«Южак» - редчайшее природное явление, в таком виде встречающееся только на Чукотке. Это самый сильный в мире постоянный ветер. Южак ослепляет, буквально разрезая глаза лезвиями мелких льдинок, рвёт на части шубы, ломает кости, гнёт металл. Почему поселились и как выживают люди в местах, где этот ветер - хозяин?
Гиблое место
На севере Чукотки, в 640 километрах от столицы округа Анадыря, на побережье Чаунской губы расположен город Певек. Как сообщает Иннокентий Вдовин в своих «Очерках истории и этнографии чукчей», больше века назад на этом месте, в бухте у подножия горы, произошло ожесточённое сражение между захватчиками-чукчами и юкагирами, обитавшими на побережье с незапамятных времён. Трупы долгое время оставались непогребёнными, так как по поверьям одержавших победу чукчей тела погибших должны были вернуть тундре долг – стать кормом для мелких животных, в которых переселились души побеждённых юкагиров.
Однако на этот раз слишком жарким для Арктики летом трупы стали быстро разлагаться, наполняя воздух зловонием, а чукчи, прозвав это место «пахучей горой», стали избегать селиться и даже кочевать рядом. Местная легенда, описанная в «Сказках и мифах народов Чукотки и Камчатки» под редакцией Георгия Меновщикова, гласит: чукчи были убеждены, что прогневали могущественных и злых духов, в отместку наславших на них карликов-рэккенов, поселившихся под Пахучей горой и развозивших по стойбищам на крошечных нартах, запряжённых невидимыми собаками, болезни и несчастья.
Ледяное дыхание Пахучей горы
В 30-е годы Певек стал главной гаванью Северного морского пути, по которому осуществлялась доставка металла из Пыркакайского оловоносного узла. Город уверенно рос, но жители Певека довольно быстро столкнулись с главной особенностью места, на котором было основано это поселение. Время от времени город просто сдувало. Ветер зарождался в горах, расположенных поблизости от побережья. Спускаясь со скованных льдом горных вершин, в центре которых находилась знаменитая Пахучая гора, ветер разгонялся до скорости 15 м./сек., а по пути следования воздушного потока возникали спонтанные вихри.
Скорость ветра, несущегося с гор быстрее курьерского поезда, в некоторых случаях, как указано в обзорном материале «Метео ТВ», достигала 80 м/сек. Достигая бухты, воздушный поток со всей силой обрушивался на городские постройки. Всё, что попадалось на пути, этот ветер сдувал мгновенно, унося с собой не только снег, но даже лёд. Ледяные иглы действуют как огромный напильник, стачивая почти под корень все не закреплённые предметы на горных склонах и в районе бухты. Но самое страшное происходит, когда на пути этого воздушного бульдозера оказываются живые люди.
Незваный гость
В каждом доме в Певеке есть барометры. Первое, что делают жители города утром, это смотрят на шкалу прибора, который может спасти им жизнь. За полчаса до начала урагана давление начинает стремительно падать, как раз в это время над Пахучей горой сгущаются облака.
Как только появляются первые признаки южака, на предприятиях и в конторах города жизнь замирает, люди стараются как можно скорее добраться до своих домов, детские сада закрывают, малышей не выпустят наружу до завершения разгула стихии. В школе из детей образуют живую цепь: старший – младший, в начале и в конце цепочки стоят самые взрослые и опытные школьники, а в центре – самые маленькие и слабые. Дети вереницей передвигаются между домами, постепенно цепочка укорачивается, последними домой отправляются самые тяжёлые и опытные.
Дети, живущие в отделённых посёлках, переживают ураган в школе. За десять минут до начала шквала контур окружающих город сопок будто размывается, в котловину между ними устремляются мощные потоки воздуха, вначале несущие снег, а вслед за этим приходит первый настоящий удар стихии.
Щепки в бурном потоке
Улицы города вымирают, люди, которым всё-таки приходится покидать дома, стараются по возможности перемещаться короткими перебежками между различными укрытиями, например, перебегать от столба к столбу.
Никто не знает, насколько силён будет следующий порыв южака. Бывало, что ветер подхватывал и легко уносил за пределы города не только мелкие предметы, но даже топливные бочки и мотосани долетали до острова Раутан, а люди для южака – не тяжелее щепок. Двигаясь от дома к дому, люди в любой момент могут рассчитывать на приют. Заблудившихся или просто выбившихся из сил путников примут любом доме, накормят и обогреют. Но иногда эта помощь приходит слишком поздно.
Жертвы южака
Город Певек построен таким образом, чтобы каждый микрорайон или просто скопление домов имели своё собственное здание-стену, закрывающее их от прямого воздушного потока, а по периметру город окружён небольшим заборчиком, который должен помочь жертвам стихии удержаться на последнем рубеже. Впрочем, помогает это далеко не всем. Злые духи севера по-прежнему не снимают своего проклятья с Чаунской губы.
Ежегодно на её лёд выносит немало тех, кому не посчастливилось вовремя встретить на своём пути спасительный фонарный столб или хотя бы забор. Этих людей может унести на несколько километров от берега по направлению к острову Раутан. Там, как предписывает суровый закон Арктики, они должны сами бороться за свою жизнь, пишет в своей статье «Чукчи» этнограф Вадим Тураев, потому что никто не сможет прийти им на помощь, пока лютует южак.
Каждый год весной на тающем льду находят по нескольку «подснежников», которым пришлось столкнуться с беспощадной стихией лицом к лицу. Немало людей гибнет здесь, пытаясь защититься от пронизывающего ветра, теряя ориентацию в пространстве, зрение и слух. А южак, который может дуть, не ослабевая, неделями, как будто по-прежнему стремится изгнать всех людей из Певека, города, построенного вопреки воле северных богов.