Найти тему
Мое турецкое счастье

Землетрясение в Турции. Прошел ровно год, что происходит сейчас в прострадавших районах?

Прошел ровно год с момента самого разрушительного землетрясения за всю историю наблюдений в Турции. До сих пор сотни тысяч человек остаются пропавшими без вести.

Мы прожили в пострадавшем районе ровно год, я расскажу вам как обстоят дела в нашем маленьком городке Паясе провинции Хатай.

Так выглядит сейчас Антакья. Там где были жилые дома - пустота. Фото Ragıp Soylu: https://twitter.com/ragipsoylu/status/1646026198684692481/photo/1 Ragıp Soylu
Так выглядит сейчас Антакья. Там где были жилые дома - пустота. Фото Ragıp Soylu: https://twitter.com/ragipsoylu/status/1646026198684692481/photo/1 Ragıp Soylu

Сердце Хатая – Антакья стерта с лица земли. Аэропорт Хатая до сих пор не работает. Мы пользуемся аэропортом Аданы, на машине примерно в 1,5 часах езды от нашего дома.

Надежда и вера в лучшее, которые царили в Хатае весной растворилась в холодном тумане февраля без следа. Весь мир забыл о землетрясении и погрузился в другие проблемы, но для тех, кто живет в зоне бедствия вся боль, как говорят турки, все еще очень свежа. Местные жители до сих пор продолжают терпеть лишения, но уже к этому привыкли. Многие до сих пор продолжают жить в домах-контейнерах.

Мы привыкли к тому, что вокруг нас руины, прямо напротив нашего дома снесли дом Дурданэ, остался только полуразрушенный забор. Я вожу ребенка в школу и мы проходим прямо по участку соседей, где стоял их трехэтажный дом.

Руина рядом со школой. Из-за того что разрушен лицей, его учеников перевели в здание средней школы, а среднюю школу в здание начальной. Поэтому наша дочка учится в начальной школе во вторую смену.

Наша дорога из школы через руины
Наша дорога из школы через руины

Снесли еще не все аварийные дома, снос до сих пор продолжается – мы тоже к этому привыкли. Так же продолжаются работы по укреплению пострадавших домов, которые решили не сносить. Выглядит, если честно, это устрашающе – я бы бесплатно не согласилась потом жить в таком доме. И хозяива квартир, видимо тоже, боясь самим жить в этих квартирах, сдают их в аренду. И такие квартиры расхватывают как горячие пирожки, так как других вариантов нет.

Забор Дурданэ с ладошками дворовых ребятишек
Забор Дурданэ с ладошками дворовых ребятишек

Мы привыкли к тому, что у нас несколько раз в неделю на целый день отключают воду и электричество. В туалете всегда стоит запас воды на такие случаи.

В декабре была неделя, когда электричества не было 4 дня из 7. Отключают в 9 утра и включают в 18 вечера. Если учесть. что у нас нет центрального отопления, то вы можете представить, что дома становится холодно.

Мне ранее писали умные комментарии про бойлер, котел и что типа они живут в другой Турции. Да, жизнь в пострадавшем районе Турции и в Анталии очень сильно отличается. При отсутствии электричества – ни бойлер, ни газовый котел не поможет. Поможет печка на угле или дровах.

Местные жители говорят, что на восстановление региона понадобится не менее 10 лет, а может и больше. Никто уже не верит в чудесное быстрое возвращение к нормальной жизни.

Цены на недвижимость не упали несмотря на многочисленные прогнозы. Цены на аренду жилья напротив выросли, так как уровень общей инфляции в Турции остается высоким.

Но есть и хорошие новости. В Паясе наконец-то будет собственная государственная больница. Ее строят рядом с палаточной больницей. Уже полностью готов стальной каркас – строят устойчивой к землетрясениям.

Вид на стройку государственной больницы в Паясе
Вид на стройку государственной больницы в Паясе

3 февраля состоялась жеребьевка квартир, которые построило государство для потерявших жилье во время землетрясения. Многие семьи наконец-то получили ключи и могут переезжать из контейнеров и съемных квартир.

Но не обошлось без неприятных моментов – государство построило много квартир 2+1 и чуть меньше 3+1. При жеребьевке не учитывался ни метраж, который был ранее у пострадавших, ни количество комнат. Многие семьи, ранее проживавшие в квартирах 3+1 получили сейчас 2+1 на одну комнату меньше. При этом токи (государственные дома) по метражу обычно меньше, чем квартиры частных застройщиков.

Брат моего мужа, у которого 3-ое детей тоже вместо 3+1 получил квартиру 2+1. Т.е. в квартире есть гостиная, спальня и детская. Площадь детской примерно 10 кв. метров. Как туда поместить троих детей? Его разрушенное жилье по площади было 160 кв. метров, а площадь нового составляет 90 квадратов (это площади брут, площади нет – чуть меньше. В Турции в площадь брут включают часть прилифтового пространства и общего холла). И за эту квартиру он должен выплатить государству 40% ее стоимости в рассрочку.

Дома для пострадавших от землетрясения в Паясе. Фото: https://www.haberler.com/guncel/hatay-payas-ta-deprem-konutlari-insaati-yuzde-71-tamamlandi-16654884-haberi/
Дома для пострадавших от землетрясения в Паясе. Фото: https://www.haberler.com/guncel/hatay-payas-ta-deprem-konutlari-insaati-yuzde-71-tamamlandi-16654884-haberi/

Пока не понятно, когда он будет иметь право ее продать вместе с долгом (в Турции так можно, на нового владельца переводят долг предыдущего), чтобы купить себе жилье большей площади. Или возможно ли каким-то образом поменять его на жилье 3+1 в том же доме? Пока ничего не известно.

Мы еще осенью приняли для себя решение уехать из Хатая. Ждали пока дочка закончит полугодие и получит первый табель с оценками. Время переезда настало и мы собираем вещи. Но об этом я расскажу в следующий раз...