Александр Вольдемар родился со всех сторон немцем, хоть и внебрачным. Так как папенька был бароном Остен-Сакеном, молодому человеку дали фамилию Остенек. Так уж тогда было принято - внебрачный потомок получал обрезанную фамилию. Например, Бецкой или Темкина. Впрочем, в 19 лет он «перевел» свою фамилию на русский язык, назвавшись Востоковым. Под этой фамилией он и прославился, после чего никто больше не вспоминал про всякие усеченности и причины их появления.
Как потомку остзейского барона, хоть и внебрачному, ему предстояло служить Российской империи, но со службой «как все» у Александра не сложилось. Он несколько лет проучился в шляхетском корпусе, но все достаточно быстро сошлись во мнении, что армейская карьера - это не его стезя, поэтому уже в 13 лет его перевели в Академию Художеств, учиться в архитектурном классе.
Архитектора из Александра тоже не получилось, потому что он увлекся хитросплетениями славянской и русской письменности и стихами на славянских языках. Главным образом не в плане сочинения поэм, которые потом станут заучивать наизусть и переписывать в альбомы восторженные барышни. Его больше увлекали правила и особенности стихосложения: чем ямбы отличаются от хорея, каким стилем лучше писать по-русски и почему, как менялся русский язык со временем и как вообще писать правильно, а не по принципу «как слышится, так и пишется».
Между делом молодой человек тоже сочинял стихи. Но если сказать честно, получалось совсем не как у Пушкина. И не как у Жуковского, Вот смотрите:
«…Светлана в Киеве счастливом
Красой и младостью цвела
И изо всех красавиц дивом
При княжеском дворе была.
Но более еще сияла
Душевной прелестью она;
С приятством кротость съединяла,
Была невинна и умна…»
Вот если честно, совсем не
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали…»
написанное на несколько лет позже.
Так почему тогда эти старые, не самые лучшие вирши помнят до сих пор?
Да потому что молодой человек в своем сочинении «Светлана и Мстислав» первый раз упомянул имя Светлана. Он его придумал. Сконструировал. И получилось удачно.
Через пару лет Жуковский написал свою «Светлану» про крещенский вечерок. Именно его стихотворение сделало это имя известным, а потом популярным. Но придумал популярное имя русских девушек все-таки не Жуковский, а немец Востоков.
Всю свою дальнейшую жизнь Александр Востоков продолжал заниматься русским языком, приводя его в порядок его современный вид и историю. Пушкин придумал для нас русский литературный язык, а Востоков упорядочил его в принципе, написав «Русскую грамматику», которую тот же Александр Сергеевич очень оценил. И другие тоже. Настолько, что с годами старший библиотекарь Румянцевского музея и хранитель рукописей Публичной библиотеки стал доктором Пражского университета, почетным членом Московского и Харьковского университетов, а заодно членом Хорватского общества истории, кавалером российских орденов и так далее и так далее. Было за что. Потому что именно этот немец еще издал «Остромирово Евангелие» с комментариями, придумал определение старославянского языка и вообще упорядочил русский язык, сделав его изучение наукой. Да! Именно немец превратил изучение русского языка в науку!
И вроде бы вся жизнь прошла среди рукописей и фолиантов. В какой-то мере размеренная и скучная. Но в пожилом возрасте Востоков попал в историю.
В 1844 году в Публичной библиотеке проводилась ревизия, которая обнаружила недостачу на месте 18 рукописей, 8 старопечатных книг и 8 монет из нумизматической коллекции. Выяснилось, что Востоков запросто давал почитать раритетные книги другим ученым домой. Результаты ревизии доложили Николаю Павловичу и хотя Востоков возместил недостачу раритетными книгами из своей библиотеки, его попросили «на выход», государь-император разобрался с отклонением от инструкции в своем стиле. Интересно, что все книги потом в библиотеку вернули. Но Востоков, насколько я знаю, в Публичную библиотеку больше уже не вернулся. И не только из-за этой истории с ревизией, но и потому что годы были уже не те.
Тем не менее, и после истории с ревизией Александр Христофорович, как звали его русские коллеги по Академии наук, не прекратил научной работы. А уже Александр II в 1862 году в ознаменование тысячелетия России оценил его труды по изучению славянских языков вообще и русского в частности орденом Святого Владимира II степени – наградой для чиновников очень высокого ранга.
Так что молодец немец: и популярное русское имя придумал и с грамматикой русского языка разобрался.
-----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.