Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Ассертивное выражение чувств и эмоций. Важный навык

Не так давно, я сама научилась этому методу и могу с уверенностью сказать, что мне стало легче, а люди вокруг, на удивление 😊, стали понимать меня гораздо лучше.

Что же это такое? Простыми словами, ассертивное выражение чувств и эмоций – это навык эффективного общения, который помогает вам защитить свои интересы, при этом не забывая об этом об интересах другого человека.

Первый шаг к получению такого полезного навыка это осознание, понимание и принятие того, что вы имеете право на чувства и эмоции, собственные мнения и потребности, личные границы и их отстаивание, при этом, вам не обязательно все это держать при себе, а вы можете открыто, ассертивно, выражать их.

Структура построения ассертивного разговора:

  1. Факт: описание конкретного факта, который вас беспокоит или волнующей вас ситуации.
  2. Чувства: описание ваших чувств по этому поводу.
  3. Решение ситуации: ваше предложение решения проблемы, ситуации. При этом, решение должно быть выгодным для всех, т.е. учитываем не только свои интересы, но и интересы собеседника.

Важные моменты: используем «Я-послание», т.е. говорим О СЕБЕ, не начинаем диалог со слов «А ты…», «А вы…» и так далее, т.к. сразу настаивает собеседника негативно. Говорим спокойно, не на эмоциях, т.е. сначала успокоились, потом идем на разговор.

Подытожив, ассертивность – это умение отстоять свои права, границы, донести свою точку зрения, при этом не оскорбляя чувств других людей.

Пример выражения злости и обиды ассертивно:

Мария работает в компании уже давно, она хороший и ответственный сотрудник. Ее время работы согласно трудовому договору с 9:00 до 17:00, но в последние 3 недели руководитель просит Машу задерживаться на работе на 1-2 часа практически каждый день, т.к. увеличился объем работы. При этом, никаких доплат они не обговаривали. Мария чувствует усталость, обиду и злится потому, что не может отказать руководителю т.к. боится потерять работу. Что может сделать Мария? Пойти на открытый разговор к руководителю и выразить свои чувства ассертивно, а также с помощью этого метода решить свою проблему:

«Здравствуйте Павел Андреевич! Я хотела бы с Вами поговорить о том, что уже 3 недели я практически каждый день задерживаюсь на работе, в связи с этим у меня остается меньше времени на отдых. Меня это очень сильно волнует. Я чувствую усталость и обиду по этому поводу, т.к. у меня остается меньше свободного времени, при этом я не получаю никакой компенсации. Я хотела бы с Вами обсудить возможную доплату за мои переработки, это было бы хорошей компенсацией взамен моего свободного времени и я чувствовала бы себя более спокойно и удовлетворенно. Давайте вместе рассмотрим возможные варианты?»

Наглядно видно – это «Я-сообщение», Мария выражает свои чувства по этому поводу, а далее предлагает свое решение проблемы.

Обязательно используйте и развивайте такой навык. Он очень полезен в нашем обществе людей, которые не привыкли говорить о своих чувствах, а привыкли держать все в себе, развивая это в обиду и злость.

Для записи на бесплатную диагностическую консультацию вы можете написать по телефону: 8 929 985 27 26.

Автор: Шарапова Екатерина Владимировна
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru