Кажется, что интерес к развитию программ лояльности в стенах музея - это не что-то новое. Но, конечно, так было не всегда.
Когда-то давным давно в далекие времена….В общем-то не такие и далекие. А всего-то в 1852 году во время Всемирной выставки промышленных работ всех народов в Англии Генри Коул, один из ее организаторов и первый директор музея Виктории и Альберта, обратил внимание, что люди во время осмотра не против и подкрепиться. И на входе в музей появляется не просто кафе, а ресторан из трех залов! Для публики это был шок, но ведь сегодня мы знаем, что в каждом уважающем себя учреждении нужен буфет, кофейня и место для «посидеть-поболтать». Так что практика прижилась.
А первые программы лояльности и клубы друзей?
Пожалуй, чтобы разобраться в вопросе детальнее можно обратиться к отцу основателю концепции современного музея Альфреду Барру.
«Идейная переоценка музея происходит в Америке 30-50-ых годов. В США культурные учреждения изначально не зависели от государства, а аристократии или европейской знати исторически там просто не было. Музеи ориентировались на гражданское общество, по чьей инициативе они и формировались, именно поэтому тут складывается иной способ общения с посетителем»
Фрагмент исследования «Рынок свободного времени. Как музеи прошли путь от закрытых институций до публичных пространств»
Так, А.Барр, основатель Музея современного искусства в Нью-Йорке (MoMA), еще в далеких 1930-х, считал, что музей должен быть лабораторией, приглашающей публику принять участие в экспериментах. Он понимал, что музей рискует закрыться в себе и своих богатствах, так и не раскрыв людям, в чем действительно была эта ценность, которую несет людям искусство. К тому же Альфред Барр осознавал, что музей больше, чем архивариус работ. Это пространство для образования и воспитания своего зрителя.
Так, в МоМа появляются публичные библиотеки, музейный киноархив и первые кинопоказы материалов из него, более того – В 1943 г. Виктор Д’Амико, директор-основатель отдела образования MoMA формирует полноценный отдел по образованию посетителей, где люди могут прийти на мастер-классы с художниками и сотрудниками и стать частью жизни культурной институции.
Однако привычной в нашем понимании программой лояльности впервые обзавелся английский Музей Тейт в 1956-1957 годах. Причем, клуб друзей собрался по собственной инициативе и его члены сами собирали деньги на подарки музею.
Например, первым таким даром в 1959 году стала скульптура «Король и королева» Генри Мура. Источник.
Значительным событием в жизни «Друзей Тейт» стало открытие в 1969 году «Молодых друзей», куда могли вступить все желающие младше 26 лет. Источник.
Именно клуб друзей занимался организацией сбора средств как при помощи обычного коробка для пожертвований, так и проведением светских мероприятий для сбора средств. Клуб стал частью системы самого музея и внес неоценимый вклад в покупку большого количества произведений искусства.
А как дела с клубами друзей музеев в России?
У России был свой путь.
Во-первых, все началось значительно позже, в 1990-е годы. В ноябре 1996 года был основан Клуб Друзей Эрмитажа, который стал первым подобным обществом в России.
Во-вторых, инициатива исходила изнутри. Основателем стал директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский.
Однако, есть и общие черты. Так, например, средства, вырученные в ходе работы клуба, были потрачены на приобретение новых экспонатов, реставрацию уже имеющихся и на новые творческие проекты.
Среди известных членов клуба можно найти А. Сокурова, К. Раппопорт и Д. Вишнева.