В этом цикле материалов индийский автор Джаярам В. исследует символическое значение чисел от нуля до десяти с индуистской точки зрения и их связь с некоторыми важными концепциями и божествами индуизма. В ней также прослежено, как древние индийцы использовали числа для организации своих знаний о творении и систематического установления порядка божеств в сложном пантеоне, чтобы представить грандиозный взгляд на индуистскую космологию с числовой точки зрения.
В этой статье поговорим о 7 и 8. Ссылки на другие числа в конце материала.
Семь, саптан
Число семь является символическим изображением земного плана. Индуистские писания заявляют, что наша Земля представляет собой один из нескольких планов существования, некоторые из которых принадлежат высшим областям, а некоторые — низшим. Всего, как считается, существует 14 планов или миров, семь из которых находятся над Землей и семь под ней. Выше 14-го находится высшая и неизведанная или нулевая плоскость. Наша планета находится посередине.
Знания о различных планах существования в индуистском мире со временем менялись. В Чандогья-упанишаде, а также в сокращенной версии мантры Гаятри мы находим упоминание только о трёх мирах:
- земля (бхур или бхулока), населенная смертными существами,
- средний мир воздуха (бхуварлока) населен небесными существами,
- небесный мир неба (сува, свара или сваргалока) населен дэвами или богами, которыми управляет Индра.
Это наиболее традиционный взгляд на индуистскую космологию в ранней литературе ведического народа. Однако в Пуранах и более расширенной версии Гаятри-мантры мы находим описания остальных четырёх миров, находящихся над райским миром Индры. Это:
- Махарлока (мир сияющих существ),
- Джаналока (мир божеств),
- Таполока (мир чистых душ) и
- Сатьялока или Брахмалока (мир Истины).
Говорят также, что эти семь миров соответствуют семи планам сознания или оболочкам нашего тела: физическому плану (аннамайя) с землей, плану дыхания (пранамайя) с бхувой, ментальному плану (маномайя) со сваргой, плану разум (виджнанамайя) с Махаром, план скрытых божеств с джаной, сияющий план духовного огня с тапой и высшее сознание самого Атмана с Брахмой.
Над землей существует шесть планов, а внизу — семь: ататала, витала, сутала, махатала, тататала, расатала и патала. Это более темные миры, населенные демонами и темными силами. В человеческом теле, которое считается символическим изображением самой Земли, мы можем найти эти 14 планов. Высшие семь планов также соответствуют семи чакрам тела и семи планетам Солнечной системы:
Говорят, что на самой нашей планете существует семь сфер, каждая из которых признается отдельной двипой или островом (джамбу, шака, куша, краунча, шалмали, плюкша и пушкара) и семь морей (кара, кшира, сура, гхрита, руса, дахи и Джала).
Число семь очень часто встречается в индуистских писаниях. В Мундака-упанишаде упоминаются семь языков (сапта-дживы) или семь языков пламени Агни: кали (черное), карали (яростное), маноджава (быстрое, как ум), сулохита (красное, как железо), судхумраварна (дымчатое), вишаруч. -деви (универсально приятный) и сфулингини (трескающийся). В иконографии Агни они изображаются как семь рук и, вероятно, соответствуют семи дхату (саптадхату) человеческого тела и семи энергиям, пробуждающимся во время нашей духовной практики.
Сурья, бог Солнца, едет на колеснице, запряженной семью лошадьми, каждая из которых соответствует определенному цвету, энергии и дню недели.
Согласно тексту Дургасаптхашати, во время битвы с одним из демонов по имени Рактабиджа, Богиня-Мать, Дурга проявила себя в семи формах, которые широко известны как саптаматрики или семь матерей. Это Брахмани, Махешвари или Шивани, Каумари, Вайшнави, Варахи, Чамунди или Нарасимхи и Аиндри. Как следует из их названий, это энергии Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Вараха, Нарасимхи и Индры соответственно.
Согласно тантрам, эти семь шакти соответствуют семи тонким энергиям нашего существа. Они показаны ниже:
Семь мудрецов индуизма, известных как саптариши, сыграли важную роль в привнесении Вед и других текстов в наше земное сознание. Их считают рожденными разумом сыновьями самого Брахмы, спустившимися со звезд в созвездии Большой Медведицы, чтобы обучать людей знанию Вед.
Семь ключевых музыкальных нот соответствуют семи планам сознания как внутри, так и снаружи.
Число семь играет важную роль в индуистском браке, который освящается только после того, как молодожены вместе проходят семь шагов вокруг огня.
По традиции, после вступления в брак брачные узы между парой продолжаются семь жизней.
Помимо этого, мы также слышим о:
- Сапта-пури, или семь священных городов: кашипури, канчипуруам, маяпури, айодхьяпури, дваракапури, матхурапури и авантикапури;
- Сапта-бадрис или семь священных мест: Шри Бадринатх Дхам, Ади Бадри, Вриддха Бадри, Йога Бадри, Тибетский Бадри и Нрисинга Бадри;
- Сапта-нади или семь священных рек: Ганга, Ямуна, Годавари, Сарасвати, Нармада, Синдху и Кавери;
- Сапта-кшетра или семь полей битвы: Курукшетра, Харихаракшетра, Прабхакшетра, Рамкшетра, Бхунгакшетра, Пурушоттамакшетра и Сукаркшетра.
