За отвагу и самоотверженность фашисты называли их - бойцов морской пехоты - "черной смертью" или "черными дьяволами", а боевой клич "полундра!!!", рвущийся из глубины души, наводил ужас на боевые порядки гитлеровцев.
Говорят, женщина на корабле - плохая примета. Но для своих сослуживцев она стала настоящим ангелом, не раз вырывавшим их из цепких лап смерти...
Признаюсь, поводом для написания данной статьи стала предыдущая публикация о санинструкторе 369-го отдельного батальона морской пехоты Екатерине Михайловой, в 15-летнем возрасте отправившейся на фронт и прошедшей Великую Отечественную войну с первого до последнего дня. Дело в том, что во многих источниках, с которыми довелось работать, Екатерина Михайлова называется единственной женщиной, служившей в морской пехоте в годы войны. На самом деле, это не совсем так. В то же время среди "Черных дьяволов" Черноморского флота служила еще, как минимум, одна девушка - санинструктор 386-го отдельного батальона морской пехоты главный старшина Галина Петрова.
Сегодня наш рассказ о ней.
Галя родилась 9 сентября 1920-го года в Николаеве в семье моряка, так что её жизнь с первого дня была неразрывна связана с морем. Позже семья переехала в Новороссийск, где она с отличием окончила среднюю школу, после чего поступила на лесохозяйственный факультет Новочеркасского инженерно-мелиоративного института.
О чем мы думаем, когда нам около двадцати? Конечно, только о лучшем! Верим в безоблачное будущее и всеобъемлющее счастье. И Галя ничем не отличалась от своих сверстников. Познакомилась с замечательным молодым человеком - Анатолием Железновым - и вышла замуж. Вскоре в семье родился сын Костя. Казалось, жизнь встала на нужные рельсы и стремительно несется вперед...
Она и неслась, только не к счастью, а к трудностям и лишениям. Сначала на советско-финляндскую войну призвали мужа. А в июне 1941-го года мир окончательно перевернулся.
Пока папа служил, а мама училась в НИМИ, Костя жил с бабушкой, Антониной Никитичной, в Новороссийске. К ним Галина приехала на каникулы в июле 41-го и больше уже в институт не вернулась.
Гитлеровцы стремительно продвигались по территории СССР, с каждым днем оккупируя всё новые и новые территории. Несмотря на отчаянное сопротивление, за первые три недели боев Советский Союз потерял практически всю Прибалтику, Белоруссию, значительную часть Украины и Молдавии. Уже пали Рига и Вильнюс, Минск и Брест, вермахт решительно пробивался к Москве. Пополняя ряды РККА комсомольцы рвались добровольцами на фронт. Среди них была и Галя Петрова. Как можно отсиживаться в тылу, когда враг уже у самых ворот?!
На фронт молодую маму, на руках у которой маленький ребенок, не взяли, но отправили в Краснодар для прохождения курсов медицинских сестер. Армия нуждалась не только в бойцах, готовых ходить в атаку и держать оборону, но и в крепком тылу. Кому-то надо было возвращать раненых к жизни: врачей, фельдшеров, медсестер не хватало. Повсюду шли кровопролитные бои, раненые и искалеченные солдаты и офицеры прибывали нескончаемым потоком.
Галинка, как только приехала в Новороссийск, - рассказывала Антонина Никитична, - сейчас же пошла в военкомат и оттуда была направлена на курсы медсестёр и на работу по приёму раненых, транспортируемых из Одессы, а потом стала работать в госпитале. И как только образовался фронт в районе Новороссийска, ушла на фронт...
Иначе она уже не могла. Галина Петрова с 1942 года проходила службу в военно-морском госпитале № 43 144-й отдельной бригады морской пехоты Черноморского флота, в июле 1943 года её перевели в госпиталь Новороссийской военно-морской базы, а она всё это время рвалась на передний край: после того, как в 1942-м получила похоронку на мужа, хотела крушить гитлеровцев и жечь их каленым железом, гнать до самого фашистского логова в далеком Берлине.
Осенью 1943 года военкомат все же удовлетворил её просьбы и прикомандировал к 386-му отдельному батальону морской пехоты Новороссийской ВМБ, который готовился к десанту в Крым.
13 октября 1943 года Ставка Верховного Главного Командования утвердила план десантной операции, согласно которому предусматривалась одновременная высадка Азовской военной флотилией трёх дивизий 56-й армии в районе северо-восточнее Керчи - главное направление удара - и Черноморским флотом одной дивизии 18-й армии в районе посёлка Эльтиген (ныне - район Героевское в Керчи) на вспомогательном направлении.
После высадки десант должен был нанести удары по сходящимся направлениям и захватить порты Керчь и Камыш-Бурун.
