Проект, что должен был проходить от Баренцева моря, соединяя водные артерии рек Сибири с возможным выходом в Тихий океан в районе Татарского пролива, что недалеко от Курильских островов. Самой важной целью ВСП было соединение портов Архангельска и Мурманска с промышленными районами в близ рек Печоры и Оби, а также освоение территорий севернее Транссиба
Предыстория этого проекта
Проектированием этого пути занялся Александр Алексеевич Борисов, что внёс колоссальный вклад в изучение полярных земель и разработку транспортно-экономических путей Севера.
Изначально жд путь должен был простираться от Мурманска до Оби.
*Стоит отметить, что до этого были подобные проекты, что соединяли северные регионы России, например Полярно-уральская жд.*
Варианты маршрута ВСП
Было множество вариантов ВСП, но самым обсуждаемым проектом А.А.Борисова был путь представленный в 1915. Он должен был проходить Мурманск - Котлас - Обь. Позже в 1928 был представлен обновленный проект: Мурманск - Котлас - Обь - Сургут - Енисейск - Татарский пролив. По замыслу Борисова, путь должен был пересекать Обь в 200-300 км ниже по течению, через устье реки Иртыш, а дальше идти через Сургут, Енисейск, пересечь север Байкала и выйти в Татарский пролив. На рассмотрение проекта ВСП в органах гос.власти было представлено два проекта, от Вольтмана и от Борисова. Путь Вольтмона должен был начинаться в селе Чемаши, что в районе реки Обь и заканчиваться в порту Архангельска.
Дальнейшая судьба ВСП
С открытием Северного Морского пути в 1931, от ВСП отказались, ввиду его дороговизны и отсутствия необходимости. Вскоре, в 1934 скончался и Борисов, а Вольман примет участие в проектировании Печорской жд магистрали.
*По одной из версий, именно эту магистраль, Вольтман и Борисов считали началом ВСП*
ВСП при советской власти
Строительство путя, что мог соединить северные регионы страны был предпринят сразу после окончании войны. Северные регионы были богаты различными природными ископаемыми, в которых так нуждалась страна, сначала в период восстановления, а позже и в “Холодную войну”.
К сожалению этот проект закрыли после смерти Сталина и на сегодняшний день от него остались только поломанные бараки рабочих и старые рельсы
Настоящее время
Существует мнение, что ВСП уже построили, правда под другим названием и куда короче изначального варианта, это Северо-Широтный ход, что соединил северные регионы страны, также стоит сказать, что на сегодняшний день построены Печорская жд магистраль и БАМ, что являются частью ВСП, также в планах у правительства РФ стоит постройка Северной-Сибирской магистрали в проекте №5, что сможет продолжить ВСП в западном регионе БАМа.
В постройке жд путя, что соединит Азию с Северной Америкой заинтересован и Китай, который хочет увеличить свой товарооборот со странами Американского континента.
Вывод
Подводя небольшой итог мы можем понять, что сегодня созданы все условия для реализации ВСП, проекта, что вот уже больше сотни лет ждёт своего часа, так что возможно в ближайшем будущем мы сможем увидеть запуск этого мега проекта. Спасибо что прочитали эту статью, буду рад вашим комментариям и лайкам, ведь они помогут улучшить качество статей и частоту выхода
Буду рад вашей подписке на телеграмм-канал
https://t.me/historians_basement
Материалы для статьи были взяты из следующих источников:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Великий_Северный_железнодорожный_путь
https://pikabu.ru/story/proekt_stalina_velikiy_severnyiy_zheleznodorozhnyiy_put_6687438