Найти в Дзене
I-HEALTH

Проблема витаминной обеспеченности детей школьного возраста

Оглавление

Правильное питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, улучшению успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде, оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей жизни.
К питанию детей школьного возраста предъявляются особые требования. Можно выделить многие анатомо-физиологические особенности детей школьного возраста, определяющие повышенные потребности детей этого возраста в витаминах и минералах:

• продолжающийся рост и увеличение массы тела с резким ускорением роста в пубертатный период (абсолютная прибавка в росте составляет 20% роста взрослого человека, прибавка в массе тела — около 50% массы тела взрослого);
• увеличение мышечной массы, повышение плотности костной ткани (накопление 80–90% генетически детерминированной костной массы, отвечающей за прочность скелета, происходит в детском возрасте, влияя на время появления признаков остеопороза в старшем возрасте);
• продолжаются процессы дифференцировки органов и тканей; в пубертатном периоде происходит интенсивная функциональная перестройка организма, в основе которой лежит резкое изменение функционирования эндокринной системы, связанное с половым созреванием;
•происходит совершенствование функциональных взаимосвязей и процессов регуляции деятельности органов и систем с максимальным напряжением регулирующих систем организма в подростковом периоде;
• наблюдается становление высших мозговых функций, определяющих способность к обучаемости; изменяется психологическая сфера подростков в виде неуравновешенности, повышенной эмоциональной возбудимости, совершенствуются когнитивные функции (абстрактное мышление, самоконтроль, критика), формируются эмоциональные и психологические аспекты межличностных взаимодействий;
• созревают детоксицирующие системы организма;
• закрепляются пищевые предпочтения и пищевые привычки.

Дефицит витаминов в организме возникает под комплексным воздействием неблагоприятных факторов: от 10% до 45% жителей России страдают авитаминозом. Эта ситуация может усугубляться недоеданием, острыми или хроническими заболеваниями, особенно желудочно-кишечными заболеваниями, а также экологическими проблемами в районе проживания.
Вопрос витаминного обеспечения детей становится все более актуальным, поскольку растущий организм особенно чувствителен к витаминному дисбалансу.
Дети должны получать регулярное и адекватное потребление витаминов в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями.
Доля здоровых детей в конце школьного возраста не превышает 20-25%. Очевидно, что негативное влияние оказало ухудшение качества питания учащихся общеобразовательных учреждений, особенно младших и старших классов. Видно, что среди студентов увеличивается количество заболеваний, связанных с питанием, что напрямую связано с нарушением питания.
Оценка фактического пищевого статуса школьников на основе социологических опросов и результатов всероссийских медосмотров показывает, что рацион питания не сбалансирован и обеспечивает школьников лишь 20-40% витаминов. Наиболее биологически ценные продукты питания, такие как мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, рыба, яйца, растительные масла, овощи и фрукты, потребляются недостаточно, а хлеба и картофеля – избытка. В результате в рационе студента выявляются дефициты витаминов и других микроэлементов, преобладает углеводно-жировой состав за счет большого количества животных жиров и недостатка полиненасыщенных жирных кислот, избытка простых углеводов и недостатка в питании. волокно. Современные технологии и способы приготовления продукта также играют отрицательную роль, уничтожая большую часть содержащихся в продукте витаминов.
Витамины необходимы для процессов роста, поддержания нормальных кроветворных и половых функций, нормальной работы нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, желез внутренней секреции, поддержания зрения и нормальных свойств кожи. Они играют чрезвычайно важную роль в обеспечении адекватного иммунного ответа, функционирования метаболической системы ксенобиотиков, развитии антиоксидантного потенциала организма, поддержании устойчивости организма к различным инфекциям, воздействию радиоактивного излучения и других неблагоприятных внешних факторов.

Можно выделить следующие причины витаминной недостаточности у детей школьного возраста.

1. Алиментарные:

• низкое содержание витаминов в суточных рационах питания, обусловленное нерациональным построе­нием пищевых рационов и ограниченным потребле­нием продуктов витаминоносителей;
• потери и разрушение витаминов в процессе техно­логической переработки продуктов питания, их дли­тельного и неправильного хранения и нерациональ­ной кулинарной обработки;
• действие антивитаминных факторов, содержащихся в продуктах;
• присутствие в продуктах витаминов в мало усвояе­мой форме, нарушение оптимального соотношения между витаминами и другими нутриентами и между отдельными витаминами;
• пищевые привычки и религиозные запреты, налага­емые на потребление ряда продуктов у некоторых народностей;
• анорексия, в том числе anorexia nervosa.

2. Угнетение роста нормальной кишечной микрофлоры:

• заболевания желудочно-кишечного тракта;
•нерациональная химиотерапия

3. Нарушение всасывания и метаболизма витаминов:

• нарушение всасывания витаминов при заболевани­ях желудочно-кишечного тракта, конкуренция с всасыванием других витаминов и нутриентов, врож­денные дефекты или незрелость транспортных и ферментных механизмов;
• утилизация поступающих с пищей витаминов кишеч­ными паразитами и патогенной кишечной микро­флорой;
• нарушение нормального метаболизма витаминов и образования их активных и транспортных форм при наследственных дефектах, приобретенных заболе­ваниях, действии инфекционных агентов;
• антивитаминные эффекты лекарственных веществ и других ксенобиотиков.

4. Повышенная потребность в витаминах:

• периоды интенсивного роста детей и подростков;
• особые климатические условия;
• интенсивная физическая, нервно-психическая на­грузка, стрессовые состояния;
• инфекционные заболевания и интоксикации;