Вот как описывает Галину Петрову, с которой ему довелось познакомиться в морской пехоте, участник Керченско-Эльтигенской десантной операции В.Ф. Гладков:
У главстаршины санинструктора Галины Петровой были золотистые волосы, выбивавшиеся из-под потрепанной ушанки, и чудесные голубые глаза. Она была среднего роста, в полном расцвете своей милой юности — немногим старше двадцати лет. Даже голодный паек не смог погасить молодого румянца. Держалась в матросской среде, как между братьев, с простотой и достоинством любимой сестры...
В те годы Эльтиген не отличался ничем примечательным. Это был небольшой рыбацкий поселок на южных подступах к Керчи. В ночь на 1 ноября десантники выдвинулись из порта Тамань через пролив к месту высадки. Море нещадно штормило, накатывавшиеся раз за разом валы грозили перевернуть небольшие бронекатера, набитые бойцами морской пехоты.
Гитлеровцы, уже хорошо знакомые с безудержным натиском военных моряков, хорошо укрепили свои позиции, возведя доты и устроив минные заграждения. Прибрежная линия была усилена минометной батареей. Над водой постоянно взмывали ввысь, разрезая черное небо, осветительные ракеты.
В таких условиях подойти незаметно к берегу было практически невозможно. Под шквальным огнем и ураганным ветром батальон морской пехоты под командованием майора Белякова, в составе которого была и Галина Петрова, десантировался в воду и устремился вперед, стремясь прорвать первую линию обороны фашистов. Когда путь преградило заграждение из колючей проволоки, бойцы залегли: прорываться вперед, когда по всем признаком за "колючкой" начиналось минное поле, казалось полным безумием.
В сложившейся ситуации время являлось важнейшим ресурсом. Его потеря была равнозначна потере жизни. Интенсивность огня гитлеровцев не ослабевала, грозя полностью парализовать силы наступающих. И вдруг в полный рост поднялась Галина, личным примером поднимая солдат в атаку. Что это было - безумие или отвага - сегодня, пожалуй, не скажет никто. Но увлекая бойцов за собой, санинструктор 386-го отдельного батальона морской пехоты позволила сохранить темп наступления. Лавина десантников перекатилась через фашистские укрепления, и ничто в мире уже не способно было её остановить. Прорвавшись к Эльтигену, "черные дьяволы" закрепились на краю поселка. В конечном итоге им удалось захватить плацдарм до 5 км по фронту и до 2 км в глубину. Ожесточенный бой продолжался всю ночь.
Всю ночь санинструктор Галина Петрова оказывала раненым медицинскую помощь. 20 человек она вынесла из-под шквального огня. Даже бывалые моряки поражались её выдержке и упорству.
Оправившись от внезапного удара, гитлеровцы начали яростные атаки, задействую всю мощь артиллерии и авиации. Для них жизненно важным было выбить штурмовые отряды с занятого клочка суши до подхода основных подразделений РККА, чтобы не допустить расширения занятого плацдарма. Не жалея сил враг предпринимал всё новые и новые атаки, пытался обойти моряков с тыла.
Отважная главстаршина Петрова появлялась везде, где было особенно трудно: перевязывала, подносила боеприпасы, с автоматом в руках занимала место среди обороняющихся десантников. И продолжала спасать жизни однополчан.
Каждый день и каждую ночь, пока морские пехотинцы удерживали Эльтиген...
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство главстаршине Петровой Галине Константиновне было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Она стала первой женщиной-Героем в Военно-Морском флоте СССР.
Но узнать о присвоении звания Героя санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты не смогла. В одном из боев, отбивая очередную атаку гитлеровцев, она получила осколочные ранение обеих ног. Тяжело раненную её эвакуировали в тыл и разместили вместе с другими пострадавшими бойцами в медсанбате.
А на следующий день во время авианалёта люфтваффе, одна из сброшенных бомб угодила то ли в здание, то ли в землянку (здесь нет точной информации), где размещались раненые. Спастись не удалось никому. Погибли все.
Красивая женщина, молодая мама, любящая дочь. Всё могло бы сложиться иначе, но вышло именно так. Трудное время рождает Героев, не деля их по полу и возрасту. До последнего дня она мечтала увидеть близких и носила на груди в память о них частичку родного дома - крохотную игрушку своего маленького сына...
В память о бессмертном подвиге главстаршины Галины Константиновны Петровой в Керчи, в районе на месте бывшего поселка Эльтиген, её именем названа улица, а в в Новочеркасске Ростовской области по адресу улица Просвещения, 132 установлен памятник.
Говорят, что стихотворение медсестре поэтессы Юлии Друниной посвящено именно Галине Петровой. Не знаю, так ли это, но едва ли проникновенные строки оставят кого-либо равнодушным:
…Из компасов погибших катеров
Сливает спирт девчушка из санбата,
Хоть раненым теперь он ни к чему,
Хоть в этот час им ничего не надо.
В плену бинтов, в земляночную тьму
Они глядят настороженным взглядом…