Выявить и побороть цифровой карго-культ стоит не малых усилий. Сами последователи, находясь под эмоциональным впечатлением от технологической магии, с трудом его опознают. И уж менее всего они готовы переломить и перевести проект из иллюзорного мира в реальную практику. Сторонние же наблюдатели, как правило небезосновательно опасаясь сильного неадекватного сопротивления, предпочитают держаться подальше. Кто знает, чем в итоге закончится для доброжелателя попытка вмешаться в эти иррациональные процессы поклонения «цифровому божеству».
Но не всегда, даже со стороны, легко заметить и распознать признаки зарождающегося или процветающего цифрового карго-культа. Например – феномен умного холодильника. Просто ли это история одной неудачной идеи или показательный случай того самого карго-культа.
Умный холодильник – бытовое устройство для дома, которое должно было бы трансформировать хранение охлажденных и замороженных продуктов питания на базе информационно-коммуникационных технологий высокого уровня. А именно, подключение к сети Интернет, распознавание изображений с помощью искусственного интеллекта, аппаратное управление режимами хранения, аналитические алгоритмы, взаимодействие с иными устройствами – всё это по задумке разработчиков помогло бы потребителю:
- планировать многофакторные закупки продуктов питания (пополнение запасов);
- непрерывно отслеживать потребление с учетом персонального плана здорового питания;
- автоматически вести учет расхода хранимых продуктов;
- выставлять и контролировать рекомендации по заказам, доставке и хранению продуктов питания;
- автоматизировать процесс заказа требуемых продуктов питания с выбором предпочитаемых поставщиков для пополнения хранимых запасов или для непосредственного потребления;
- автоматически контролировать остатки с учетом сроков годности и возвращать невостребованные остатки для утилизации;
- автоматически обновлять алгоритмы и сценарии потребления и хранения.
О производстве умных холодильников активно заявляли в свое время крупнейшие поставщики бытовой техники. В продаже обнаружились даже первые образцы. Но по довольно высокой цене – суммарно превосходящей стоимость обычного холодильника плюс стоимость среднего уровня планшета. Эта полезная бытовая техника позиционировалась как часть системы домашнего интернета вещей (IoT). Прошла информационная волна разнообразных публикаций рекламного, технического и визионерского характера. Но в итоге, убедительных продаж для новых экспериментов и продолжения истории умного устройства, добиться не удалось. А интерес потребителей постепенно угас. Оказалось, что при таком соотношении цены и получаемых потребительских свойств умный холодильник просто никому не нужен.
Надо отдать должное компаниям честно пробовавшим понять, что не так с идеей революционно повысить интеллектуальный уровень холодильника. Одна из них, уже на спаде общего внимания к теме, устроила конкурс фотографий – участникам предлагалось сфотографировать содержимое собственных холодильников и направить организаторам мероприятия. Достойная попытка улучшить алгоритмы распознавания продуктов, получив больше исходных данных (изображений) для машинного обучения. Но дальше продвинуться в решении задач по автоматизации заявленного функционала умного бытового устройства не вышло. Как оказалось, совершенно разные задачи – видеть наполнение холодильника и автоматизировать персонализированное планирование, приобретение и мониторинг потребления продуктов питания.
Проблема точного определения того, что хранится в холодильнике безусловно одна из центральных в модели умного бытового устройства. Но сегодня уровень технологий распознавания на основе машинного обучения не позволяет решить её с необходимой точностью по номенклатуре и объему. Здесь скорее всего лучше использовать технологии прямого сканирования и обработки маркировок (типа QR-кодов и RFID-меток), дающих максимально корректное представление о составе и характеристиках хранимых порций продуктов питания. Но это даже не основная задача, а только один из важных моментов, к тому же требующий отработки максимально эффективной и сбалансированной с технологической и с экономической точек зрения. Ни поставщик умного устройства, ни потребитель не обязаны нести регулярные значимые транзакционные издержки при решении подобной потребительской массовой задачи.
Не принципиально, родилась ли идея умного холодильника на фоне первичного интереса к домашнему интернету вещей или как дань маркетинговой моде превращать все устройства, окружающие человека, в умные (smart). Ведь пока из этой конкретной цифровой трансформации одного простого представителя бытовой техники ничего особо ценного для широкого потребления не получилось. Устройство сделали умным, и оно стало никому не нужным. Потребитель не готов переплачивать за него.
Это и есть феномен умного холодильника – изначально положительно и с энтузиазмом воспринятая концепция цифрового улучшения продукта или сервиса при реальном прямолинейном воплощении оказывается для потребителя дорогой и бесполезной, а значит невостребованной и неинтересной для рынков. Красивая волшебная картинка счастливого обывателя с неиссякаемым остатком вкусных полезных и свежих продуктов в одном шаге к холодильнику растворилась в воздухе оставив лишь легкое разочарование у искушенных ценителей. Что естественно отчасти дискредитировало идеи цифровых продуктов и сервисов, призванных помогать клиенту в автоматизированном или автоматическом режиме планировать, приобретать, хранить, контролировать потребление продуктов питания и избавляться от невостребованных остатков. На лицо, падение потребительского, технологического и инвестиционного интереса к соответствующей категории проектов.
Но верно ли тогда, что умный холодильник – технологическая утопия. Предположим, что исследуемый феномен является проявлением цифрового карго-культа.
Впечатлившись магией умных вещей, те кто взялся за этот цифровой проект трансформации функций кухонной техники, не смогли или не пожелали разобраться с самой сутью, принципами и процессами системы потребления продуктов питания. А ведь именно в неё входит рассматриваемое бытовое устройство, как компонент, предоставляющий только один из вариантов длительного хранения продуктов. Следствием поверхностного отношения к целевой предметной области оказалась невозможность по существу составить и предложить потребителю комплексное решение в части управления здоровым и вкусным питанием. Фактически ограничились лишь имитацией интеллектуального устройства по внешним атрибутам и функциям. Настоящего умного холодильника не получилось и вряд ли получится, если не исходить из того, что он компонент архитектурно сложной и функционально специализированной цифровой экосистемы.
Однако принимая, что феномен умного холодильника – это частный случай цифрового карго-культа, можно утверждать, что перспективы у правильной реализации идеи умного бытового устройства неплохие. Как правило, существование цифрового карго-культа указывает наличие как минимум одной или нескольких неудовлетворенных потребностей, связанных с ним. И эти потребности действительно актуальны и нуждаются в каком-либо решении. Они оценены рынком и признаны существенными, хоть не формализованы и не подкреплены продуктами и сервисами. Однако их потребительского потенциала хватает же на формирование и поддержание карго-культа.
Цифровой карго-культ – это яркий признак наличия неудовлетворенной потребности или комплекса неудовлетворенных потребностей. Поэтому в отношении потребностей, освященных цифровым карго-культом, просматриваются неплохие перспективы вывода новых решений для их удовлетворения на существующих растущих или на новых прорывных рынках.
Анализируя, пусть даже в первом приближении перспективы развития цифровой экосистемы решающей задачи клиентов по персонализированному управлению своим питанием, обнаруживается задача интеграции множества сопутствующих разноплановых устройств (интернет вещей) и совместной реализации множества функций и пользовательских сценариев (экосистема платформенных решений). Например, вместе с умным холодильником вполне способны совместно работать в интересах клиента:
- кухонная и иная бытовая техника (подключаемая напрямую или с помощью адаптеров);
- кухонные роботы и приспособления машинной обработки продуктов питания;
- системы обычного хранения и учета продуктов питания в нормальных условиях окружающей среды (не требующих хранения в холодильнике);
- сенсоры и датчики, размещаемые на кухне или в прочих помещениях для получения информации о состоянии окружающей среды, в том числе элементы системы интеллектуального освещения и управления электричеством (устройства умного дома);
- устройства, контролирующие питание человека в различных ситуациях и учитывающие расход продуктов питания;
- устройства для мониторинга состояния здоровья (анализаторы, фитнес-браслеты, медицинские приборы и др.);
- специализированные устройства прямого и удаленного управления (смартфоны, планшеты, сенсорные и механические панели управления).
