Моя родная тётя Рая, сестра мамы, давно перебралась из небольшого городка в столицу, и прочно там обосновалась, выйдя замуж за москвича. Для бабушки это было ещё одним поводом для гордости за любимую младшую дочь. Она бесконечно хвасталась перед каждым, кто готов был её слушать:
– Моя Раиса – молодец! Всего сама добилась и теперь живёт припеваючи. Вот что значит: характер!
Сколько себя помню, бабушка всегда мне повторяла:
– Учись у своей тёти Раи, как жизнь надо строить, а то будешь, как собственная мать, себя на мелочи разменивать.
По малолетству я, наученная бабушкой, и вправду была очарована тётей, приезжавшей раз в год на день рождения матери. Высокая, стройная, в модной одежде, благоухающая духами, она привозила с собой подарок для матери и гроздь зелёных бананов для всех остальных. Этот, по тем временам, деликатес помещали на антресоль. Ждали, пока бананы созреют, а потом смаковали, деля каждый на 4 части: бабушке, моим маме ,папе и мне. Впрочем, если уж совсем честно, то мне, как малой, доставалось три четверти лакомства. Я восхищалась тётей Раей – источником этой роскоши, и мечтала, как однажды она мне в подарок привезёт говорящую куклу. Тётя как-то это обещала, а потом, видимо, забыла.
Я росла, и нравоучения бабушки начинали меня раздражать. Мне было обидно за свою маму. Она помогала бабушке всем, чем только могла: от уборки до готовки, сидела с ней, как с маленькой, при повышении давления, и вообще, но любимой дочкой была не она, а Рая. Несправедливо, но уж так вот сложилось.
Когда я оканчивала школу, у меня уже был прицел учиться в столичном институте, и когда моя мама намекнула приехавшей в гости сестре, что неплохо было бы мне помочь и приютить хотя бы на первое время, Раиса нахмурилась:
– Как ты себе это представляешь, Маша? Пустить в свой дом молодую девушку – это значит подвергнуть мужа искушению. Зачем мне это нужно?
– Господи, Рая, да ты чего придумал? Окстись! Лиза - порядочная скромная девушка. Не станет она твоего мужа соблазнять!
– Ничего против Лизы не имею, но не стану искушать судьбу. Для иногородних студентов есть общаги, в которых прекрасно можно жить. Да и квартира в столице мне не принадлежит. Как это я буду распоряжаться не своей жилплощадью?
Бабушка тоже поддержала любимую дочку:
– В самом деле, Рая права. Не стоит рисковать семейным благополучием.
Мне и самой не очень-то хотелось жить у тёти, которая заранее стала подозревать меня чёрт знает в чём, поэтому тоже вставила своё слово:
– Мне и правда лучше в общежитии будет. Зачем я буду родню стеснять?
В общежитии моими соседками были нормальные девушки, с которыми я легко нашла взаимопонимание. К тому времени у меня уже был простенький телефон, чтобы я регулярно сообщала родителям, как у меня идут дела, и однажды раздался звонок от тёти Раи.
– Можешь меня поздравить. У нас с мужем дочка родилась! Ей уже месяц скоро. Приглашаем на крестины!
– Поздравляю! – Сказала я совершенно искренне и записала время и место, куда мне предлагали прийти. Всё-таки думала, что надо с роднёй мало-мальски приличные отношения поддерживать.
После крестин звонки от тёти Раи участились. Она то под одним, то под другим предлогом приглашала прийти и понянчить её дочь. Пару раз я сходила, а потом стала отказываться наотрез. Мало того, что Леночка оказалась ужасно капризной, так ещё помощь тёте мешала моей учёбе и подработке, так ещё меня же и упрекали, что я, пока сидела с двоюродной сестрой, не убралась или не постирала и не развесила бельё.
Тётя Рая было очень недовольна, и вскоре мне с претензиями позвонила бабушка:
– Как тебе не стыдно! Надо помогать родне! Не думала, что ты такой чёрствой вырастешь!
К счастью, мама меня поддерживала, говорила:
– Твоя основная задача – получить образование. Всё остальное – не твоя головная боль. У Раисы свекровь есть, так что справится.
Когда я училась на последнем курсе, у меня начались серьёзные отношения с однокурсником, и после получения дипломов мы поженились. Первое время жили у его родителей, которые меня приняли вполне адекватно. Потом ипотеку оформили, и я окончательно втянулась в бурный столичный ритм.
Из звонка бабушки я узнала, что муж тёти Раи продал московскую недвижимость и увёз семью к морю.
– У Раечки там свой дом. Небольшой, но уютный. Она мне фотографии присылала.
При очередном вежливом разговоре под Новый год я поздравила тётю с приобретением, но она заявила:
– Только не думай, что если мы теперь на море живёт, то к нам можно будет постоянно приезжать. Нет! Не нужны нам родственники-нахлебники.
К этому времени я на тётю Раю уже практически перестала обижаться. Ну, не хочет родниться – не силой же заставлять? Тем более что у меня своя семья. Сынишка родился – не до поездок на море.
Зато тётя Рая сохранила свою традицию ежегодного визита на родину в день рождения своей мамы, и как бы по дороге, непременно заезжала в столицу. Останавливалась у нас с мужем. Будь моя воля, я родственницу и на порог бы не пустила, но смирялась по просьбе мамы:
– Лиза, понимаешь, бабушка плохо себя чувствует, а если ты Раю не пустишь к себе перекантоваться, она же ей нервы трепать будет.
