5,4K подписчиков

Первое исполнение в России: если вы любите Верди, а Травиата с Аидой навязли в ушах, то вам сюда

К большой радости Вердилюбов, театр «Новая опера» представил на суд зрителя оперу Джузеппе Верди «Разбойники», сработанную по драме Шиллера.

К большой радости Вердилюбов, театр «Новая опера» представил на суд зрителя оперу Джузеппе Верди «Разбойники», сработанную по драме Шиллера.

То есть второго февраля произошло совсем первое исполнение оперы в России. Прозвучала она в концертном исполнении, что только добавило ей прелести.

Думаю, что оперные завсегдатаи согласятся с мнением о том, что все чаще неприятный осадочек от представления оставляют именно режиссерские попытки самовыразиться, то есть сделать так, как никто еще до этого не делал. Здравый смысл, хороший вкус и элементарная сострадательность к публике в расчет не берутся.

Поэтому, когда слушатель остается наедине с музыкой, а режиссер выносится за скобки, то у истинных меломанов наступает просто-таки эйфория. Так случилось и в «Разбойниках», где прекрасно обошлись хормейстером, дирижером и художником по свету, тогда как режиссеру была предоставлена возможность уйти на покой и «жить на свои сбережения, которых, по его скромному подсчёту, должно было хватить ему на пятнадцать лет» (М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»).

Верди создавал «Разбойников», параллельно работая над оперой «Макбет», так что премьера обоих сочинений прошла в одном и том же 1847 году. Невозможно представить себе, как ему удалось совмещать два таких необыкновенно сложных материала – Шекспир и Шиллер. Позже композитор назовет этот период «годами галер».

Обе оперы удались на славу. Как ни странно, премьера именно «Разбойников» (а не «Макбета») состоялась в Лондоне, за дирижерским пультом был сам маэстро, а на спектакле присутствовали королева Виктория и принц Альберт.

После лондонской премьеры были постановки в Риме, Флоренции, Барселоне, Болонье, Неаполе, Венеции, Милане, Вене и других городах. В 1853 году опера звучала в Одессе, но в другой версии – под названием «Адель из Козенцы». В разные годы партии в ней исполняли Монсеррат Кабалье (Амалия) и Дмитрий Хворостовский (Франческо).

Суть дела:

Центральные персонажи – два брата. Разбойник Карл, в свое время за проказы изгнанный отцом из фамильного замка, одумался и теперь мечтает вернуться к отцу, графу Максимилиану фон Моору и невесте Амалии. Интриган Франческо, младший, плетет всяческие козни и пытается завладеть наследством, а заодно и невестой Амалией.

К счастью, либреттистом был выбран итальянец Андреа Маффеи, поэтому персонажи поют по-итальянски (а не по-немецки). Разумеется, русские субтитры висят тут же, на электронном табло.

Верди, как всегда показал себя изумительным мелодистом, так что даже какие-то проходные реплики персонажей звучат очень красиво, а уж когда начинаются дуэты-квартеты, то остается только тихо млеть.

Исполнение:

Начать хочется с благодарности хору и оркестру – они, как всегда в «Новой Опере», на недосягаемой высоте. Даже на первом исполнении, по «сырому», так сказать, материалу, не было слышно ни одного сбоя с их стороны.

А роль хора (в основном, мужского) здесь велика – разбойники достаточно активны практически во всех сценах и актах: то они бодро поддерживают Карла, то пререкаются с ним, а то и вовсе решают его судьбу, так что драма становится трагедией. То есть хор находится на сцене почти постоянно.

Солисты же – в постоянном движении: вышел-спел-ушел.

Оправдал ожидания Василий Ладюк, очень убедительно спевший негодяя Франческо.

Меньше понравился его братишка Карл, хоть и заслуженный артист РФ Михаил Губский – то ли от волнения, то ли от излишнего старания было много наигрыша и слишком громко, иногда мимо.

Не очень понятен выбор сопрано – единственной женской партии в спектакле. Марина Нерабеева, конечно, очень старалась, но выше головы не прыгнешь, не очень-то вытягивала милая дама сложные пассажи арий. Тем более, что в концертном исполнении артисту и спрятаться не за что – ни реквизита, ни декорации.

В опере Верди задействовал весь спектр мужских голосов: два баса, два тенора, два баритона, и практически все порадовали – даже второстепенные партии отлично звучали.

Поэтому безо всяких сомнений покупайте совсем недорогие по нашим временам билеты и идите себе с удовольствием на этот прекрасный спектакль. Тем более, пока это свежая постановка и артисты еще от нее не устали.

А я еще хочу послушать «Стиффелио», тоже нечастый гость на наших подмостках.