Найти тему

О любви и принципах: «Бельские просторы» в обзоре проекта «Русский академический журнал»

«Бельские просторы» № 11, 2022. Обозреватель: Ольга Зюкина
«Бельские просторы» № 11, 2022. Обозреватель: Ольга Зюкина

Тема любви в литературе кажется исследованной вдоль и поперёк, возможно, в какой-то мере избитой.

Но одиннадцатый номер «Бельских просторов» переворачивает такое представление. В нём собраны произведения о долгожданной любви, когда кажется, что надеяться не на что (рассказ Михаила Смирнова «Бабье лето»); о подростковой дерзкой первой любви, неспособной перерасти во взрослые чувства (повесть Александра Иликаева «Коммерсанты»); о нежности первой влюблённости (рассказ Нины Турицыной «Военнопленные»); и о патриотизме как любви к родному краю (документальный роман Галима Хисамова «В отрогах Урала»). Об этих произведениях чуть позже, а начну по порядку – с поэзии.

Открывает номер поэтическая подборка Александра Филиппова «Небезрыбные места».

О личности поэта, которому в 2022 году могло исполниться 90 лет, подробно рассказывает Игорь Фролов в статье «Первый» и Рустем Вахитов в статье «Я – обычный советский поэт» этого же номера.

Для более полного понимания стихотворений Александра Филиппова приведу цитату о нём из статьи Игоря Фролова: «…и русское раздолье, и широта жеста, и гармошка с тройкой-птицей, и она, любимая, запотевшая, с прозрачным, как слеза ребенка, содержимым. И такого поэта трудно запрячь, надеть на него хомут какой-нибудь общественной обязанности: даже если поначалу и согласится он, то не согласится душа его, которая постоянно просит бури, а после бури – покоя, а после – опять воли, – и все хомуты рвут поэты в таких случаях просто голыми руками».

В поэтической подборке прослеживается и упомянутая «широта жеста» (стихотворение «Душно»), и трудность «запрячь» поэта, путы неволи рвёт он «голыми руками» (стихотворение «Охотничьи собаки», где поэзия на заказ перестаёт быть «словом» и становится «лаем»).

Гармошкой с тройкой-птицей – образом, позволяющим отвести душу – становится рыбалка и «небезрыбные места», раскрытые в стихотворении «Берег очищения».

Стихи музыкальны. Поэт умело использует звукопись. Величественное и радостное звучит в повторах мажорных звуков «а» и «о», а щемящая грусть и попытка остановить мгновение передаётся через минорный повтор «и» и «е».

Видно, что за каждое слово отражает тяжело отстоянную позицию, жизненный принцип и нелёгкий опыт. А о том, что Александр Филиппов был человеком слова и принципа, можно прочитать в искренне написанных статьях Игоря Фролова и Рустема Вахитова – воспоминаниях о мастере.

Ивану – герою рассказа Михаила Смирнова «Бабье лето» – выпадают испытания, подобные лишениям библейского Иова: он ставится инвалидом, погибает сын, а потом жена. Иван не совсем стоически выносит посланное судьбой, но жить продолжает. Михаил Смирнов не изображает Ивана сверхчеловеком, героем, способным безропотно перенести лишения, приближает его к образу обычного среднего человека, склонного к слабостям. Но даже продолжать жить в таких условиях – тоже надо иметь силу характера. Вот как видит ситуацию со стороны одна из героинь рассказа: «Такое горе на него свалилось. Здесь здоровый мужик не выдержит, а ему тем более тяжело, но всё равно нужно жить, сжать покрепче зубы и жить».

Рассказ о простых людях в сложных ситуациях, о том, что любовь возможна, даже когда кажется, что закончилась жизнь.

Полный обзор