Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Конец Славы” (2023): Чем больше я делаю глупостей, тем популярнее я становлюсь

Новая комедия “Конец Славы” режиссёра Марюса Вайсберга оказалась удивительно хорошей. В ней и над собой посмеялись, показав нелепость и инфантильность верхушки элитного слоя шоу-бизнеса, и одновременно себя посмешищем не выставили. В ней поднимаются темы отмены (cancel culture) артиста из-за какого-нибудь проступка и шуток над смертью. Если “отмена” воспринимается уже обыденно, потому что “уж сколько их упало в эту бездну” и обыграть в сюжете падение знаменитости даже интересно, то околосмертные шутки выглядят очень экстравагантно и смело. *** В центре сюжета – типичный столичный актёр Слава Агеев (в исполнении Павла Деревянко), который опьянён своей популярностью. Роли сходят на него как из рога изобилия, реклама приносит дополнительный доход, коллеги завидуют и мечтают занять его место в проектах и роскошный трейлер на съёмочной площадке. Причина его радости оправдана – успех пришёл к нему только в сорок лет. И хочется наверстать. За кулисами Слава веселится от всей души: караоке, де

Новая комедия “Конец Славы” режиссёра Марюса Вайсберга оказалась удивительно хорошей. В ней и над собой посмеялись, показав нелепость и инфантильность верхушки элитного слоя шоу-бизнеса, и одновременно себя посмешищем не выставили.

В ней поднимаются темы отмены (cancel culture) артиста из-за какого-нибудь проступка и шуток над смертью. Если “отмена” воспринимается уже обыденно, потому что “уж сколько их упало в эту бездну” и обыграть в сюжете падение знаменитости даже интересно, то околосмертные шутки выглядят очень экстравагантно и смело.

Постер к фильму "Конец Славы"
Постер к фильму "Конец Славы"

***

В центре сюжета – типичный столичный актёр Слава Агеев (в исполнении Павла Деревянко), который опьянён своей популярностью. Роли сходят на него как из рога изобилия, реклама приносит дополнительный доход, коллеги завидуют и мечтают занять его место в проектах и роскошный трейлер на съёмочной площадке. Причина его радости оправдана – успех пришёл к нему только в сорок лет. И хочется наверстать.

За кулисами Слава веселится от всей души: караоке, девочки, фанатки. Последствием ударившей в голову молнии популярности являются жена и сын, больше не желающие с ним общаться. Но опять же – популярность сейчас для Славы важнее, и его не беспокоит уход близких (он не анализирует последствий вообще никак и ни о чём).

Слава на вершине мира, он не следует правилам, и однажды эта заносчивость аукается ему той самой отменой, когда компания-истец выставляет иск в 200 миллионов рублей, его начинают вырезать из проектов и забирать рекламные контракты. Актёр-завистник (в исполнении Максима Лагашкина), мечтавший занять место Славы, тут же делает это, и Слава меркнет, и ему приходится поменять роскошную квартиру на обычную “двушку” в спальном районе.

Агент Антон (в исполнении Сергея Чиркова) предлагает Славе неожиданный выход из ситуации – умереть, а потом воскреснуть. И это он не роман “Поиски абсолюта” Оноре де Бальзака прочитал и почерпнул поэтическую фразу о том, что “Слава – солнце мёртвых”, намного проще – YouTube посмотрел. Почерпнул идею из разряда: чем больше глупостей делаешь, тем популярнее становишься.

***

Сначала в этом фильме очень смешно (юмор правда хороший), а потом страшно.

Тут планомерно простраивают путь Славы – от его успешных будней к падению; от момента, когда он осознаёт, что с трудом обретённое благо с лёгкостью исчезает, к тому моменту, как его агент Антон, насмотревшись китайского YouTube, предлагает странную идею умереть, а потом воскреснуть. По сути, это должно воскресить рухнувшую популярность его клиента.

Славу показывают стереотипным актёрчиком, который любит свою карьеру и упивается успехом. Этому есть веское оправдание: он “взлетел” в сорок лет, прямо как Педро Паскаль. Он веселится на полную катушку последние семь лет: “Я потом прокапаюсь и в церковь схожу, а сейчас давай грешить”.

