Найти в Дзене
Oleg Kaczmarski

Праздник непослушания (из цикла «Моя книжная полка»)

Как старый библиофил, а местами даже библиоман, давеча я задумался: если попробовать вспомнить первую книгу в жизни, что же придёт на ум?

И речь не о тоненьких книжках со стихами и сказками, которыми нас с сестрой в немалом количестве снабжали родители, а о такой, которая бы ассоциировалась именно как книга. Отдельная, конкретная, и желательно в твёрдом переплёте.

И вот что вспомнилось. Ещё в детсадовском возрасте был у нас сборник русских народных сказок. Помню, книжка была крайне потрёпанная, зачитанная – бабушка её нам читала. Что это был за сборник, я бы никогда не вспомнил, если бы не иллюстрации.

На книжном развале Севы-букиниста я нашёл эту книжку по рисункам. Это «Русские народные сказки» в пересказе А. Нечаева с рисунками И. Кузнецова, Москва, «Детская литература», 1971 год, серия «Школьная библиотека для нерусских школ» (с ударениями).

-2

Тогда же, в дошкольном возрасте, у одной родственницы, работавшей в книжном магазине, мы брали на прочтение, а больше – на рассматривание картинок – большие по формату красочные книжки. Среди них я хорошо запомнил сказки Корнея Чуковского (все эти Бармалеи, Мойдодыры, Айболиты) и «Праздник непослушания» Сергея Михалкова.

И если Чуковский в дальнейшем постоянно был на слуху, то именно эта вещь Михалкова больше никогда не проявлялась в моей жизни, оставаясь воспоминанием самого раннего детства. И потому рубрику «Моя книжная полка» я решил начать именно с неё.

Современные её переиздания – никакие, в них нет былой энергетики. Для того, чтобы она была, необходимо переиздать книгу один в один. Да и в этом случае она сохранится лишь отчасти. Это одна из аксиом библиофилов – тех, кто чувствует книжную энергетику. Поэтому так ценятся оригинальные издания.

Впервые отдельной книжкой «Праздник непослушания» вышел в 1972 году с иллюстрациями Г. Огородникова. Именно это издание – размеры 220x290 мм – является каноническим, и стоит сегодня на интернет-порталах от 2,5 тысяч рублей и более. В 1975 году вышло уменьшенное переиздание – размеры 170x215 мм – сегодня оно оценивается от 1 тысячи и выше. Все остальные весьма многочисленные издания – с самыми разными художниками – стоят гораздо дешевле.

-3

Что же собой представляет эта сказка? Вот взял я её сегодня и перечитал – впервые с дошкольного возраста.

В один прекрасный солнечный летний день все родители, дедушки и бабушки, вообще все взрослые, утомлённые постоянным непослушанием своих чад, взяли и покинули свои жилища, свой город, на неопределённое время отправившись в условный турпоход. А вы, мол, дорогая наша ребятня, делайте что хотите.

Ну и детки устроили для себя тот самый праздник непослушания. Прежде всего, отменили школьные занятия, съели всё мороженое, опустошили кондитерские, разрисовали стены домов, ну а затем… перешли к табачным изделиям (далее авторская фантазия по понятным причинам идти отказалась).

-4

Правда, один взрослый всё же остался в городе – цирковой лилипут. Вот он-то и пришёл на помощь ребятне, когда у них случилась массовая ангина и отравление никотином. Ну и понятно, что очень быстро – за каких-нибудь три дня – «праздник непослушания» надоел, и родителям с помощью воздушного змея было направлено послание с просьбой поскорее возвращаться.

Вот такая сказочка. Как же она воспринимается сегодня – уже не в том возрасте и не в том времени, для которого была написана?

Да, конечно, всё это условные дети, условные взрослые в условном городе. Ведь кроме детей среднего возраста есть ещё и груднички, и отроки, и подростки, а это всё крайне усложняет ситуацию. А в городе есть те службы и производства, которые должны работать бесперебойно. Потому сказка и предназначена для самых маленьких, когда все эти нюансы ещё не воспринимаются.

Но есть в этом раскладе и некий универсальный принцип. Что без высшего разума люди уподобляются маленьким неразумным детям. И тянет их исключительно на мороженое, сласти, курево и бездумное псевдоискусство. К сожалению, на родителей тут рассчитывать не приходится.

-5