Вторая глава книги Аггея содержит три датированных пророчества и продолжает говорить о препятствиях, стоявших на пути восстановления храма.
Вторая проблема угрожала помешать иудеям завершить работу: они были разочарованы, потому что храм, над которым они работали, был «ничто» — по крайней мере в их глазах — в сравнении с разрушенным храмом.
"В седьмой месяц, в двадцать первый день месяца, было слово Господа через Аггея, пророка: «Скажи теперь Зоровавелю, сыну Салафиила, правителю Иудеи, и Иисусу, сыну Иоседека, великому иерею, и остатку народа: “Кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? Но ободрись ныне, Зоровавель, — говорит Господь, — ободрись, Иисус, сын Иоседека, великий иерей! Ободрись, весь народ земли, — говорит Господь. — И производите работы, ибо Я с вами, — говорит Господь Саваоф. — Завет Мой, который Я заключил с вами при исходе вашем из Египта, и Дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!”» Ибо так говорит Господь Саваоф: «Ещё раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу; и потрясу все народы, и придёт Желаемый всеми народами, и наполню дом этот славою, — говорит Господь Саваоф. — Моё серебро и Моё золото, — говорит Господь Саваоф. — Слава этого последнего храма будет больше, нежели прежнего, — говорит Господь Саваоф. — И на месте этом Я дам мир», — говорит Господь Саваоф" (Агг. 2:1–9).
Стих 1. Вторую весть Бог передал Аггею «в седьмой месяц, в двадцать первый день месяца», приблизительно через месяц после того как люди, говорит книга, «стали производить работы в доме Господа» (1:14, 15). Дата — около 17 октября 520 г. до н.э. По словам Вулфа, «седьмой месяц, двадцать первый день месяца» соответствует седьмому и последнему дню праздника кущей (Лев. 23:34), празднику сбора урожая, также известному как праздник собирания плодов (Исх. 23:16). В течение этого времени люди жили в шалашах в воспоминание о том, как Бог вызволил их из египетского рабства и заботился о них, пока они скитались в пустыне (Лев. 23:42, 43). Вулф делает вывод, что «это празднование, следующее за скудным урожаем, подчёркивало контраст между прошлым и настоящим».
Стих 2. Пророку было велено сказать Божье слово «Зоровавелю, Иисусу и остатку народа». Это те же самые люди, которым была передана его первая весть (1:1, 14).
Стих 3. Проблемой, о которой говорится в этом пророчестве, было очевидное несовершенство храма, над которым они работали, в сравнении с грандиозным храмом Соломона. Некоторые из живших в дни Аггея видели храм «в прежней его славе». В 520 г. до н.э. исполнялось шестьдесят шесть лет с тех пор, как вавилоняне разрушили храм (в 586 г. до н.э.). Иудеи, которым было от десяти до двадцати лет, когда произошло разрушение, ещё были живы и видели начало строительства нового храма; а они помнили, каким был первоначальный храм. В глазах этих людей строящийся храм был «как бы ничто» (Езд. 3:12, 13). Такой взгляд вызывал уныние и, по всей вероятности, препятствовал работе.
Стих 4. Господня весть иудеям была простой: «Ободрись… ибо Я с вами». Давид поручил Соломону строить первый храм похожими словами: «Будь твёрд и мужествен, и приступай к делу, не бойся и не ужасайся, ибо Господь Бог, Бог мой, с тобой» (1 Пар. 28:20). Когда народ восстанавливал храм, их главной проблемой было уныние, отсутствие мужества. Чтобы продолжить строительство, им нужно было ободриться. Что могло укрепить их решимость?
Во-первых, поднять их дух могла та истина, что Бог с ними. Божье присутствие компенсировало все физические несовершенства этого нового храма в сравнении с храмом Соломона, включая его меньший размер и не такую пышную красоту отделки.
Стих 5. Вторым источником ободрения для людей было прошлое. Воспрянуть духом иудеям могло помочь знание, что Господь исполнит завет, который Он заключил с Израилем, когда вывел народ из Египта. Тогда Он пообещал, что они будут Его «уделом из всех народов», а также «царством священников и народом святым» (Исх. 19:5, 6). С тех пор Бог всегда демонстрировал, что Он со Своим народом. Благодаря Божьим обещаниями и Его заботе об Израиле народ мог быть уверен, что Господь с ними. Его присутствие было гарантировано, ибо Он сказал: «Дух Мой пребывает среди вас» (см. Зах. 4:6). Поскольку Бог был с ними, то им не нужно было бояться. Они могли «ободриться» (2:4).
Стихи 6–8. Третья причина, почему Израиль мог «ободриться», была связана с будущим. Господь «потрясёт небо и землю, море и сушу и все народы». В порядке (или в результате) этого потрясения народы принесут в отстроенный храм своё богатство. Затем Бог наполнит Свой дом славою. Божья способность осыпать Израиль сокровищами народов не вызывала сомнений, потому что в конечном итоге всё серебро и золото принадлежит Ему. Эта весть давала народу надежду на будущее и могла помочь им «ободриться».
Когда исполнились эти обещания? Возможно, в связи с завершением храма. Это событие можно было считать потрясающим. В такой интерпретации идея «потрясения» народов указывает на великое событие. С Божьей точки зрения, завершение строительства храма вполне соответствовало такому описанию. «Народы» приняли участие в завершении восстановления храма в том смысле, что персидское правительство выделило для этого средства (Езд. 6:8–12; 7:12–26).
