. Фото с сайта Каталог К.В.Х.
Так ЗиС 112 выглядел изначально. Фото с сайта Каталог К.В.Х.

Согласно материалам сайта "Советский автоспорт", данный экземпляр просуществовал с доработками до 1961 г., после чего его шасси послужило донором для ЗиЛ-112/6. Из хорошего, годного циклопа сделали поделку по мотивам "Ferrari Testarossa". Лучше бы в музей сдали. Обновленный образец поучаствовал в гоночном сезоне 1961 года и больше нигде не выступал. С этого момента можно считать авто исчезнувшим.
1 июля 1951 г. - дано техзадание на разработку;
1 сентября 1952 г. - завершен;
7 сентября 1952 г. - первое участие в гонках;
1955 г. - проделаны выемки в передних крыльях для лучшего охлаждения тормозов;
1956 г. - укорочен на 600 мм, но сохранил общий стиль. Новая длина 5320 мм, база 3100 мм, высота и ширина без изменений, полная масса 2250 кг. Двухчастное лобовое стекло заменено на панорамное, полный отказ от съемной крыши;
1956-1958 гг. - участвовал в чемпионатах СССР, завоевав бронзовую '56 и золотую '57 медали, 1958 - сход с дистанции;
1959-1960 гг. - терпеливо ждал своего часа;
1961 - полная замена кузова, последние упоминания.

Состояние машины на 1955 год. В передних крыльях появились выемки, а подфарники(?) помещены над бампером
Состояние машины на 1955 год. В передних крыльях появились выемки, а подфарники(?) помещены над бампером
Еще одно фото с длинной базой и вырезами у передних колес
Еще одно фото с длинной базой и вырезами у передних колес
Двери открывались как обычно
Двери открывались как обычно
Укороченная в 1956 г. машина. Вид портит только обрубленная дверь
Укороченная в 1956 г. машина. Вид портит только обрубленная дверь
Еще фото короткобазного ЗИСа
Еще фото короткобазного ЗИСа

ЗИС-112/2 - с 1953 г. Вторая машина. Отошла от циклопического дизайна в сторону привычных Gran Turismo. Итого ЗИС'ов стало два. В 1955 г. был сильно поврежден кузов, и автомобиль перестроили под новым наименованием ЗиЛ 112/3.

ЗиС-112 под номером 2. Кузов стеклопластиковый. Дизайн - что ты такое?
ЗиС-112 под номером 2. Кузов стеклопластиковый. Дизайн - что ты такое?
ЗиС-112 под номером 2. Существовал параллельно с первым. Разбит, перестроен под названием 112/3
ЗиС-112 под номером 2. Существовал параллельно с первым. Разбит, перестроен под названием 112/3



ЗИЛ 112/3 - 1956 г. Построен на шасси второго с использованием кузовных элементов прототипа лимузина ЗИЛ-111, внешне очень похож на серийные американские родстеры того периода. Физически автомобилей по-прежнему два - 112/1 и 112/3. Вот оба на фото. Последний раз участвовал в гонках в 1957 г. Дальше его следы теряются.

ЗиЛ-112/3 (в прошлой жизни 112/2). Нет, это не "Кадиллак".
ЗиЛ-112/3 (в прошлой жизни 112/2). Нет, это не "Кадиллак".
ЗИС-112/1 и ЗиЛ-112/3. Фото Сергея Васина
ЗИС-112/1 и ЗиЛ-112/3. Фото Сергея Васина



ЗИЛ-112/4 и ЗИЛ-112/5 - два самостоятельных экземпляра, построенных в 1958 году с использованием силовых агрегатов нового лимузина ЗИЛ-111. Будем считать, что 112-х стало три: "Циклоп" и эти двое.

Близнецы ЗИЛ 112/4 и ЗИЛ 112/5. В это время 112/1 жив, 112/3 - неизвестно
Близнецы ЗИЛ 112/4 и ЗИЛ 112/5. В это время 112/1 жив, 112/3 - неизвестно

Фото очевидно 1961 года. Бывший "Циклоп" 112/1 (112/6) и рядом 112/5.

ЗИЛ-112/6 (на шасси 112/1 1952 г.) и ЗИЛ 112/5. Судьба оригинального кузова 112/1 неизвестна
ЗИЛ-112/6 (на шасси 112/1 1952 г.) и ЗИЛ 112/5. Судьба оригинального кузова 112/1 неизвестна


ЗИЛ-112С - в 1962 году появились еще двое близнецов-братьев, получивших индекс "С", дабы подчеркнуть принципиальные отличия от предшественников. Выступали в гонках до 1970 года. В настоящее время один экземпляр демонстрируется в Рижском мотормузее. Второй, по слухам, тоже дошел до наших дней, находится в частной коллекции и восстанавливается. Но это уже совсем другая история.

ЗИЛ-112С
ЗИЛ-112С

В 1956 году на Минское кольцо вышла гоночная машина, стилистически схожая с ЗИС-112/1. Ее создали А. Шатеркин, З. Штейнгруд и С. Бауэр на узлах и агрегатах ГАЗ-М20 "Победа". Она тоже носила название "Циклоп". Отношения к ЗиС не имеет, кроме совместного участия в соревнованиях.