Восемь, Аштан
Число восемь символизирует разделение пространства и божеств на составные части. В Брахманах мы находим упоминания об Адитьях или солнечных богах. Они являются сыновьями Адити, Изначальной Богини, и их число варьируется от 7 до 12. В самых ранних ведических текстах мы находим упоминания о восьми Адитьях: Митре, Варуне, Арьямане, Амии, Бхаге, Дхатаре, Индре и Вивсванте.
В Ведах мы находим упоминание о Рудре, число которых также варьируется от восьми до одиннадцати. Восемь Рудр — это Бхава, Сарва, Ишана, Пасупати, Бхима, Угра, Махадева и Рудра. Это боги грома и дождя, боги муссонов, которых ведические люди боялись предвестниками болезней и смерти, потому что муссонные дожди приносили с собой всевозможные проблемы - от болезней и инфекций до наводнений и уничтожения скота и посевов и т.д.
Богиня Лакшми, супруга Вишну, имеет восемь форм: Ади Лакшми (первоначальная), Дханья Лакшми (богатство зерна), Дайрия Лакшми (богатство мужества), Гаджа Лакшми (богатство слонов), Сантана Лакшми (богатство детей), Виджая Лакшми (богатство успеха), Видья Лакшми (богатство знаний) и Дхана Лакшми (денежное богатство).
Этим восьми Лакшми соответствуют восемь шакти Господа Вишну: Шридеви (богиня денег), Бхудеви (богиня земли), Сарасвати (богиня знаний), Прити (богиня счастья), Кирти (богиня славы), Санти (богиня знаний, Тусти (богиня удовольствия) и Пусти (богиня здоровья).
Слуг Индры, известных как Васу, упомянутых в Ведах, также восемь. Это Дхара (земля), Анала (огонь), Апа (вода), Анила (ветер), Дхрува (полярная звезда), Сома (луна), Прабхаса (рассвет) и Пратьюша (свет).
Аштадикпала — это владыки небес, которые управляют восемью направлениями пространства, каждый в качестве Владыки. Это Индра (восточный Господь), Варуна (западный Господь), Кубера (северный Господь), Яма (южный Господь), Агни (юго-восточный Господь), Нирути (юго-западный Господь), Исана (северо-восточный Господь) и Ваю (северо-западный Господь). Эти ведийские боги впоследствии были низведены до уровня космических божеств с появлением новых проявлений и ростом популярности вайшнавизма, шиваизма и шактизма. Качества этих божеств и их соответствующие направления играют важную роль в индуистской Васту-шастре (науке об архитектуре) и строительстве храмов.
Наилучшей формой приветствия личному божеству является восьмеричное приветствие (шаштанга намаскарам), совершаемое восемью частями тела в знак полного уважения, послушания и капитуляции.
Известно, что наука йога имеет восемь ступеней, отсюда и название Аштанга-йога или восьмиступенчатая йога. Это яма (контроль), нияма (правила), асана (позы), пранаяма (дыхательная практика), пратьяхара (уход от чувств), дхарана (концентрация), дхьяна (медитация) и самадхи (состояние эгоцентризма).
В древних текстах мы также находим упоминание о:
- восемь видов сексуального наслаждения, восемь обязанностей короля,
- восемь качеств Брахмана, восемь ушей Брахмы,
- восемь слонов охраняют восемь сторон,
- аштадхату — сплав восьми металлов.
- восемь благоприятных встреч или видений,
- восемь эмоций (любовь, юмор, печаль, гнев, смелость, страх, ужас и удивление),
- восемь методов поклонения (вода, сандаловая паста, цветы, благовония, свет, зерно, сладости и фрукты),
- восемь видов несчастий,
- восемь форм Ганеши (Маха-ганапати, Варада-Винаяка, Чинтамани-Винаяка, Гириджатмаджа-Винаяка, Вгнешвара, Бала-Винаяка и Сиддхи-Винаяка).
Господь Шива известен как Аштамурти. В описаниях Шивалинга говорится, что он окружен восемью лепестками, которые считаются символами сознания и осознания. В описаниях Шивы мы также находим упоминание о его восьми мирных и восьми гневных формах. Восемь мирных форм:
- Саумья или Ануграха Мурти,
- Угра, или Рудра, или Самхара Мурти,
- Нритта Ор Тандава Мурти,
- Дакшинамурти,
- Лингодбхава Мурти,
- Бхикшатана Мурти,
- Харьярдха Мурти и
- Ардханарисвара Мурти.
Восемь гневных форм:
- Канкала Бхайрава,
- Гаджасуравадха мурти,
- Трипурантака мурти,
- Сарабхесара Мурти,
- Калари Мурти,
- Камантака Мурти и
- Андхакасура-вадха мурти.
О других числах здесь: