Наверняка каждый слышал эту фразу, а ее авторство приписывают барону Ротшильду, представителю одной из самых богатых фамилий на планете. И уже это наводит на размышления, что хоть и звучит это убедительно, но что-то с высказыванием барона Ротшильда все-таки не так…
А дело в том, что выражение «Я не настолько богат чтобы покупать дешевые вещи» люди интерпретируют по-разному.
Вариант первый, рациональный
Вот живет семья, Андрей и Галина. Достаток у них средний, деньги сами на голову не падают, но им в принципе хватает. «Я не настолько богата чтобы покупать дешевые вещи», — говорит себе Галина, и вместо десятка дешевых футболок, которые пойдут катышками и потеряют форму после первой стирки, покупает две качественных подороже. А вместо 5 пар дешевой обуви берет одну дорогую, которую будет носить несколько сезонов
А Андрей, тоже исповедуя эту философию, покупает крепкий внедорожник, самую дорогую машину из тех, которые может себе позволить — она в итоге будет реже ломаться, и на ремонт будет уходить меньше денег. Да и застрять где-то на внедорожнике сложнее, чем на обычном седане, например.
Также Андрей и Галина покупают бытовую технику в средней ценовой категории, так, чтобы и хлам, который завтра сломается не купить, и за бренд не переплатить.
Все это — про разумное потребление прежде всего, и про то, чтобы не покупать лишнего, необязательного, а также непрактичного. Такую точку зрения и концепцию жизни можно только приветствовать.
Вариант второй, соревновательный
Возьмем другую семью примерно того же возраста, супругов Дмитрия и Ольгу, и тоже со средним заработком. «Я не настолько богата, чтобы покупать дешевые вещи», — говорит Ольга и заказывает брендовый пуховик за 50 000 рублей. Выглядит он обыкновенно, греет тоже как и пуховики за 8 000-9 000 рублей, но это «бренд», показатель того, что вещь вовсе не дешевая, а совсем даже дорогая.
А то, что семья потом будет сидеть на хлебе и воде, так этого же никто не увидит, правда?
А Дмитрий берет кредит и покупает машину, которая при его доходах ему просто не по карману. Он смотрит не на практичность, а на престижность и бренд. И если найдется банк, который выдаст ему космического объема кредит, то он и спортивный «Ягуар» себе купит. И будет собирать все кочки на дорогах и застревать в сугробах — потому что это машина не на каждый день и не на русскую зиму.
А еще также в кредит супруги будут покупать себе умные телевизоры, говорящие стиральные машинки и другие гаджеты с избыточными функциями. И все это под лозунгом про «не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи».
Здесь о рациональном потреблении речи не идет, скорее, об амбициях и большой зависимости от мнения окружающих.
В чем разница?
Мне кажется, очевидно — разница только в понимании. Если первый вариант про то, что люди осознают свой уровень доходов и умеют жить в соответствии с ним, то во втором варианте все иначе. Люди типа Дмитрия и Ольги не только не умеют и не хотят жить в соответствии с уровнем доходов, они пускают пыль и окружающих, и даже себе в глаза — вот, посмотрите, какие дорогие брендовые вещи мы покупаем. Мы уух мы удачливы, мы богаты! А еще: ««Ах, боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» если у нас нет норковой шубы и «Ягуара»…
Такое понимание фразы, о которой я говорю, ведет в тупик. Впереди у супругов кредитная кабала, непосильные долги, мысли о том, как выкрутиться и перекрутиться, депрессия… Ведь фактически они решили дотянуться до уровня барона Ротшильда, совершенно не отдавая себе отчет в том, что это для них — невозможно.
Итого
Вот такие два варианта интерпретации одной известной фразы я вижу — и если один мне близок и понятен, то второй глобально удивляет… Тягаться с Ротшильдами? — Нет, увольте! Здесь прямо сама собой вспоминается другая и тоже очень известная фраза:
По-моему, ориентироваться на нее будет в любом случае более разумно. А вы как думаете?
Еще почитать интересное👇
✅ Подписывайтесь на мой канал здесь, читайте и комментируйте — буду рада вас видеть в следующих публикациях!