Функционал обозначенной цифровой экосистемы должен включать:
- анализ данных о состоянии здоровья и о рекомендуемых врачом, диетологом или консультантом режимах питания (включая интеграцию с медицинскими информационными системами);
- анализ данных о текущем физиологическом состоянии и физической активности (включая интеграцию с программно-аппаратными решениями);
- обработку данных о продуктах питания, их потребительских свойствах, ценовой и логистической доступности, сроках поставки и режимах хранения, возможности утилизации (возврат невостребованных остатков);
- систему учета личных вкусовых и эстетических предпочтений в питании (управление специализированным профилем пользователя);
- сценарный анализ и рекомендательную систему по выбору режима и плана питания (включая оперативное внесение корректировок по факту потребления);
- дифференцированные сценарии здорового и вкусного питания (включая совместное питание, фактическое местонахождение, сезонность, режимы физической активности);
- управление заказами продуктов питания и полуфабрикатов, осуществление закупок и контроль доставки (включая интеграцию с маркетплейсами продуктов питания и с логистическими системами для трекинга заказов);
- управление запасами продуктов питания и их хранением при допустимых режимах;
- контроль состояния хранимых продуктов питания, мониторинг их расходования;
- автоматизацию приготовления блюд, помощь и поддержку в приготовлении (включая интеграцию с программными решениями и умными устройствами по приготовлению или доведению блюд до готовности);
- обеспечение или сопровождение утилизации невостребованных остатков продуктов питания (включая интеграцию с решениями по приему заказов на вывоз для переработки невостребованных продуктов питания и интеграцию с foodsharing-решениями);
- управление и мониторинг питания вне дома (включая заказ в ресторане или в кафе с подбором блюд и их персонализацией);
- учет предметных показателей качества питания и учет расходов на питание (включая сопутствующие расходы).
Действительно непростая задача, особенно если рассматривать её как разнородную совокупность клиентоцентричных сопряженных между собой цифровых продуктов и сервисов.
Но она исполнима в виде цифровой экосистемы с высокой ценностью для конечного потребителя. И это подлинная трансформация индустрии здорового и вкусного питания, существенно повышающая роль подключенного умного холодильника. А участие в ней выгодно для различных категорий и групп поставщиков, в том числе в выигрыше оказываются технологические поставщики.
Отдельное большое направление – это изучение принципов и последовательности эволюции цифровой экосистемы: с чего начать и как поэтапно наращивать платформенные решения в контуре интегрированной системы цифровых платформ. В настоящее время уже доступно внушительное количество приложений, устройств и сервисов, потенциально способных объединиться в отраслевую экосистему правильного и вкусного питания, совместимую с цифровыми продуктами и сервисами в области медицины и в сфере продуктового ритейла. Поэтому разумно ожидать, что по мере преобразования указанных индустрий и всё большего их перемещения в зону цифровой экономики, спрос на бытовую технику, подобную умному холодильнику, будет восстановлен. Но вероятно, потребуется трансформировать привычные для нас сегодня устройства хранения и обработки продуктов питания. И было бы опрометчивым гарантировать, что привычный облик домашнего холодильника останется прежним, когда он превратиться в умный.
Феномен умного холодильника – это условно мягкий вариант цифрового карго-культа. Он не ведет к катастрофическим последствиям, но предсказуемо притормаживает спрос на идеи автоматизации отдельных процессов приобретения и потребления продуктов питания.
Автор: Владислав Тюрин, эксперт по цифровой трансформации.
Рекомендуются для ознакомления статьи: «О цифровом карго-культе и условиях его возникновения», «Последствия цифрового карго-культа» и «Понятие и разновидности цифрового карго-культа».
Статья подготовлена на основе электронного издания «Управление цифровой трансформацией. Точка зрения» (доступно для загрузки по ссылке).