Найти в Дзене
Поликсена Торопецкая

Загадочная история Бенджамена Бриттена - еще один шедевр режиссера-постановщика

Все началось с того, что мы с мужем поняли, что нужно оживить наши отношения – походы из года в года на одни и те же классические оперы и концерты привели к тому, что, занимаясь домашними делами, мы не сговариваясь мычим одни и те же арии Каварадосси или Хор иудеев. Согласитесь, на протяжении стольких лет это становится скучно. Поэтому, когда я выудила в репертуаре Новой оперы очень редко исполняемую «Пoругание Лукреции» Бенджамена Бриттена, я поняла, что именно это нам и нужно. Я же не знала, что поругание будет так буквально воспроизведено на сцене, ей богу. Вообще, мой муж – человек терпеливый, и еще я вкусно готовлю. Только этими двумя причинами могу объяснить то, что он не пpидушил меня в течение первого и последнего получаса оперы, они были ужасны. Мне всегда казалось, что опера не предполагает нарочитой физиoлогичности, для любителей остренького существуют специальные кинопроизведения на отдельных сайтах. Но мы, видимо, разошлись во мнении с постановщиком: ему (ей - Екатерина Од

Все началось с того, что мы с мужем поняли, что нужно оживить наши отношения – походы из года в года на одни и те же классические оперы и концерты привели к тому, что, занимаясь домашними делами, мы не сговариваясь мычим одни и те же арии Каварадосси или Хор иудеев. Согласитесь, на протяжении стольких лет это становится скучно.

Поэтому, когда я выудила в репертуаре Новой оперы очень редко исполняемую «Пoругание Лукреции» Бенджамена Бриттена, я поняла, что именно это нам и нужно. Я же не знала, что поругание будет так буквально воспроизведено на сцене, ей богу.

Вообще, мой муж – человек терпеливый, и еще я вкусно готовлю. Только этими двумя причинами могу объяснить то, что он не пpидушил меня в течение первого и последнего получаса оперы, они были ужасны.

Мне всегда казалось, что опера не предполагает нарочитой физиoлогичности, для любителей остренького существуют специальные кинопроизведения на отдельных сайтах. Но мы, видимо, разошлись во мнении с постановщиком: ему (ей - Екатерина Одегова) кажется, что Лукреция в одних трусах на сцене – это самое то.

Без этого музыка Бриттена просто не будет звучать. И это еще хорошо, что у исполнительницы этой партии Гаяне Бабаджанян роскошные длинные густые волосы, которыми она прикрыла верхнюю часть туловища, потому что будь на ее месте певица с короткой стрижкой, я даже не берусь представить что бы было.

Здесь Гаяне в рубашечке, я просто не рискнула помещать ее без. Фото автора
Здесь Гаяне в рубашечке, я просто не рискнула помещать ее без. Фото автора

Намек на специальные произведения стал проявляться с самого начала: на черной, пустой сцене, сваренной из нарочито брутальных рельсов, возникли две босые фигуры мужчины и женщины, эдакие рассказчики, типа «голос за кадром», обрисовали нам обстановку, что-де в военном лагере под Древним Римом три полководца, выпивая, обсуждают женщин – ну а как без этого?

Почему обязательно нужно босиком? фото автора
Почему обязательно нужно босиком? фото автора

Появившиеся следом полководцы были одеты в кожу, шипы, ремни, кожаные сапоги, один из них, выйдя на сцену, немедленно oбнажился в верхней части и, отжимаясь(!), пел свою партию – высший пилотаж, такого я еще не видела.

Затем как-то полегчало, потому что действие переместилось в Рим, в покои Лукреции, и здесь даже стало красиво: во-первых, сиротское сценическое оформление немного раскрасилось белыми женскими одеждами (видимо, намек на чистоту и непорочность) и интересной, цвета морской волны, пряжей, которую они пряли в ожидании, когда мужчины вернутся из похода.

Покои Лукреции, фото автора
Покои Лукреции, фото автора

Во-вторых, очень гармонизировалась прежде резко диссонантная музыка – а когда к солирующему сопрано постепенно стали подключаться второе, третье и четвертое, я просто замерла от красоты. Так, в завороженном состоянии, решив, что все муки позади, я отправилась на антракт.

Но счастье было недолгим.

Потому что как только на сцене появлялся мужской элемент, всё сразу портилось – грубело и становилось примитивным, как в музыке, так и в действии. А тут как раз по ходу дела в мирных и благообразных покоях Лукреции нарисовался главный негодяй – один из тех, кто выпивал в военном лагере, сын Римского цезаря, которому приспичило надругать Лукрецию, хотя она и была женой его сподвижника.

фото автора
фото автора

И если поначалу, пока они еще препирались, было терпимо, то потом, когда он от слов перешел к делу, у нас просто отвисли челюсти: в короткой безобразной рубашонке (впоследствии и она была утрачена), в труселях Лукреция на четвереньках пытается уползти от принца, который тоже сверху голенький и тоже на четвереньках ее ловит. И они еще умудряются при этом петь. И в конце концов, поймав, он уносит ее в кулису, хоть на этом спасибо.

И так практически весь второй акт.

В общем, если вы захотите сделать подарок пожилым родителям, купив им билеты в оперу, ни в коем случае не покупайте на «Лукрецию», потому что сидящие поблизости пенсионеры постоянно хватались за валидол.

Это одна из самых приличных сцен, фото автора
Это одна из самых приличных сцен, фото автора

Жалею ли я о том, что мы пошли на эту оперу? Скорее все-таки нет.

  • У нас практически не ставят Бриттена, а мне хотелось его послушать.
  • Опера была по-английски, что тоже крайняя редкость, было интересно.
  • Поскольку в основе либретто лежала пьеса Шекспира, язык был необыкновенно богат и разнообразен. Я даже уже забыла, что бывает такой богатый английский язык, ведь в фильмах используется крайне скудный набор лексических единиц, зачастую кроме «шит» и «буллшит» ничего и не услышишь. Оцените: «Тарквиний с истинно этрусской грацией склоняется к руке Лукреции и медленно приникает к ней губами» или «как гибкая могучая пантера, Тарквиний крадется через тихий зал и со всей ловкостью мысли пересекает неосвещенную галерею» - и это все по-английски.
  • Признаюсь, что историю Лукреции, легшую в основу массы классических живописных произведений, я не знала, как, впрочем, и пьесу Вильяма нашего Шекспира.
  • Первый раз я видела, чтобы оркестр сидел в оркестровой яме без переднего бортика, который отделяет яму от зала, на расстоянии вытянутой руки. И чтобы главная героиня сидела на авансцене, свесив босые ноги прямо на голову тромбонисту.
  • Теперь у меня отпало желание слушать Бриттена и ходить на экспериментальные оперные постановки, хочу опять арию Каварадосси и Хор иудеев.

А Гаяне Бабаджанян, певшей Лукрецию, нужно выдать орден за преданность искусству: мало кто согласился бы выглядеть так неэстетично на сцене, бедная молодая женщина.

И еще радует выучка и спортивная подготовка наших молодых оперных певцов – это же надо, петь из любого положения, которое придет в воспаленную голову режиссера-постановщика. Просто гордость распирает – можем ведь собственных Платонов…

Такой результат.

Еще о результатах оперных походов здесь:

НетреZVый принц и косоватая Русалка: нужно ли идти на такую оперу в Большой?

Что на самом деле показывают в Стасике в «Сказках Гофмана»