Найти тему

Ипатьевский монастырь в Костроме

Именно в этом монастыре была найдена знаменитая «Ипатьевская летопись», в которой сохранилась самая древняя история Руси, где говориться «откуда есть пошла Русская земля».

Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора
Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора

Впервые Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь упоминается в 1432 году летописи в 1432 году, но многие считают, что он был основан в 1330 г. татарским мурзой (ордынским военачальником, которого звали Чет). Считается, что он родоначальник рода Годуновых и Сабуровых. Чет бежал из Золотой Орды к Ивану Калите и крестился в Москве под именем Захария.

В Костромских землях Захарии было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало исцеление Чета от болезни. В благодарность за чудесное исцеление и был основан Ипатьевский монастырь. По некоторым косвенным сведениям можно предположить, что «Ипатьевская летопись» была привезена из Киева в эти места как раз Четом, как основателем монастыря.

Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора
Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора

Первым в монастыре построили храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощную дубовую стену. Вокруг расположились жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными.

Во второй половине 14 - начале 15 века монастырь получил второе посвящение – во имя Святой Живоначальной Троицы, в официальном наименовании оттеснившее первоначальное посвящение на второе место. Однако в русскую историю монастырь вошел и стал повсеместно известным именно под своим первым названием – Ипатиевский. История, почему монастырь назывался Ипатьевским, все же, не дает четких ответов, сами монахи еще в средневековье затруднялись дать на это однозначные пояснения.

Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора
Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора

Интересно, что апостол Филипп и святой Ипатий одни из самых малоизвестных святых на Руси и в России почти нет посвященных им монастырей и храмов. Почти нет, кроме одного города – Великого Новгорода. Только в этом важном центре древней Руси священномученик Ипатий пользовался особенным почитанием как покровитель новгородских посадников (выборных руководителей Новгородской республики). А в посадники в 12-15 веках избирались только представители новгородского боярства. В 12-15 веках в Новгороде было, по крайней мере, два храма, посвящённых священномученику Ипатию и один апостолу Филиппу. Эти святые были в древней Руси по преимуществу «новгородскими».

Вся эта взаимосвязь святых с Новгородом даёт возможность предположить, что Ипатьевский монастырь был новгородцами. Возможно, этот монастырь был расположен в зоне расселения новгородских переселенцев или в середине, или, вероятнее, – в 1-й половине 13 века, ещё до монголо-татарского нашествия. Продвигаясь по реке Костроме в Волгу, новгородцы могли закрепить за собою этот важный участок местности основанием здесь небольшого мужского монастыря, посвящённого популярным в Новгороде святым.

Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора
Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора

Есть и другая менее известная версия, что монастырь не основывал татарский мурза, а основал его в 1275 году Василий Ярославич, брат Александра Невского, а уже после смерти князя Василия монастырь попал под покровительство рода Годуновых. Годуновы, как и Захарьины, Сабуровы, Вельяминовы, Шеины), считали Захарию (Чета) своим родоначальником и возможно «продвинули» для истории версию Захарии в качестве своего предка и основателя Ипатьевского монастыря.

Годуновы в конце 16 века - основные спонсоры Ипатьевского монастыря. На территории обители расположена усыпальница этого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова.

С 1586 по 1591 г. монастырь получил от Годуновых 1000 рублей и несколько сёл. В результате к 1600 году обитель стала 4 среди всех российских монастырей-землевладельцев, владела более, чем 400 селами.

На средства дяди Бориса Годунова (будущего царя) возвели вокруг обители каменные стены с 6 башнями и заложили Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского.

Завершается в 1564 году строительство церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста.

Фото Прокудина-Горского. 1910 год. Специальная съемка в цвете /фото взято из открытых источников
Фото Прокудина-Горского. 1910 год. Специальная съемка в цвете /фото взято из открытых источников

Возводится в обители в 1595-1597 годах над Святыми вратами храм, который посветили священномученикам Феодору Стратилату и Ирине - небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова. А еще тут строят кельи настоятеля и монастырского эконома, каменную звонницу. Годуновыми были сделаны многочисленные пожертвования церковных книг и утвари, а в монастыре создали мастерскую живописи и большую библиотеку книг и рукописей.

