Именно в этом монастыре была найдена знаменитая «Ипатьевская летопись», в которой сохранилась самая древняя история Руси, где говориться «откуда есть пошла Русская земля».
Впервые Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь упоминается в 1432 году летописи в 1432 году, но многие считают, что он был основан в 1330 г. татарским мурзой (ордынским военачальником, которого звали Чет). Считается, что он родоначальник рода Годуновых и Сабуровых. Чет бежал из Золотой Орды к Ивану Калите и крестился в Москве под именем Захария.
В Костромских землях Захарии было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало исцеление Чета от болезни. В благодарность за чудесное исцеление и был основан Ипатьевский монастырь. По некоторым косвенным сведениям можно предположить, что «Ипатьевская летопись» была привезена из Киева в эти места как раз Четом, как основателем монастыря.
Первым в монастыре построили храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощную дубовую стену. Вокруг расположились жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными.
Во второй половине 14 - начале 15 века монастырь получил второе посвящение – во имя Святой Живоначальной Троицы, в официальном наименовании оттеснившее первоначальное посвящение на второе место. Однако в русскую историю монастырь вошел и стал повсеместно известным именно под своим первым названием – Ипатиевский. История, почему монастырь назывался Ипатьевским, все же, не дает четких ответов, сами монахи еще в средневековье затруднялись дать на это однозначные пояснения.
Интересно, что апостол Филипп и святой Ипатий одни из самых малоизвестных святых на Руси и в России почти нет посвященных им монастырей и храмов. Почти нет, кроме одного города – Великого Новгорода. Только в этом важном центре древней Руси священномученик Ипатий пользовался особенным почитанием как покровитель новгородских посадников (выборных руководителей Новгородской республики). А в посадники в 12-15 веках избирались только представители новгородского боярства. В 12-15 веках в Новгороде было, по крайней мере, два храма, посвящённых священномученику Ипатию и один апостолу Филиппу. Эти святые были в древней Руси по преимуществу «новгородскими».
Вся эта взаимосвязь святых с Новгородом даёт возможность предположить, что Ипатьевский монастырь был новгородцами. Возможно, этот монастырь был расположен в зоне расселения новгородских переселенцев или в середине, или, вероятнее, – в 1-й половине 13 века, ещё до монголо-татарского нашествия. Продвигаясь по реке Костроме в Волгу, новгородцы могли закрепить за собою этот важный участок местности основанием здесь небольшого мужского монастыря, посвящённого популярным в Новгороде святым.
Есть и другая менее известная версия, что монастырь не основывал татарский мурза, а основал его в 1275 году Василий Ярославич, брат Александра Невского, а уже после смерти князя Василия монастырь попал под покровительство рода Годуновых. Годуновы, как и Захарьины, Сабуровы, Вельяминовы, Шеины), считали Захарию (Чета) своим родоначальником и возможно «продвинули» для истории версию Захарии в качестве своего предка и основателя Ипатьевского монастыря.
Годуновы в конце 16 века - основные спонсоры Ипатьевского монастыря. На территории обители расположена усыпальница этого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова.
С 1586 по 1591 г. монастырь получил от Годуновых 1000 рублей и несколько сёл. В результате к 1600 году обитель стала 4 среди всех российских монастырей-землевладельцев, владела более, чем 400 селами.
На средства дяди Бориса Годунова (будущего царя) возвели вокруг обители каменные стены с 6 башнями и заложили Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского.
Завершается в 1564 году строительство церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста.
Возводится в обители в 1595-1597 годах над Святыми вратами храм, который посветили священномученикам Феодору Стратилату и Ирине - небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова. А еще тут строят кельи настоятеля и монастырского эконома, каменную звонницу. Годуновыми были сделаны многочисленные пожертвования церковных книг и утвари, а в монастыре создали мастерскую живописи и большую библиотеку книг и рукописей.
Во времена Смуты монастырь переживает период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором, архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени обитель оказалась в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета. Но к концу февраля 1609 года костромичи восстают, перебивают тушинский гарнизон и осаждают Ипатьевский монастырь.
Но сразу взять монастырь не удается, ведь это сильную крепость, окруженная мощной каменной стеной, а еще тут было установлено 27 пушек. К концу апреля к обители подходит войско Василия Шуйского во главе, которого стоит мангазейский воевода Давыд Жеребцов и начинаются осадные работам. В мае того года пан Лисовский, снимает часть войска из-под Троицы, и пытается деблокировать Ипатьевский монастырь, но потерпит неудачу. А костромская цитадель захватывается Жеребцовым в сентябре 1609 года.
В кельях монастыря с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём.
Во время правления династии Романовых монастырь становится «колыбель династии». Таким причудливым образом история родовой обители Годуновых переплелась с историей царствующего дома Романовых. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню и щедро одаривали. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады.
После революционных событий монастырь упразднили, а ценности национализировали. В 1934 году разрушили храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Есть и еще одно странное стечение обстоятельств: Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре и закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском же доме (в Екатеринбурге), конфискованном в 1917 году у военного инженера-строителя И.И. Ипатьева.
Если понравилось, пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.