Найти тему
ТыжИсторик

Прощай, Амелия, здравствуй, Амелия!

Автор: Александрийский библиотекарь

В январе этого года американская компания Deep Sea Vision, которая занимается глубоководными исследованиями, показала гидролокационное изображение, на котором, как предполагается, виден небольшой самолет. Объект лежит в Тихом океане на глубине 5 километров, поэтому нельзя сказать, что картинка такая уж однозначная. Но силуэт все-таки угадывается. И он, действительно, похож на Локхид «Электра».

Слева - радиолокационное изображение DSV, справа - схема самолета Локхид "Электра"
Слева - радиолокационное изображение DSV, справа - схема самолета Локхид "Электра"

Выходит, американцы нашли свою легенду, Амелию Эрхарт, которая исчезла без следа при попытке облететь земной шар по экватору в 1937 году? По крайней мере, эксперты видят два киля, которые были у «Электры». Да и габариты соответствуют. Какой-то другой информации о находке пока нет. Даже само место обнаружения держат в секрете. Сообщили только, что находка самолета стала итогом трехмесячных поисков на площади 13,5 тысяч квадратных километров дна. Это больше, чем за все предыдущие десятилетия поисков. DSV собирается продолжить свое благородное дело. А мы – в ожидании новых известий – вспомним удивительную Амелию Мэри Эрхарт.
Она родилась в 1897 году в Канзасе и с детства была бедовой девчонкой.

«Баскетбол, езда на велосипеде, теннис, я пробовала все без исключения», - признавалась она в книге "The Fun of It".

За подвижный нрав в семье ее звали девочкой-сорванцом, tomboy. Красок в эту картину, конечно, добавил и отец, страдавший алкоголизмом. Его ни на одной работе долго не держали, семья много переезжала. И Амелия пропитывалась духом независимости и авантюризма – в хорошем смысле этих слов. В разгар Первой мировой войны, в 1916 году, она поступила в престижный колледж в Пенсильвании, штудируя естественные науки. Через год уже была в Канаде, помогая медсестре ухаживать за ранеными в военном госпитале. Тогда-то мисс Эрхарт впервые увидела самолеты: недалеко располагался аэродром.

«Помню, как снег бил мне лицо, когда я приходила посмотреть на взлеты», - писала она.

Но пока был актуален медицинский опыт. Едва кончилась война, девушка решила стать врачом и поступила в Колумбийский колледж в Нью-Йорке. Но быстро поняла, что это не ее. Как известно, авиация – дама капризная и требует себе только лучших. От себя добавлю, что дама эта умеет ждать, если надо. Навестив родителей в Калифорнии, Амелия попала на городской праздник с участием самолетов. И тут уж твердо решила, что будет летать! Первые уроки Эрхарт брала у летчиков, вернувшихся с войны. С этого момента семья почти не видела свою дочь: всю неделю она работала, а выходные пропадала на аэродроме. Женщин в авиации в то время было не то чтобы много. Нет, никакого запрета не было. Но полеты традиционно считались настоящим мужским делом, и авиакомпании и просто авиационные фирмы не слишком охотно нанимали женщин-пилотов. Ведь полеты сопровождала не только романтика, но и тяжелый физический труд и реальные опасности.

«Когда я начала учиться летать, я тайно сама себя подстригла для удобства на занятиях, но без фанатизма, чтобы никто не посчитал меня эксцентричной», - вспоминала это время Амелия Эрхарт через годы.

А тогда, в 1923-м году, она была только 16-й женщиной, получившей лицензию пилота Международной авиационной федерации FAI.

Пилот Амелия Эрхарт
Пилот Амелия Эрхарт

Впрочем, работать по специальности новоиспеченная пилот не могла. Поэтому пришлось перебиваться случайными заработками – была фотографом, клерком в телефонной компании и даже соцработником. Но упорства молодой летчице было не занимать: все свободное время она отдавала небу. А вокруг уже кружил ветер воздушной романтики. «Не ударьтесь о крыло головой, не ходите, пацаны, в авиацию» - разве ж для крылатых душ эти строки? В 1927 году американец Чарльз Линдберг первым в мире пересек Атлантику на самолете, пролетев от Нью-Йорка до Парижа – виданное ли дело! – за 33 часа. Пароходы тратили на тот же маршрут неделю. Можно ли было усидеть дома отважной мисс Эрхарт?! А тут еще состоятельная американка Эми Гест захотела стать первой женщиной, которая пройдет путем Линдберга, да ее отговорили встревоженные родственники. Короче, Гест сама не полетела, но стала спонсором полета американки в Европу. Рекламу будущему рекорду взялся делать опытный издатель из Нью-Йорка Джордж Патнем. Он-то и позвал Амелию Эрхарт – сперва присоединиться к приключению, а в 1931 году замуж (забегая вперед и немного спойлеря: отважная летчица руку и сердце приняла, но с условием, что она продолжит летать).

Амелия Мэри Эрхарт и Джордж Палмер Патнем
Амелия Мэри Эрхарт и Джордж Палмер Патнем

В общем, в 1928 году Эрхарт за 20 часов 40 минут перебралась из Бостона в Лондон и стала первой женщиной, покорившей Атлантику по воздуху. Но был нюанс… В том полете она была пассажиркой. А управляли самолетом два мужчины-пилота.