Ипатьевский монастырь. XVI-XVII века. Вид монастыря около 1613 года по описаниям XVII в. Реконструкция XIX в. /фото взято из открытых источников
Ипатьевский монастырь. XVI-XVII века. Вид монастыря около 1613 года по описаниям XVII в. Реконструкция XIX в. /фото взято из открытых источников

Во времена Смуты монастырь переживает период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором, архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени обитель оказалась в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета. Но к концу февраля 1609 года костромичи восстают, перебивают тушинский гарнизон и осаждают Ипатьевский монастырь.

Но сразу взять монастырь не удается, ведь это сильную крепость, окруженная мощной каменной стеной, а еще тут было установлено 27 пушек. К концу апреля к обители подходит войско Василия Шуйского во главе, которого стоит мангазейский воевода Давыд Жеребцов и начинаются осадные работам. В мае того года пан Лисовский, снимает часть войска из-под Троицы, и пытается деблокировать Ипатьевский монастырь, но потерпит неудачу. А костромская цитадель захватывается Жеребцовым в сентябре 1609 года.

В кельях монастыря с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём.

Призвание на царство Михаила Фёдоровича. Книга венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова. 1672 год. Неизвестный автор.  
14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.
Призвание на царство Михаила Фёдоровича. Книга венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова. 1672 год. Неизвестный автор. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.

Во время правления династии Романовых монастырь становится «колыбель династии». Таким причудливым образом история родовой обители Годуновых переплелась с историей царствующего дома Романовых. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню и щедро одаривали. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады.

После революционных событий монастырь упразднили, а ценности национализировали. В 1934 году разрушили храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Первая и вторая усыпальницы размещались в «каменной палатке» у алтаря церкви Рождества Богородицы. Вплоть до начала XVII в. в первой усыпальнице насчитывалось 22 погребения, в том числе: родителей царя Бориса и царицы Ирины – Федор и Стефания, брата Бориса и Ирины – Василия и их дяди Дмитрия Ивановича Годунова. Вторая усыпальница включала 16 погребений: в ней были захоронены представители ветви Василия Петровича Годунова, двоюродного брата Дмитрия Ивановича. Обе первые усыпальницы упразднены в 1756 г. по распоряжению Преосвященного Геннадия. Территория усыпальниц попала под фундаменты церкви Рождества Богородицы, перестроенной в 1760-е годы. 
Третья Усыпальница Годуновых и единственная уцелевшая. /Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора
Первая и вторая усыпальницы размещались в «каменной палатке» у алтаря церкви Рождества Богородицы. Вплоть до начала XVII в. в первой усыпальнице насчитывалось 22 погребения, в том числе: родителей царя Бориса и царицы Ирины – Федор и Стефания, брата Бориса и Ирины – Василия и их дяди Дмитрия Ивановича Годунова. Вторая усыпальница включала 16 погребений: в ней были захоронены представители ветви Василия Петровича Годунова, двоюродного брата Дмитрия Ивановича. Обе первые усыпальницы упразднены в 1756 г. по распоряжению Преосвященного Геннадия. Территория усыпальниц попала под фундаменты церкви Рождества Богородицы, перестроенной в 1760-е годы. Третья Усыпальница Годуновых и единственная уцелевшая. /Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора
Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора
Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора

Есть и еще одно странное стечение обстоятельств: Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре и закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском же доме (в Екатеринбурге), конфискованном в 1917 году у военного инженера-строителя И.И. Ипатьева.

фото взято из открытых источников
фото взято из открытых источников

Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора
Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора

Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора
Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора
Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора
Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора

Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора
Ипатьевский монастырь в Костроме /фото автора

Если понравилось, пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.