Так вышло, что я до сих пор не поделилась воспоминаниями о самой первой командировке на острове Беринга. И о важнейшем историческом месте архипелага тоже не поведала. Лучше поздно, чем никогда, согласны? По странной случайности эта же статья может стать последней в цикле рассказов о жизни на Командорах и работе в заповеднике, который растянулся на четыре года. Даже грустно.
Продолжает вещание об острове (и не только) мой муж в телеграме. Подписывайтесь!
Предисловие
Мы приземлились в аэропорту Никольского 10 июля 2020 года. Первая неделя прошла степенно: мы знакомились с будущими коллегами, визит-центром заповедника и посёлком, открывали для себя мир нормативных документов и инспекторских обязанностей. Уже через 10 дней пребывания и буквально на четвёртый рабочий день нас отправили в первую однодневную командировку. Да какую!
К началу туристического сезона нужно было привести в порядок инфраструктуру бухты Командор. Там находится небольшой мемориальный комплекс, посвященный последней стоянке Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга.
Дорога
Около 50 километров нужно проехать, чтобы оказаться в печально известной бухте. От села до Старой Гавани путь лежит по грунтовой дороге, оставшиеся 40 километров — по песчаной лайде, которая полноценно обнажается только в отлив. Помимо выбросов морской капусты по прибрежной полосе, дорогу осложняет пара бродов, поэтому к выбору транспорта нужно относиться серьёзно. Мы добирались на ГАЗ-66. Машина — зверь! А вот на квадроцикле пару раз застревали.
Всю дорогу мы ехали и глазели по сторонам, благо открытый кузов позволял это делать. Из минусов такой поездки: нас забрасывало перебродившими вонючими водорослями, которые наматывались на огромные колёса ГАЗа)). Как понимаете, к ламинарии мы притронулись не сразу, только после 7 месяцев пребывания.
Неожиданным препятствием на пути оказался оползень, из-за которого пришлось ехать двумя колёсами по морю. Ещё одним приключением стал переезд реки. Мы думали, что вода вот-вот перельётся через край, залив и кабину, и нас, но всё обошлось.
Поняла, что с течением времени все впечатления уже подтёрлись и я будто совсем не помню именно этот первый путь до бухты. Тогда всё было в новинку, ориентироваться мне было не на что, в отличие от Ильи, который бывал на острове в 2017 году в составе волонтёрской экспедиции РГО.
От пункта «А» к пункту «Б» мы доехали примерно за 2,5 часа.
Мемориальный комплекс
Бухта Командор — не только красивейшее место, но и уникальный исторический памятник. Это берег, где провёл последние дни великий первопроходец Витус Беринг и 15 его спутников, где выжившие члены экипажа пакетбота «Святой Пётр» 9 месяцев боролись со стихией и обустраивали свой быт. Сложно представить, что пришлось пережить команде, как им удалось перезимовать в суровых условиях острова и найти в себе силы построить новое судно, чтобы всё-таки добраться до Камчатки.
В зарослях травы перед бухтой мы нашли старую деревянную табличку. Не берусь сказать, в каком году она здесь появилась, но надпись уже почти нечитаема:
Бухта Командор. Здесь 6 ноября 1741 года потерпел крушение пакетбот «Святой Пётр».
К слову, высокий стальной крест и плита, установленные в 1966 году на склоне, — всего лишь символический памятный знак в честь командора. Тогда ещё не было известно настоящее место погребения.
В бухте Командор остались не только погибшие, но и часть экспедиционного снаряжения (со временем разграбленного), включая 14 пушек пакетбота. Да и те занесло песком.
Несколько раз их вымывало штормом. В 40-х годах одну пушку вывезли для экспозиции в Петропавловск-Камчатский, ещё две передали в дар правительству Дании. В ходе археологических исследований в 1981 году были выкопаны ещё 7 ни разу не выстреливших пушек.
Об экспедиции «Витус-81» читайте тут.
Раскопки, позволившие найти могилу Витуса Беринга и пяти членов команды, провели только в 1991 году. 250 лет пролежали их скелеты в песке под склоном сопки. Дальнейшие исследования останков позволили восстановить подлинный облик командора — это событие стало одним из самых значимых в археологии за последние десятилетия.
Подробнее о российско-датской экспедиции читайте в журнале «Вокруг света».
В 2016 году сотрудники заповедника провели большую работу по обновлению бухты Командор: установили информационные аншлаги, обозначили тропу до захоронений, отремонтировали лестницу и обустроили каменную площадку.
О нашей работе
У нас задач было несколько: покосить траву, переустановить завалившийся указатель, перекрасить большинство объектов инфраструктуры. Время и суровый климат делают своё дело.
Разве могла я представить, что когда-либо в жизни буду счищать ржавчину с крестов команды Беринга? Даже когда мы уже оказались на острове, не приходила такая мысль. И сейчас звучит странно.
Эпилог
В ту поездку я впервые увидела подлинную красотищу острова вне посёлка, которая мне была раньше доступна только на чужих фотографиях. И всё никак не могла поверить, что это не сон и не грёзы, что я действительно стою и вдыхаю солёный бриз Берингова моря, вижу сопки в тумане и зелёную сочную долину, где почти три века назад упокоился командор. Пишу, и мурашки пробегают.
Благодарю за внимание. Если вам тоже захотелось попасть на Командоры, узнайте, во сколько вам это обойдётся.
Буду рада, если вы прочитаете что-то из недооценённых островных историй:
Вам нравится канал? Прошу поддержать его по ссылке.