На переднем плане - автомобиль команды 7-го таксопарка Москвы. На заднем - старый добрый ЗиС-112/1
На переднем плане - автомобиль команды 7-го таксопарка Москвы. На заднем - старый добрый ЗиС-112/1

Нас интересует судьба автомобиля, построенного в 1952 году. Им управляли в разные годы Б. Курбатов, В. Еремин, В. Петров, Б. Абрамов, В. Королев, П. Колесников.

Борис Курбатов за рулем ЗиС-112/1
Борис Курбатов за рулем ЗиС-112/1
Обратите внимание, что на втором плане довольно много зрителей
Обратите внимание, что на втором плане довольно много зрителей

Автоспорт в СССР всегда был популярен. Наравне с прочими видами представлений, где использовалась авто- мототехника. Тысячи зрителей наблюдали за гонками мотоциклов по отвесной стене и состязаниями автомобилей. Жившие в СССР в 1950-х гг. помнят, как мотоциклисты демонстрировали трюки на передвижных аренах даже в самых захолустных городах.

А ЗИС-112 участвовал во Всесоюзных чемпионатах, выезжал на улицы Москвы и Минска, демонстрировался на Красной Площади, в прочих общественных местах. У него имелся госномер МБ 98-60 (московская серия государственных легковых машин), с которым он передвигался по дорогам общего пользования.

-27

Его должно было заметить значительное количество людей даже далеких от автоспорта. Тем не менее никто из представителей старшего поколения, родившихся в 1920-х - 1930-х гг., не вспомнил этот автомобиль. Многие не знают о его существовании, а если и знают, то только из журналов "Техника-молодежи" и "За рулем". Притом я опрашивал инженеров, конструкторов, артистов, госслужащих.

-28
-29
-30
ЗиС-112 едет по Москве. Фото Сергея Васина.
ЗиС-112 едет по Москве. Фото Сергея Васина.


В Сети до сих пор относительно мало фотографий ЗИС-112. Парадокс. Если я открою "Одноклассники", я найду гору фотоснимков из класса шестидесятых годов со школьных балов, танцев, поездок на картошку. В автомобильных сообществах СССР - сотни фото иномарок, сделанных возле зданий иностранных посольств. Кто-то на свой страх и риск даже позировал рядом.
Почему же количество частных снимков уникального советского автомобиля минимально? За почти десять лет спортивной карьеры.

Видите, справа от машины фотограф?
Видите, справа от машины фотограф?


По самой машине тоже мало технической информации.
Какие материалы использовались при постройке кузова? Большинство источников утверждает, что кузов был полностью стальным, а из пластика лишь съемный верх. Поэтому главной проблемой "Циклопа" являлся избыточный вес.

Но вот здесь под архивным снимком указано, что данный ЗИС имел пластмассовый кузов. Так что в кузове пластмассовое, а что металлическое?

-33


Пресса годами повторяет общие сведения. Обезличенным сухим текстом. Совсем немного пишут о гонщике Борисе Курбатове. Но в этих рассказах минимум подробностей. А ведь машину строило и обслуживало множество людей.
К примеру, об английском рекордмобиле Sunbeam Ladybird 1920-х гг. очевидцы рассказывали охотно. Техник, бывший совсем молодым, вспоминал, с какой тщательностью ему приходилось полировать спорткар перед гонками. Если мастер не видел отражения волосков на своей руке, процесс повторяли. Известный советский автореставратор Евгений Гуревич мальчишкой увидел следовавший во главе процессии "Делоне Бельвилль" царя Николая II и с этого события началось его увлечение автомобилями.

Интересны подробности устройства ЗИС 112. Например, что находилось под крышкой позади кокпита? Сообщается - у машины два багажника, один из которых служил отсеком для бензобаков. Но лучше бы увидеть чертежи с расположением бензобаков или фото открытого багажника.

Прямоугольная светотехника по обе стороны от центральной фары - стояночные огни, ближний свет? Были ли указатели поворотов?

-34

Кстати, лимузин ЗИС-110 - первый советский автомобиль со световыми сигналами поворотов. В отличие от "Победы" у ЗИС-110 они включались подрулевым рычагом.


Пока еще отсутствуют в открытом доступе детальные фото салона, нет и чертежей.

По-моему, лучшее фото салона ЗиС-112, какое удалось найти
По-моему, лучшее фото салона ЗиС-112, какое удалось найти

Внешний вид ЗИС-112 говорит о престиже. Он представлял собой гораздо большее, чем снаряд для испытаний. Только взгляните, сколько в нем декоративных деталей! Хром даже на вентиляционных решетках задних крыльев. Остальные гоночные машины СССР редко блистали украшениями. Почему же выполненный с любовью экземпляр не сохранили для музея?

ЗИС-112 и ЗИС-110
ЗИС-112 и ЗИС-110


И последний, самый главный вопрос. Куда дели кузов легендарного ЗИС'а в 1961 году перед тем как водрузить на шасси новый? Существует ли вероятность, что кто-нибудь забрал себе списанный кузов или его фрагменты, и они будут найдены, как нашли ЗИЛ-112С, "Ленинград", "Киев-Спорт"?

Возможно, кому-нибудь удалось раздобыть архивные документы ЗИЛ, чертежи или новые сведения. В домашних альбомах есть фото этого автомобиля или кто-то видел его лично? Пишите в комментариях, ценна любая информация!