Но очень здорово то, что его нарисовали не однобоким, а добавили ему глубины. Есть вещи, которые его трогают (звёздное небо успокаивает) и привлекают (песня Юрия Визбора "Если я заболею"). Он всё же понимает где-то в глубине души, что есть настоящее искусство, к которому он пока не имеет отношения, а всего лишь зарабатывает деньги, что общество, в котором он вращается, слишком заморочено “понтами” (не любишь есть морских ежей, но всё равно ешь, потому что это подчёркивает твой статус). И на фоне проектов, которые приносят отличные деньги, Слава ещё находит в себе место для мечтаний – он хочет сняться в арт-хаусном кино, в настоящем, с трамваем, в котором он едет, и оператор десять минут снимает его задумчивое лицо, на что его агент Антон отвечает, что “развлекуха для бедных” приносит больше денег.

Во второй половине истории Славы Агеева, когда он оказывается в гробу стоимостью около двух миллионов рублей, действительно становится страшно. И это не сборник глупого юмора, когда начинаешь отсчитывать минуты до титров, это занятная зарисовка. Режиссёр приложил хорошие усилия, чтобы проиллюстрировать и реальный ужас (и глупость тоже) затеи Славы и Антона, и то, как это печально потерять всё. Он умело соединил мечту Славы сняться в арт-хаусном кино с трамваем и метафорически показал человека, мимо которого проходит его жизнь, а он сам не может остановить “машину”, уносящую его от близких.

В фильме упоминаются имена голливудских актёров и режиссёра – с юмором, конечно. Якобы ни Джонни Депп, ни Харрисон Форд не идут ни в какое сравнение с масштабом Славы Агеева, а режиссёр Квентин Тарантино восхищался его талантом, что даже прислал венок на похороны. И, говоря о голливудском поле, в фильме прослеживаются его черты.

Первое, что приходит в голову при просмотре, это “Погребённый заживо” (2010, Buried) с Райаном Рейнольдсом в главной роли, и совсем немного “Убить Билла” (Kill Bill) Квентина Тарантино – тот момент, когда из-под земли на могиле показывается рука Чёрной Мамбы, которая пробила крышку гроба своей ладонью. Хочешь или нет, прикидываешь, как именно выберется Слава из гроба.

В первом примере смысл истории был в том, что раскрывалась проблема заложников, кто обречён умереть ненайденными из-за ошибок в поисках. Во втором случае вселенная Тарантино допускает радикальные ходы, это его стиль, без которого его кино невозможно. В этих случаях “заигрывания” со смертью даже оправданы рамками повествования, но в случае с комедией “Конец Славы” это может шокировать и вызвать отторжение. На уровне трейлера – так точно.

На уровне трейлера возникает ощущение, что вся комедия будет выполнена в гротескном чёрном юморе, ходящем по грани, как это делается в новом шоу “Прощай, легенда”. Когда тема смерти поднимается для смеха, как чистая комедия. Да, это очень рискованно. Но в комедии “Конец Славы” режиссёр пошёл иначе – при заявленной рискованной завязке в истории есть логика, путь героя пройден, ответы в финале даны.

Любопытно то, что The Washington Post проводил анализ популярности шуток о смерти в 2017 году. Они выявили, что миллениалы разделяют любовь к абсурду и осознают, что чувство страха смерти иррационально.

Это осознание бессмысленности страха как раз и находит своё отражение в такой странной форме комедии. Миллениалы с помощью мемов и шоу лишаются страха приближения собственной смерти.

А американская комикесса Джоан Риверс никогда не боялась шуток о смерти. Она верила, что юмор – это наилучший способ выразить скорбь. В 1983 году она рассказала свою точку зрения в интервью одному журналу, что зрители сами оказывают себе медвежью услугу, сделав смерть священной темой, а она отпускает свои печали “с помощью очень чёрного юмора”.

Недавний хит “Холоп”, где собираются все звёзды и смотрят на скандал, устроенный Славой Агеевым, и непосредственно его постер, который откровенно демонстрируется в первой половине фильма, сначала раздражает и воспринимается очевидной рекламой. На этот раз это не только маркетинговый ход.

В комедии “Конец Славы” подошли к решению проблемы как Джоан Риверс – “с помощью очень чёрного юмора”. И "Холопа" очень кстати не забыли.