Найти в Дзене
Марлезонский балет

Магия в миниатюре или крошечный Рембрандт

про бизнес-талант Рембрандта и его гравюры

Нам легко запоминать большие полотна великих художников. Все знают «Последний день Помпеи», «Возвращение блудного сына», «Девятый вал», но вот когда речь заходит о малых форматах, почему-то наступает тишина. Однако не стоит забывать о значимости миниатюр и графики в жизни художника и истории искусства в целом.

Рембрандт был не только хорошим художником, но и гениальным предпринимателем. В наше время из него получился бы хороший бизнес-коуч, он бог бы спокойно читать лекции из разряда «как продать свой талант» и «раскрутиться на подписчиках». Так в чем же был секрет его популярности в XVII веке?

Всё дело в малом. В эпоху Возрождения не существовало интернета и соц.сетей, но как же художник мог заявить о своем таланте и начать продавать картины? Ответ прост- гравюры. Маленькие картинки было легко копировать и штамповать, а затем рассылать в дома разных коллекционеров и покровителей. Гравюры были средством распространения плодов его искусства по всей Европе. Насчитывается около трехсот миниатюр, которые художник сделал за всю свою карьеру, примерно с 1626 по 1665 год, причем его гравюрное мастерство развивалось параллельно с карьерой живописца. Так о таланте художника могла узнать более широкая публика. Почта – это своего рода Инстаграм или Мэил.ру XVII века: тебе приходит письмо в директ, ты смотришь изображение, оцениваешь и ставишь лайк. Потом ты подписываешься на этого художника. Смотришь новые «выпуски» и впоследствии может даже заказываешь у него картину. Всё гениальное просто, не так ли?

Рембрандт был мастером света, но не только его интенсивное использование делает гравюры художника шедеврами: голландский мастер умел задействовать графические средства для передачи образов с драматическим зарядом, психологической остротой и глубиной чувств, не уступающими его работам на холсте. (Кстати, сейчас в интернете за несколько тысяч долларов можно купить оригинальные работы мастера).

-2
«Снятие с креста» (1633; офорт и резка, 528 x 407 мм; Cremona, Biblioteca Statale)
«Снятие с креста» (1633; офорт и резка, 528 x 407 мм; Cremona, Biblioteca Statale)

Коллекция гравюр Рембрандта, собранная аббатом Луиджи Белло (своего рода Михельсон или Курехин XVII века) и являющаяся в настоящее время частью коллекций Государственной библиотеки Кремоны, отличается удивительной последовательностью— такой, что позволяет получить точное представление о графическом искусстве Рембрандта. Гравюрная деятельность Рембрандта была замечена и имела большое значение: его способность преодолевать цвет в пользу света находит в черно-белом изображении наиболее своевременное выражение и достигает с ним беспрецедентных высот. Будь то портрет, пейзаж или сакральное или светское сценическое изображение, работа всегда раскрывает интерпретационную мудрость света. С помощью графического материала Рембрандт выражает себя точно так же, как и в живописи.

  • Рембрандт- редкостно одаренный художник, в начале сделавший себе имя на малоформатных гравюрах, в том числе на серии портретов нищих и изгоев, где белизна пустого белого фона подчёркивает выразительность фигур. Примечательно, что эти гравюры кажутся незавершенными, неполными.

В гравюрах мастера сделан акцент на детали. Например, в изображениях нищих, где также передана и психологическая составляющая. Эти качества Рембрандт оттачивал не только в более поздних жанровых сценах (например, картина «Нищие, получающие милостыню у дверей дома» 1648 года), но и при создании портретов, поскольку в портретной живописи передача чувств имеет основополагающее значение.

-4

Рембрандт знаменит своими живописными автопортретами, но его гравюры изобилуют и изображениями его образов, например, «Автопортрет с женой Саскией» 1636 года, на котором художник на переднем плане изображает себя смотрящим на зрителя со своей супругой, или «Автопортрет», в котором есть отражение самого знаменитого «Портрета Бальдассара Кастильоне» Рафаэля Санцио (хранится в Лувре).

Рембрандт, Автопортрет, прислоненный к каменному парапету (1639; офорт, 206 x 158 мм; Cremona, Biblioteca Statale)
Рембрандт, Автопортрет, прислоненный к каменному парапету (1639; офорт, 206 x 158 мм; Cremona, Biblioteca Statale)
Рафаэль Санти. Портрет Бальдассаре Кастильоне
Рафаэль Санти. Портрет Бальдассаре Кастильоне

Кроме того, есть очень выразительные картины, такие как портрет ювелира Яна Лютмы, работа 1656 года, на которой герой изображен в кресле, держа статуэтку в правой руке: с некоторой «экономией» изобразительных средств (обратите внимание на штриховку лица). Рембрандту удается в этом портрете внушить зрителю достоинство персонажа. Опять-таки, замечательно внимание к деталям, например, в пуговицах на пиджаке Яна Лютмы или в предметах на столе, в украшениях на спинке кресла.

Рембрандт, Портрет Яна Лютмы (1656; офорт, сухая игла и резец, 196 x 149 мм; Кремона, Государственная библиотека)
Рембрандт, Портрет Яна Лютмы (1656; офорт, сухая игла и резец, 196 x 149 мм; Кремона, Государственная библиотека)

Коллекция гравюр Рембрандта, хранящаяся в Государственной библиотеке Кремоны, редко выставлялась на всеобщее обозрение, так как обычно хранится в запасниках института, где она охраняется с той тщательностью, которую аббат Белло просил в качестве условия передачи коллекции в дар библиотеке. Самая большая выставка, посвященная гравюрам, была организована в 1989 году, и сразу же за ней последовал критический каталог под редакцией Анджело Оттолини, который и по сей день представляет собой основной инструмент для подхода к этой коллекции, которая по своей важности, последовательности и полноте заслуживает широкой известности.

 «Смерть Богородицы» (1639; офорт и сухая игла, 390 x 312 мм; Кремона, Государственная библиотека)
«Смерть Богородицы» (1639; офорт и сухая игла, 390 x 312 мм; Кремона, Государственная библиотека)

А как бы по вашему Рембрандту удалось «раскрутиться» в 21 веке? Как думаете, мог бы он быть популярен?