Найти в Дзене
Музей истории религии

«Королева Беларуси» в Музее истории религии

В собрании Государственного музея истории религии имеется икона Божией Матери с Младенцем второй половины XIX в. – список чудотворной Белынической иконы, которая в своё время считалась одной из главных святынь Беларуси. К сожалению, сам оригинал не дошёл до наших дней, но почитание образа возрождается в Беларуси в наши дни. Сегодня католики именуют Белыническую Богоматерь Королевой Беларуси.
Богоматерь Белыническая. Икона. Российская империя. 1860-е гг. Холст, масло. 62 х 46 см.
Из собрания Государственного музея истории религии
Богоматерь Белыническая. Икона. Российская империя. 1860-е гг. Холст, масло. 62 х 46 см. Из собрания Государственного музея истории религии

Икона получила своё название по городу Белыничи в восточной Беларуси (45 км на запад от Могилёва). С XIV в. территория Беларуси входила в состав Великого княжества Литовского. С конца XVI в. эти земли последовательно оказались под влиянием двух мощных культурных традиций – вначале польской, а с конца XVIII в. российской. Это нашло отражение, в том числе, и в истории местных святынь, многие из которых сделались равно почитаемыми и католиками и православными. Именно такова судьба Богоматери Белынической.

Появление Белынической иконы относят к 1630-м гг. К этому времени Великое княжество Литовское и Польское королевство уже более 60 лет составляли федеративное государство Речь Посполитую, шла активная полонизация литовско-белорусских территорий. Местная шляхта переходила в католицизм, появлялись здесь и собственно польские дворяне-землевладельцы. В 1596 г. Киевская митрополия (Константинопольского патриархата), православная церковь Великого княжества Литовского, заключила в Бресте унию с Католической церковью и перешла в подчинение Рима. И хотя в 1620-х гг. на землях Украины и Беларуси, параллельно с униатской Киевской митрополией, была восстановлена деятельность и православной Киевской митрополии (Константинопольского патриархата), но значительное число простых белорусских крестьян остались «униатами» (греко-католиками). Вот в такой обстановке в Белыничах икона появилась, прославилась чудесами и получила всебелорусскую славу.

Впервые история иконы была изложена в брошюре 1761 г., изданной в Вильно (Вильнюсе) на польском языке. Там сказано, что в 1624 г. в Белыничах возник католический монастырь Ордена кармелитов (обутых). Долгое время монахи безуспешно пытались найти в окрестных местах художника, способного написать для обители икону Божией Матери. Наконец в 1634 г. в монастырь пришёл юноша-паломник, назвавшийся художником. Он велел монахам петь славословие Божией Матери, а сам за это время написал икону Девы Марии с Младенцем. Пообещав, что на следующий год сама Дева Мария позаботится о своей одежде, художник на глазах монахов исчез. И действительно, в следующем, 1635 г., иконе были поднесены богатые украшения от знаменитых магнатов Литвы.

Через 20 лет после появления в монастыре кармелитов иконы, разразилась одна из крупнейших войн XVII в. – Русско-польская война 1654-1667 гг. Русские войска очень быстро, в течение 1654-1655 гг. заняли всю территорию Беларуси и Литвы. Политика московских властей в отношении неправославного населения этих земель была жёсткой и в конечном итоге монахи-кармелиты решили покинуть Белыничи и эвакуироваться в Польшу. Взяв с собой святыни, они двинулись на Запад. Однако, как сказано в брошюре 1761 г., Господь видимо не захотел, чтобы икона была вывезена из литовского края: когда монахи с иконой проходили мимо Ляховицкой крепости, они были задержаны неизвестной силой и лошади не смогли идти дальше. Догадавшись, что это неспроста, монахи решили оставить икону здесь.

Ляховичи – местечко в юго-западной Беларуси, между Минском и Брестом. В конце XVI в. там была построена крепость бастионного типа. В плане это был правильный прямоугольник очень маленького размера – 175 × 220 м. Тем не менее крепость была построена по самым современным инженерным технологиям и прекрасно вооружена. Крепость располагалась у соединения двух важных дорог (Минск-Брест и Слуцк-Брест) и в результате с конца XVI и до начала XVIII вв. оказывалась в центре боевых действий.

Комендант крепости разрешил оставить здесь Белыническую икону и двух монахов-кармелитов при ней. Вскоре после этого, 23 марта 1660 г. к Ляховичам подошло большое московское войско и осадило крепость. По словам брошюры 1761 г., командующий московскими войсками воевода Иван Хованский похвалялся: «Как можно такой «коробок» и не взять?». Однако три месяца осады и три штурма не дали результата – осаждённые стойко оборонялись. Взять крепость не помогло даже подошедшее подкрепление. Наоборот, двинувшаяся навстречу польско-литовским войскам, русская армия была разбита и после этого вынуждена была снять осаду и отступить в восточную Беларусь. Произошедшее с Ляховичами было воспринято в Речи Посполитой, как настоящее чудо. Маленькая крепость выдержала натиск московской армии. Уже в процессе осады защитники обращались за поддержкой к Белынической иконе, а сразу после отхода российских войск икону славили, как главную спасительницу. Прославляющая икону брошюра 1761 г., приравнивает героическую оборону Ляхович знаменитой обороне Ченстоховского монастыря от шведов. Осада Ченстоховы случилась пятью годами ранее и длилась чуть больше месяца (18 ноября – 27 декабря 1655). По своему психологическому и эмоциональному воздействию на соотечественников оба события оказались равны: как Богоматерь Ченстоховская спасла Польшу, так Белыническая икона спасла Литву-Беларусь.