«Было достаточно уже того, что мне повезло стать частью экспедиции. Больше всего людей интересовало то, что я женщина», - вспоминала Амелия.
Амелия Эрхарт на британском аэродроме Хэнворт после пересечения Атлантики в 1928 году
Амелия Эрхарт на британском аэродроме Хэнворт после пересечения Атлантики в 1928 году

"Лечу за мечтой!" - воскликнула Эрхарт. И за 6 лет, с 1929 по 1935 год, установила несколько рекордов уже вполне самостоятельно. В мае 32-го сама, в одиночку - второй после Линдберга - за 15 часов преодолела штормящую Северную Атлантику на элегантном ярко-красном Локхид "Вега". Думаю, этот полет стоит описать отдельно...

Тот самый Локхид "Вега", на котором Амелия Эрхарт пересекла Атлантический океан
Тот самый Локхид "Вега", на котором Амелия Эрхарт пересекла Атлантический океан

А потом стала первой женщиной - пилотом гидроплана и первой поднялась на нем на высоту 5612 метров. Сил у Амелии хватало не только на летную работу. В 29-м она организовала профсоюз женщин-авиаторов. Он существует и сегодня и называется по первому значимому числу своих членов The Ninety-Nines: International Organization of Women Pilots, The 99-s. В 1932-м Амелия начала вести колонку в журнале Cosmopolitan. Статьи были посвящены, конечно, авиации и проблемам женщин в этой отрасли. И при всей ее насыщенной жизни и нелегком даже для крепких мужчин увлечении, она оставалась хрупкой и элегантной женщиной. В 1934 году миссис Эрхарт признали одной из десяти самых стильных американок. У нее даже вышла линия одежды Amelia Fashions! Коллекция была практичной и удобной – и создавалась специально для женщин в авиации.

Амелия Эрхарт всегда оставалась стильной и элегантной
Амелия Эрхарт всегда оставалась стильной и элегантной

А еще Амелия занималась защитой прав женщин. Она выступала на конференции «Женщины и меняющийся мир», рассказывала студенткам университета, как им строить свою карьеру, помогала женщинам-коллегам вернуться в небо после несправедливого увольнения. Удивительно, но слава и вполне зримый материальный и социальный успех не сильно-то изменили Амелию. Девочка-сорванец все еще жила в ее сердце. Между тем, во второй половине 30-х женщин-авиаторов становилось все больше. И кивать на былые заслуги было точно не в характере Эрхарт. "Если быть, то быть первым". Этот чкаловский принцип вполне мог быть и ее девизом. Перед тем, как уйти на покой и даже завести ребенка, Амелия задумала новый невиданный перелет - кругосветное путешествие по экватору. Конечно, с остановками. Но длина маршрута впечатляет и сегодня - 47 тысяч километров. Трасса должна была пройти с востока на запад из Калифорнии. План был амбициозным, но это Амелия! На чем лететь, кстати, вопрос не стоял. В благодарность за лекции университет подарил летчице и общественному деятелю новейший двухмоторный самолет «Электра» фирмы «Локхид». Ему добавили топливных баков, а для облегчения конструкции сняли часть оборудования. В экипаже было два человека – сама Амелия Мэри Эрхарт и штурман Фред Нулан.

Амелия Эхрат у своего самолета "Электра"
Амелия Эхрат у своего самолета "Электра"

Стартовали они 17 марта 1937 года и вскоре успешно приземлились на Гавайях. Но затем случилась досадная авария. Будто судьба пыталась предостеречь отважную летчицу… При взлете лопнуло колесо. Перегруженный бензином самолет занесло. К счастью, обошлось без пожара. Но «Электру» ждала эвакуация обратно в Калифорнию на ремонт. Вторая попытка началась 20 мая. Правда, Эрхарт «развернула» маршрут: теперь летели с запада на восток. И все шло прекрасно. К началу июля экипаж без особых сложностей преодолел 80% пути. Оставалось несколько этапов – и где-то там ждет новая слава. Новая, земная страница ее жизни, которая, как казалось, откроется ей в 40 лет...

Амелия Эрхарт и ее "Электра"
Амелия Эрхарт и ее "Электра"

2 июля 1937 года Амелия Эрхарт и Фредерик Нулан взлетели с побережья Новой Гвинеи. Участок был сложным – 18 часов над водой до острова Хауленд в центре Тихого океана. Там уже собрались репортеры. Военный корабль держал связь с затерянным в небе самолетиком. Моряки слышали Амелию, а вот она их нет... Эрхарт сообщила, что топлива в самолете почти не осталось, и указала свое примерное местоположение. Над Хаулендом «Электра» так и не появилась. Практически сразу начались поиски. Которые не принесли результата. 5 января 1939 года Амелия Мэри Эрхарт была официально объявлена погибшей. Перед своим последним полетом она оставила мужу письмо:

«Я осознаю все опасности. Я хочу это сделать, потому что я хочу это сделать. Женщины должны пробовать, как пробовали мужчины. Если не получится, то пускай неудача станет вызовом, испытанием для других женщин».

Читайте по теме:
Невезучая "Украина"
Тыжисторик теперь и в телеге: https://t.me/tizhistorik