В общем, только ради того, чтобы маме не пришлось выслушивать от бабушки нотации, я пошла на уступки. Каждый год по нескольку дней тётя у нас гостила. То одна, то с дочкой, но ладно уж. Мы с мужем решили, что как-нибудь потерпим, тем более что они, фактически, только ночевать приходили.
Когда бабушки не стало, прямо на кладбище, пока мы шли до заказного автобуса, тётя Рая стала говорить маме о том, как надо по-честному разделить квартиру.
– Жить сюда я не вернусь, так что выкупать свою долю мне смысла нет. Зато тебе, Мария, имеет смысл над этим задуматься.
Заплаканная мама сорвалась и прикрикнула на сестру:
– У тебя совесть вообще есть, Рая? Потерпеть не можешь с этим вопросом? Мы же даже с погоста ещё не ушли.
После поминок, когда мы, самые близкие, собрались в квартире бабушки, тётя Рая снова завела этот разговор:
– Маша, я тебе предлагаю идеальный вариант. Ты даёшь мне половину стоимости квартиры, и я в тот же день у нотариуса пишу отказ от наследства. Всем от этого только проще будет!
При этом сумму Раиса озвучила уж очень нескромную, и мама чётко ответила, что идти навстречу не станет:
– Всё будем делать так, как положено!
Через полгода моя мама и тётя Рая вступили в наследство. Квартиру продали, деньги поделили. Насколько знаю, тётя Рая на эту сумму что-то вроде жилого пристроя сделала. Фотографии на странице в соцсети размещала. На самом деле, миленько получилось. Этот пристрой она стала отдыхающим сдавать, получилось что-то вроде семейной гостиницы.
Маме и мне Раиса прямо заявила:
– Ну, вот теперь – милости прошу в гости. Только учтите: родство – родством, а бизнес – бизнесом. Так и быть, вы у меня будете в приоритете, и ради вас я другим откажу, если вы заранее забронируете жильё, но оплата – по расценкам нашей мини-гостиницы.
В общем, с таким «гостеприимным» отношением никакого желания отдыхать у моря, у родни не было. Не то, чтобы халявы хотелось. И я, и мой муж, и мама – мы прекрасно понимали, что обитатели приморских городков часто зарабатывают сдавая недвижимость, и тёплый сезон год кормит! Но всё-таки, как своим, можно было хотя бы скидку предложить, что ли. К тому же, когда тётя Рая жила у нас, никакого счёта за проживание ни я, ни мой муж им не предъявляли. Язык не поворачивался!
Как-то так и жили. Разве что дежурно обменивались виртуальными открытками, а потом однажды ранним утром без предупреждения тётя Рая вместе с дочкой и чемоданами объявилась на пороге нашей с мужем квартиры. Вот уж кого, а их я увидеть не ожидала.
– Здравствуйте, какими судьбами?
Тётя Рая таким приёмом была удивлена, но не смущена, и, схватив чемоданы, стала двигаться вперёд:
– Лиза, не станем же мы на лестнице разговаривать? Давай, в квартире я всё объясню. У нас и сувениры с моря с собой.
– Не надо мне никаких сувениров. Объясните прямо здесь: с чем пожаловали.
Тётя Рая сделала обиженное лицо:
– Вообще-то, так гостей не встречают.
– Так я вас и не ждала, и не приглашала. Не пойму – чего вы приехали? Бабушки уже нет, как бы чего ради мне устраивать имитацию гостеприимства?
Тётя выпалила:
– Ох, до чего же тебя Мария отвратительно воспитала! Давай, подвинься, дай пройти. Леночка в столичном институте учиться будет. У вас поживёт. Не в общаге с тараканами ей скитаться.
– Почему и нет? Насколько помню, вы меня в свою квартиру приютить не захотели, тётя Рая! Кстати, по опыту скажу – в общежитиях очень даже можно уютно устроиться. Чтобы тараканов не разводить, достаточно просто чистоту соблюдать. А если Лена здесь жить собирается, то пусть платит по расценкам гостиницы. Ничего личного. Только бизнес.
У тёти Раи спокойствие после моего объявления, как ветром сдуло:
– Да как ты со старшими разговариваешь? Я сейчас сестре-то позвоню, расскажу, как ты родню принимаешь, и какой бизнесменшей заделалась!
– Кому хотите, тому и звоните! – милостиво «разрешила» я и закрыла дверь.
Минут через 10 мне мама перезвонила, и, смеясь, рассказала:
– Раиса тут возмущалась, что ты её даже в квартиру не пустила. Высказывала претензии по поводу твоего поведения. Упрекала меня, что это я тебя так плохо, даже отвратительно воспитала. Требовала, чтобы я с тобой провела воспитательную беседу, и ты в течение 15 минут ей перезвонила, извинилась и встретила гостей как положено.
– В общем, дочка, – подытожила мама. – Как аукнулось, так и откликнулось. Всё правильно ты сделала.
Поговорили мы ещё немного, уже на приятные темы, и попрощались. Позже я обнаружила, что и тётя Рая и Лена меня во всех соцсетей заблокировали. Ну, и на здоровье. Бабы с возу, родне – легче.