Другое возможное толкование — что этот отрывок мессианский и говорит о пришествии Христа и Его царства. И при таком толковании это событие также, фигурально говоря, потрясло «небо и землю». В результате установления Господнего царства, то есть церкви, спасённые язычники принесли в царство «сокровища всех народов». Мессианский взгляд поддерживает Хейли, который утверждает, что «потрясение» народов означает «взлёт и падение народов с того времени вплоть до пришествия Мессии». В подтверждение этой интерпретации он указывает на использование Агг. 2:6 в Евр. 12:26. Однако возможно, что автор Послания к евреям применил к христианской эре отрывок, имевший более раннее исполнение; иными словами, обещание в Агг. 2:6 имело как «ближайшее», так и «отдалённое» исполнение. (Согласно другому взгляду, который поддерживают премилленарии, весь отрывок найдёт своё исполнение, когда Христос придёт снова и установит Своё царство на земле. Тогда, говорят они, Он будет править физическим царством, в которое войдут «все народы», и их богатство будет принадлежать Его царству. Учитывая другие отрывки, этот взгляд неприемлем. Например, Иисус ясно сказал: «Царство Моё не от мира сего» [Ин. 18:36]).
Стих 9. Важные события, о которых сказано в предыдущих стихах, имели грандиозный эффект, делая славу «этого последнего храма… больше, нежели прежнего». Текст говорит, что Господний народ обретёт «на месте этом… мир» — вероятно, имеется в виду там, где был восстановлен храм. Такое обещание действительно должно было ободрить их.
В связи с этим отрывком возникает закономерный вопрос: как храм Зоровавеля мог быть более славным, чем храм Соломона? С материальной точки зрения, он таковым не был. Иудеи ещё в древние времена составили перечень признаков, которыми обладал первый храм и которых не было в восстановленном храме. Талмуд называет пять таких признаков: (1) ковчег завета с его седалищем милосердия и херувимами, (2) божественный огонь, (3) шекина («слава Господня»; 3 Цар. 8:11), (4) Святой Дух и (5) урим и туммим (Талмуд Йома 21). Отсутствие этих признаков явно делало «второй» храм хуже. Что же тогда в этом отрывке имелось в виду?
Один ответ на вопрос, как второй дом мог быть более славным, нежели первый, — это смотреть на данный отрывок как на мессианский. Это можно сделать двумя разными способами.
Согласно одному толкованию текста, восстановленный храм был более славным, потому что позже туда приходил Мессия, Иисус Христос. Храм был местом, куда Его принесли младенцем (Лк. 2:22–38). В годы Своего служения Он исцелял возле храма хромых и слепых (Мф. 21:14–16), учил собиравшиеся там толпы народа (Мф. 21:23—23:39) и очищал его от торговцев и менял (Мф. 21:12, 13; Ин. 2:13–17). Мессия никогда не был в храме Соломона, но Он сделал Своё присутствие ощутимым в храме, построенном в дни Аггея.
При другом мессианском подходе слова «дом этот» в 2:7 толкуются как ссылка не на храм Зоровавеля, а на церковь, Божий духовный храм, в котором в христианскую эру живёт Христос (см. 1 Кор. 3:16; Еф. 2:19–22). Большая слава второго дома в таком случае предполагала духовные благословения, доступные в Божьем духовной храме, которые не могли быть связаны с храмом Соломона. Гилл, придерживающийся этого взгляда, пишет: «Храм Соломона, храм Зоровавеля и храм Ирода вместе взятые, как и их общая слава, не могут превзойти славу настоящего храма, церкви».
В пользу мессианской интерпретации говорит перевод стиха 7 в Синодальном Переводе: «и потрясу все народы, и придёт Желаемый всеми народами, и наполню дом этот славой, говорит Господь Саваоф». В таком случае «потрясение» народов относится ко времени Его пришествия. Мессия будет «Желаемый всеми народами» в том смысле, что все народы — осознанно или неосознанно — будут желать Его прихода (или спасения, которое Он принесёт).
Невзирая на популярность толкования текста как ссылки на Мессию, ему присущи проблемы. Оно не поддерживается контекстом (кроме обещания большей «славы»), и ни один новозаветный текст не соотносит этот стих с Христом (хотя в Евр. 12:26 цитируется Агг. 2:6). Да и еврейский текст, похоже, не поддерживает перевод стиха 7, предложенный в Синодальном Переводе; перевод большинства современных версий — что в Иерусалим стекутся сокровища народов (см. Российское Библейское Общество; Современный Перевод).
Если этот отрывок не мессианский, тогда как храм Зоровавеля был более славным, нежели храм Соломона? (1) Размышляя над истиной, что «Господь видит не так, как человек», Уиллис говорит, что второй храм был «в Божьем видении важнее в силу значимости его восстановления и тех препятствий, которые строители должны были преодолеть, чтобы завершить работы». (2) Другую точку зрения высказывает Льюис: «Еврейский текст, собственно, говорит, что последняя слава дома будет больше, нежели прежняя (то есть нежели сейчас, в её начале)». То есть сравнение проводится не между храмом Соломона и восстановленным храмом, а между храмом, каким он был в то время, когда говорил Аггей, и храмом, каким он будет по его завершении (см. Зах. 4:10). (3) И ещё одно возможное толкование — что обещание было «исполнено, когда храм Зоровалеля был расширен и украшен Иродом Великим (ср. Мк. 13:1; Лк. 21:5; Ин. 2:20)» (Хален и Хэм). Любое из этих толкований удовлетворительно объясняет трудность с объяснением того, что «слава этого последнего храма будет больше, нежели прежнего».