В 15 минутах ходьбы от метро «Партизанская» напротив Измайловского кремля находится Усадьба Измайлово. Переходим по небольшому горбатому мостику (Второму Бауманскому), и мы на рукотворном острове в центре искусственного Серебряно-Виноградного пруда.
Мы вошли в Усадьбу с непарадного входа. Было красиво, было киношно. 😍
Чудо-остров с лисицами и виноградом
При Иване Грозном в Измайлово была родовая вотчина бояр Романовых, а в середине XVII века отец Петра Первого Алексей Михайлович «Тишайший» приказал насыпать остров и возвести на нём Дворцовое царское село. Там он обустроил образцовое хозяйство с садами, огородами, пасеками и скотными дворами. На острове даже финики с виноградом выращивали! Местные пруды кишели рыбой так, что аж вода от чешуи блестела. Отсюда и название пруда - Серебряно-Виноградный.
На острове был «Волчий двор» с лисами, волками, медведями для тренировки молодых охотничьих собак. К 1676 году в хозяйстве усадьбы Измайлово числились: чугунный и кирпичный заводы, льняная и стекольная мануфактура, девять мельниц и др.
Попасть на царский остров можно было по единственному мосту! Он был белокаменный, с 14-ю арками, украшенный орнаментами и изразцами. Увы, мост можно увидеть только на старинных гравюрах...
...или на карте-схеме - схематично, под номером 28.
Сразу за мостом находилась трёхярусная проездная Мостовая башня с гульбищем для дозорных, колокольней, жилыми комнатами для звонарей и стрельцов. Она сохранилась! Сейчас это самое старое сооружение на острове.
Башня была построена в 1674 году и так же, как и мост, украшена изразцами с изображением райских птиц, цветов и ягод. Обратите на интересную деталь второго яруса - там сохранились дымовые трубы утраченных печей.
Сейчас к башне ведёт вот такой невзрачный мостик. Даже голуби ходить отказываются.
Собор с изразцами «Полубеса»
За Мостовой башней - Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1671-1679 годы на месте деревянной церкви. Увенчан пятью чёрными куполами и украшен многоцветными изразцами в стиле «павлинье око». Их изготовили знаменитые мастера Степан Иванов «Полубес» и Игнат Максимов.
Увы, в 1812 году собор разграбили солдаты наполеоновской армии, а
после революции 1917 года был полностью разрушен иконостас. Сначала этому способствовали сотрудники архива органов внутренних дел, занявшие храм, а потом унаследовавшие его работники овощного склада, 😳 приспособившие под стеллажи иконы.
Нынешние интерьеры и роспись - новодел. Покровский собор отреставрировали перед Олимпиадой-80, в 1996 году в него вернули часть старинных икон, и он снова стал действующим.
Есть фотография Усадьбы с дрона, которая даёт представление, как там сейчас всё устроено (жмите на синие буквы). Отлично видно, что сотворили с Собором при Николае Первом, который решил устроить на территории Усадьбы богадельню для отставных солдат и офицеров, ветеранов Отечественной войны 1812 года.
В рамках нового проекта к собору вплотную пристроили казарменного вида корпуса - два солдатских и один офицерский. Храм фактически стал домашним.
Государев двор, точнее то, что от него осталось
В особо охраняемую зону Государева двора при Алексее Михайловиче «Тишайшем» въезжали через Передние ворота. Это была привилегия царя, его семьи и приглашённых гостей. За воротами находился огромный деревянный дворец и церковь Иоасафа, царевича Индийского. По свидетельствам современников, дворец внешне напоминал царскую резиденцию в Коломенском. До наших дней дожили только ворота (Передние и Задние).
Все гости перед Передними воротами были обязаны слезть с лошади и сдать оружие. Рядом с въездными арками находились коновязи и палаты стрельцов.
Увы, это всё, что сохранилось от «Дворцового царского села» XVII века - Мостовая башня, Передние и Задние ворота, Покровский собор. Вот что писал Иван Снегирев, известный бытописатель Москвы XIX века: «Дворец обветшал и был сломан, дворцовая церковь повреждена молниею, жилье придворных служителей, медоварни, пивоварни и приспешни с дымницами обвалились, сады и огороды заглохли, пруды пересохли, житницы и зверинцы опустели, наконец, оно представляло вид разрушения, одни развалины, заросшие бурьяном и полынью».
Богадельня выглядит не очень
При Николае Первом были разобраны обветшавшие постройки Государева двора, а на их месте в 1853 году был построен комплекс из казарм, служебных квартир, складов, мастерских, канцелярии, бань, прачечных, конюшен, водокачки и ледников. К началу 1860-х возвели ещё и Семейный дом. Военная Николаевская богадельня подразумевала бесплатное проживание солдат и офицеров, их питание, обмундирование и лечение. К 1915 году в ней значились 15 офицеров и 402 солдата.
После Октябрьской революции на острове обосновался один из первых в Москве рабочих городков с коммуналками, в 1970-е годы квартиры расселили, их место заняли научные, реставрационные и музейные организации. Выглядит сейчас всё очень печально. Может, реставраторы уже выехали?..
Сказочная карета, запряжённая четвёркой лошадей, рядом с таким зданием выглядит насмешкой...
Из всех построек XIX века приличнее всего сейчас смотрятся Триумфальные чугунные ворота, возведённые в честь побед русского оружия и доблести русских воинов в 1852 году на средства купца Ивана Сорокина.
Помимо ворот купец Сорокин оплатил ещё установку чугунного фонтана со львами.
Если вы присмотритесь, заметите за воротами скульптуру в полный рост. Кто бы это мог быть?
Потешные войска Петра Первого
Интересный факт! В Усадьбе Измайлово прошло детство и юность Петра Первого, сына Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Нарышкиной. Пётр родился в 1672 году, то есть застал золотые годы Усадьбы. Именно тут, на измайловских прудах он брал первые уроки корабельной навигации на дедовом ботике «Святой Николай» и водил потешные войска по окрестным полям.
Памятник в честь царя-корабела был установлен в честь 300-летия Российского флота в сентябре 1998 года.
Послесловие
Нам очень повезло с погодой, снежная сказка скрасила впечатление от обшарпанности Николаевской богадельни. Усадьба Измайлово осталась в памяти заснеженной и благородной, с лёгкой тенью печали и большой степенью художественности. Точно знаю, что мы вернёмся! Там душевно. К тому же я очень хочу посетить выставку печных изразцов XVII-XVIII века в Южном корпусе Богадельни. 🤩 В этот раз не успели.
В самом финале мы ещё и смешную белку встретили - она пыталась оторвать кусок штукатурки от одного из корпусов Богадельни. Одно из двух - или тайник с орехами, 😅 или реставрация.