По окончании войны, с наступлением успокоения на землях восточной Беларуси, икону вернули в Белыничи в восстановленный кармелитский монастырь, где уже прославленный образ продолжал творить чудеса. Первое чудо датировано 1706 г. Шляхетная ясновельможная пани Теофила Пуховская идя в Белыничи и не доходя мили до дома, внезапно скончалась. Добрые люди срочно повезли её к иконе, где она и ожила, и исцелилась. Это и подобные чудеса утвердили славу «Литовской Честоховы» и превратили маленькое местечко Белыничи в крупнейший центр паломничества. Апогеем почитания стало коронование иконы в 1761 г. папской короной – высшая степень признания значимости иконы в католической традиции. Золотые короны для церемонии были изготовлены из пожертвований, собранных по всей Речи Посполитой, в первую очередь на вклады богатейших литовских фамилий Радзивиллов и Огинских. К церемонии коронации был обновлён монастырский ансамбль, выстроен новый монастырский собор.

Костёл в Белыничах после восстановления. Иллюстрация из книги: Nowakowski W. O cudownym obrazie Matki Bożej w kościele оо. Karmelitów w Białyniczach: wiadomość historyczna. Kraków, 1899.
Рисунок Болеслава Русецкого изображает ещё действующий католический костёл в 1860-х гг., восстановленный после пожара 1859 г.
Костёл в Белыничах после восстановления. Иллюстрация из книги: Nowakowski W. O cudownym obrazie Matki Bożej w kościele оо. Karmelitów w Białyniczach: wiadomość historyczna. Kraków, 1899. Рисунок Болеслава Русецкого изображает ещё действующий католический костёл в 1860-х гг., восстановленный после пожара 1859 г.

Всего через 12 лет после этих событий восточная Беларусь (где располагались Белыничи) была присоединена к Российской империи, а к 1795 г. Речь Посполитая была окончательно ликвидирована. Полонизация белорусских земель сменилась русификацией. На почитании иконы и жизни кармелитского монастыря эти события первое время никак не отразились. Икона по-прежнему привлекала тысячи паломников и становилась всё более популярной и среди православных. Однако на протяжении XIX в. политика российских властей в отношении католиков и униатов ужесточалась, что отражалось и на судьбе иконы. После подавления польского восстания 1830-1831 гг. указом Николая I в Российской империи ликвидируют католические монастыри. В одной только Могилёвской губернии было закрыто 23 монастыря, в том числе и в Белыничах. Храм с иконой остался в руках католиков в качестве приходского, но с этого времени царские власти вели постоянную пропаганду среди населения о том, что костёл следует передать православной церкви вместе с чудотворным образом. Это сопровождалось и появлением легенд о якобы древнем православном происхождении иконы: якобы она византийского письма, была принесена под Могилёв в XIII в. киевскими монахами, бежавшими от монгольского нашествия. Икона, якобы, хранилась в местном православном храме до начала XVII в., после чего была захвачена католиками. Эта информация не подтверждается никакими источниками. Нет древних документов не только об иконе, но и о существовании до 1577 г. самого местечка Белыничи и православного храма. Характер изображения на иконе соответствует барочной стилистике XVII в. Сегодня историки считают, что чудотворная икона в Белыничах была написана в 1634-1635 гг. неизвестным католическим художником.

Ситуацию на белорусских землях накалила и ликвидация униатской церкви в 1839 г., когда все греко-католики должны были влиться в лоно православной церкви, а также новые ужесточения в отношении католиков и поляков после очередного польского восстания 1863-1864 гг. Католическая история чудотворной иконы завершилась 12 апреля 1876 г.: под предлогом поиска якобы спрятанного оружия представители власти вошли в костёл и утром, когда католические верующие прибыли на мессу, там уже совершалась православная литургия на походном полковом алтаре. Икона осталась в теперь уже православном храме. Эта дата и стала днём празднования иконы в православном календаре. В зданиях бывшего кармелитского монастыря открыли православный Николаевский мужской монастырь.

Богоматерь Белыническая. Медальон. Российская империя. Конец XIX в. Медь. 2,8 × 2,0 см.
Из собрания Государственного музея истории религии
Богоматерь Белыническая. Медальон. Российская империя. Конец XIX в. Медь. 2,8 × 2,0 см. Из собрания Государственного музея истории религии

Огромный интерес к чудотворной святыне сохранялся по всей Беларуси вплоть до закрытия православного монастыря в советское время. Произошло это в 1930-е гг. Икона была передана в Могилёвский областной музей. В ряду самых ценных исторических реликвий Беларуси хранилась в особой комнате-сейфе в здании Могилёвского обкома. Все эти сокровища, включая и знаменитый крест Ефросинии Полоцкой, бесследно пропали в июле 1941 г. И как бы подводя печальный итог истории «Белорусской Ченстоховы» в 1953 г. были окончательно взорваны здания бывшего кармелитского монастыря, где 300 лет пребывала и творила свои чудеса Королева Беларуси.

Сегодня Белыничи – неприметный белорусский городок с населением чуть более 10 тысяч жителей. Здесь не сохранилось никаких архитектурных памятников и нет достопримечательностей, которые могли бы привлечь сюда туристов. Но с 1990-х гг. возрождается культ Белынической Богоматери. Возникли православный и католический приходы, каждый из которых имеет свою чтимую икону и пытается вернуть Белыничам былую славу «Белорусской Ченстоховы».

В своё время Белыническую икону активно копировали, и не только для храмов Беларуси, но и Польши, и России. Имелся список с белорусского чудотворного образа и в Санкт-Петербурге. Икона, написанная в 1860-х гг., когда оригинал ещё пребывал в руках католиков, была вложена в костёл св. Станислава. Сегодня образ хранится в собрании Государственного музея истории религии.