Сегодняшние новости не порадовали меня не как изыскателя, не как обывателя.
4 февраля 2024 г. в 22:47 мск в Лазаревском районе Сочи сошел оползень на железнодорожные пути на перегоне Дагомыс-Лоо. Инцидент произошел из-за продолжительных осадков в регионе. Объем селевых масс превысил пять тысяч кубометров. В связи с произошедшим на участке Туапсе-Адлер приостановлено движение поездов. Задержано шесть поездов, в их числе два пассажирских. Сейчас на месте схода оползня ведутся ремонтные работы, однако условия ухудшаются тем, что переувлажненный грунт нестабилен, и селевые массы продолжают сходить на путь.
В нашем крае часто случаются сходы оползней, которые приводят к серьезным авариям, задержкам движения поездов и ущербу для инфраструктуры и окружающей среды.
Хочу познакомить вас с причинами, последствиями и мерами предосторожности, связанные с этим явлением.
Оползень — это смещение грунта или скальных пород под действием силы тяжести. Оползни могут быть вызваны различными факторами, например:
- Продолжительные и обильные осадки, которые приводят к переувлажнению и размягчению грунта, уменьшению его сцепления и увеличению его веса.
- Размораживание и замораживание грунта, которые вызывают его расширение и сжатие, создавая напряжения и трещины.
- Сейсмическая активность, которая может сотрясать и ослаблять грунт, а также создавать разломы и сдвиги в земной коре.
- Антропогенная деятельность, которая может нарушать естественный баланс и стабильность грунта, например, строительство, добыча, вырубка лесов, ирригация, засоление и эрозия.
Железнодорожные пути проходят по склонам, ущельям, берегу Черного моря и другим рельефным формам, которые подвержены риску схода оползней. Кроме того, железнодорожные пути сами по себе могут способствовать сходу оползней, если они нарушают естественный отток воды, изменяют наклон склона или ослабляют опоры и сваи.
Сход оползней на железнодорожные пути чаще всего имеют серьезные последствия:
- Повреждение или разрушение железнодорожных путей, мостов, тоннелей, опор, светофоров, связи и другого оборудования.
- Задержка или остановка движения поездов, которые могут перевозить пассажиров, грузы, опасные вещества или ценные ресурсы.
- Угроза жизни и здоровью людей, которые могут находиться в поездах, на платформах, вблизи железнодорожных путей или под оползнями.
- Ущерб для окружающей среды, который может быть вызван загрязнением воды, почвы, воздуха, растительности и животных, а также потерей биоразнообразия и ландшафта.
Послезавтра будет юбилей Олимпиады SOCHI2014 это длительный срок, требующий актуализации данных, для многих построек, возведенных к проведению события всемирного масштаба. Строительство Ж/Д путей к Имеретинскому курорту и Красной Поляне в том числе.
На следующей неделе я буду спикером на форуме “Города будущего”, где расскажу о передовых инженерных и решениях в части проектирования и строительства туристической инфраструктуры, и уже сейчас могу сообщить, что оползень — это, прежде всего, процесс. Даже если он в данный момент находится в устойчивом состоянии — необходимо регулярно проводить мониторинг и прогнозирование опасных зон, где возможен сход грунтов, чтобы минимизировать разрушительные последствия. А также обновлять и модернизировать укрепления инженерных сооружений, которые могут предотвратить или сдержать сход оползней и других природных явлений.