Найти в Дзене

“Сталинский путь” или же “Великий северный железнодорожный путь”

Оглавление

Проект, что должен был проходить от Баренцева моря, соединяя водные артерии рек Сибири с возможным выходом в Тихий океан в районе Татарского пролива, что недалеко от Курильских островов. Самой важной целью ВСП было соединение портов  Архангельска и Мурманска с промышленными районами в близ рек Печоры и Оби, а также освоение территорий севернее Транссиба

Предыстория этого проекта

Проектированием этого пути занялся Александр Алексеевич Борисов,  что внёс колоссальный вклад в изучение полярных земель и разработку транспортно-экономических путей Севера.

Изначально жд путь должен был простираться от Мурманска до Оби.

*Стоит отметить, что до этого были подобные проекты, что соединяли северные регионы России, например Полярно-уральская жд.*

портрет Александра Алексеевича Борисова
портрет Александра Алексеевича Борисова

Варианты маршрута ВСП

Было множество вариантов ВСП, но самым обсуждаемым проектом А.А.Борисова был путь представленный в 1915. Он должен был проходить Мурманск - Котлас - Обь. Позже в 1928 был представлен обновленный проект: Мурманск - Котлас - Обь - Сургут - Енисейск - Татарский пролив. По замыслу Борисова, путь должен был пересекать Обь в 200-300 км ниже по течению, через устье реки Иртыш, а дальше идти через Сургут, Енисейск, пересечь север Байкала и выйти в Татарский пролив. На рассмотрение проекта ВСП в органах гос.власти было представлено два проекта, от Вольтмана и от Борисова. Путь Вольтмона должен был начинаться в селе Чемаши, что в районе реки Обь и заканчиваться в порту Архангельска.

Дальнейшая судьба ВСП

С открытием Северного Морского пути в 1931, от ВСП отказались, ввиду его дороговизны и отсутствия необходимости. Вскоре, в 1934 скончался и Борисов, а Вольман примет участие в проектировании Печорской жд магистрали.

*По одной из версий, именно эту магистраль, Вольтман и Борисов считали началом ВСП*

ВСП при советской власти

Строительство путя, что мог соединить северные регионы страны был предпринят сразу после окончании войны. Северные регионы были богаты различными природными ископаемыми, в которых так нуждалась страна, сначала в период восстановления, а позже и в “Холодную войну”.

К сожалению этот проект закрыли после смерти Сталина и на сегодняшний день от него остались только поломанные бараки рабочих и старые рельсы

место строительства "Сталинский путь"
место строительства "Сталинский путь"

Настоящее время

Существует мнение, что ВСП уже построили, правда под другим названием и куда короче изначального варианта, это Северо-Широтный ход, что соединил северные регионы страны, также стоит сказать, что на сегодняшний день построены Печорская жд магистраль и БАМ, что являются частью ВСП, также в планах у правительства РФ стоит постройка Северной-Сибирской магистрали в проекте №5, что сможет продолжить ВСП в западном регионе БАМа.

В постройке жд путя, что соединит Азию с Северной Америкой заинтересован и Китай, который хочет увеличить свой товарооборот со странами Американского континента.

-3

Вывод

Подводя небольшой итог мы можем понять, что сегодня созданы все условия для реализации ВСП, проекта, что вот уже больше сотни лет ждёт своего часа, так что возможно в ближайшем будущем мы сможем увидеть запуск этого мега проекта. Спасибо что прочитали эту статью, буду рад вашим комментариям и лайкам, ведь они помогут улучшить качество статей и частоту выхода

Буду рад вашей подписке на телеграмм-канал

https://t.me/historians_basement

Материалы для статьи были взяты из следующих источников:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Великий_Северный_железнодорожный_путь

https://pikabu.ru/story/proekt_stalina_velikiy_severnyiy_zheleznodorozhnyiy_put_6687438

https://dzen.ru/a/YMzAeT-D-k6xmMIA