про бизнес-талант Рембрандта и его гравюры
Нам легко запоминать большие полотна великих художников. Все знают «Последний день Помпеи», «Возвращение блудного сына», «Девятый вал», но вот когда речь заходит о малых форматах, почему-то наступает тишина. Однако не стоит забывать о значимости миниатюр и графики в жизни художника и истории искусства в целом.
Рембрандт был не только хорошим художником, но и гениальным предпринимателем. В наше время из него получился бы хороший бизнес-коуч, он бог бы спокойно читать лекции из разряда «как продать свой талант» и «раскрутиться на подписчиках». Так в чем же был секрет его популярности в XVII веке?
Всё дело в малом. В эпоху Возрождения не существовало интернета и соц.сетей, но как же художник мог заявить о своем таланте и начать продавать картины? Ответ прост- гравюры. Маленькие картинки было легко копировать и штамповать, а затем рассылать в дома разных коллекционеров и покровителей. Гравюры были средством распространения плодов его искусства по всей Европе. Насчитывается около трехсот миниатюр, которые художник сделал за всю свою карьеру, примерно с 1626 по 1665 год, причем его гравюрное мастерство развивалось параллельно с карьерой живописца. Так о таланте художника могла узнать более широкая публика. Почта – это своего рода Инстаграм или Мэил.ру XVII века: тебе приходит письмо в директ, ты смотришь изображение, оцениваешь и ставишь лайк. Потом ты подписываешься на этого художника. Смотришь новые «выпуски» и впоследствии может даже заказываешь у него картину. Всё гениальное просто, не так ли?
Рембрандт был мастером света, но не только его интенсивное использование делает гравюры художника шедеврами: голландский мастер умел задействовать графические средства для передачи образов с драматическим зарядом, психологической остротой и глубиной чувств, не уступающими его работам на холсте. (Кстати, сейчас в интернете за несколько тысяч долларов можно купить оригинальные работы мастера).
Коллекция гравюр Рембрандта, собранная аббатом Луиджи Белло (своего рода Михельсон или Курехин XVII века) и являющаяся в настоящее время частью коллекций Государственной библиотеки Кремоны, отличается удивительной последовательностью— такой, что позволяет получить точное представление о графическом искусстве Рембрандта. Гравюрная деятельность Рембрандта была замечена и имела большое значение: его способность преодолевать цвет в пользу света находит в черно-белом изображении наиболее своевременное выражение и достигает с ним беспрецедентных высот. Будь то портрет, пейзаж или сакральное или светское сценическое изображение, работа всегда раскрывает интерпретационную мудрость света. С помощью графического материала Рембрандт выражает себя точно так же, как и в живописи.
- Рембрандт- редкостно одаренный художник, в начале сделавший себе имя на малоформатных гравюрах, в том числе на серии портретов нищих и изгоев, где белизна пустого белого фона подчёркивает выразительность фигур. Примечательно, что эти гравюры кажутся незавершенными, неполными.
В гравюрах мастера сделан акцент на детали. Например, в изображениях нищих, где также передана и психологическая составляющая. Эти качества Рембрандт оттачивал не только в более поздних жанровых сценах (например, картина «Нищие, получающие милостыню у дверей дома» 1648 года), но и при создании портретов, поскольку в портретной живописи передача чувств имеет основополагающее значение.
Рембрандт знаменит своими живописными автопортретами, но его гравюры изобилуют и изображениями его образов, например, «Автопортрет с женой Саскией» 1636 года, на котором художник на переднем плане изображает себя смотрящим на зрителя со своей супругой, или «Автопортрет», в котором есть отражение самого знаменитого «Портрета Бальдассара Кастильоне» Рафаэля Санцио (хранится в Лувре).
Кроме того, есть очень выразительные картины, такие как портрет ювелира Яна Лютмы, работа 1656 года, на которой герой изображен в кресле, держа статуэтку в правой руке: с некоторой «экономией» изобразительных средств (обратите внимание на штриховку лица). Рембрандту удается в этом портрете внушить зрителю достоинство персонажа. Опять-таки, замечательно внимание к деталям, например, в пуговицах на пиджаке Яна Лютмы или в предметах на столе, в украшениях на спинке кресла.
Коллекция гравюр Рембрандта, хранящаяся в Государственной библиотеке Кремоны, редко выставлялась на всеобщее обозрение, так как обычно хранится в запасниках института, где она охраняется с той тщательностью, которую аббат Белло просил в качестве условия передачи коллекции в дар библиотеке. Самая большая выставка, посвященная гравюрам, была организована в 1989 году, и сразу же за ней последовал критический каталог под редакцией Анджело Оттолини, который и по сей день представляет собой основной инструмент для подхода к этой коллекции, которая по своей важности, последовательности и полноте заслуживает широкой известности.
А как бы по вашему Рембрандту удалось «раскрутиться» в 21 веке? Как думаете, мог бы он быть популярен?