Найти в Дзене

К 70-летию со дня смерти Дзиги Вертова (21 декабря 1895 / 2 января 1896, Белосток – 12 февраля 1954, Москва)

Дзига Вертов. Конец 1920-х гг. РГАЛИ. Ф. 2091. Оп. 1. Фотография.
Дзига Вертов. Конец 1920-х гг. РГАЛИ. Ф. 2091. Оп. 1. Фотография.

Дзига Вертов стал одним из тех режиссеров, которые стояли у истоков зарождения документального кино. Уже в юном возрасте он пришел к твердому убеждению, что фильм – это универсальное средство воспитания и одновременно – документ о становлении человека.

Давид (Денис) Абелевич Кауфман, таково было имя нашего героя при рождении, появился на свет в семье книготорговца. Вслед за ним в семье родились еще два мальчика, также ставшие в будущем кинематографистами: Михаил (Моисей) – советский кинооператор и режиссёр художественного и документального кино и Борис (Борух) – французский и американский кинооператор, кинорежиссер и продюсер. Все дети довольно рано заинтересовались модной тогда фотографией и сумели сами сконструировать камеру-обскура, а заодно фотографировали сверстников другим, подаренным им фотоаппаратом. Уже тогда Денис мечтал написать «симфонию», где звучали бы журчание воды, хлопанье дверей, – словом, все, что человек слышит каждый день, и с чего, по сути, этот день начинается. Однако его профессиональное становление началось отнюдь не с художественного обучения: после окончания реального училища он поступил в Психоневрологический институт в Петрограде, а в 1917 году продолжил учебу на юридическом факультете Московского университета, одновременно работая в отделе хроники Кинокомитета Наркомпроса. Еще за два года до этого Денис, твердо решивший связать свою жизнь с кино, взял себе псевдоним Дзига Вертов – от польского dziga («волчок») и русского слова «вертеться».

Афиша фильма «Киноглаз». 1924. РГАЛИ. Ф. 2091. Оп. 1.
Афиша фильма «Киноглаз». 1924. РГАЛИ. Ф. 2091. Оп. 1.

Именно Наркомпрос дал старт выпуску еженедельных киножурналов «Кинонеделя», которыми увлеченно занимался Дзига Вертов. А летом 1918 года он смонтировал свой первый фильм-хронику «Годовщина революции».

Последующая история этого фильма уникальна, поскольку несмотря на популярность и создание для проката 40 копий (!), хотя обычно делалось 3–5 копий, в годы Гражданской войны фильм был утрачен. Литературно-инструкторский поезд ВЦИК возил и показывал ленту по всей стране, и к началу 1920-х годов позитивные копии «Годовщины революции» пришли в негодность, а негатив, по практике тех лет, был использован для других кинохроникальных фильмов. Киновед С.М. Ишевская в 2017 году в фонде В.В.Маяковского в РГАЛИ (ф. 336, оп. 1 ед.хр. 82) нашла афишу киноленты, где приводятся все титры фильма, что дало точное представление о количестве и последовательности фрагментов. Искусствоведу Н.И. Изволову удалось найти в РГАКФД все фрагменты, оцифровать их и осуществить повторный монтаж. Таким образом, был воссоздан важный этап истории документального кино.

Рабочие моменты съемки документального фильма «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»). 1930. РГАЛИ. Ф. 2091. Оп. 2. Фотография.
Рабочие моменты съемки документального фильма «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»). 1930. РГАЛИ. Ф. 2091. Оп. 2. Фотография.

Возвращаясь к 1918 году, надо сказать, что карьера молодого режиссера шла настолько успешно, что осенью он возглавил Киносекцию Отдела агитационно-инструкторских пароходов и поездов ВЦИК. Вскоре был командирован на фронт для руководства съемкой военных действий в ходе Гражданской войны, ездил с агитпоездами в качестве инструктора-организатора. Кадры, снятые во время поездок, вошли в выпуски хроники, а затем в документальные фильмы «История Гражданской войны» и «Агитпоезд ВЦИК». По инициативе Дзиги Вертова начался выпуск тематических киножурналов «Киноправда». За 1922–1925 годы вышло 23 номера журнала.

В 1925 году Вертов приступил к созданию фильмов «Шагай, Совет! (Моссовет в настоящем, прошлом и будущем)», а через несколько лет – «Шестая часть мира». Оба фильма на самом деле выросли из рекламы Госторга. Однако киноленты настолько проникновенно рассказывали о Советском Союзе и его людях, что в итоге переросли рамки рекламной «фильмы».

Схем организации творческой лаборатории и выпуска фильмов «Кино-корреспондент». 1936. РГАЛИ. Ф. 2091. Оп. 2.
Схем организации творческой лаборатории и выпуска фильмов «Кино-корреспондент». 1936. РГАЛИ. Ф. 2091. Оп. 2.

Параллельно с практической режиссерской работой Дзига Вертов выступил как теоретик нового направления в документальном кино, публикуя в печати многочисленные статьи-манифесты, обосновывавшие методы и практические искания группы «Кино-оков» – творческого объединения советских кинодокументалистов.

В 1927 году Вертов переезжает в Киев и на студии ЦУФКУ создает документальный фильм «Одиннадцатый» (1928), посвященный одиннадцатой годовщине Советской власти. В 1929 году вышел его знаменитый «Человек с киноаппаратом». Эта лента стала одной из самых известных работ режиссера и одновременно – воплощением главных идей и принципов документального кино от группы «Кино-оков» и самого Дз.Вертова. По его словам, фильм сделал попытку «оформить факты стопроцентным киноязыком», минуя приемы литературы и театра. В 1930 году Вертов снял первый в СССР документальный звуковой фильм «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»).

«Годовщина революции». Перечень сцен картины-хроники Кинокомитета Наркомпроса. 1918. РГАЛИ. Ф. 336. Оп. 7.
«Годовщина революции». Перечень сцен картины-хроники Кинокомитета Наркомпроса. 1918. РГАЛИ. Ф. 336. Оп. 7.

Пафос преобразований индустриализации как главного «инструмента» формирования нового человека – человека эпохи коммунизма, настолько захватил режиссера, что в следующем году он приступает к работе над фильмом «Три песни о Ленине». В него вошли кадры из его более ранних фильмов – «Ленинская киноправда», «В сердце крестьянина Ленин жив». В 1937 году он создал фильм «Колыбельная», посвященный судьбе женщины в Советском Союзе и ее противопоставлению участи женщины за рубежом. Однако прямолинейность замысла и явно пропагандистское воплощение (как и «несуразность» первых вариантов сценария) привели к тому, что уже через пять дней после выхода в прокат картина была снята. Последним предвоенным фильмом Дз.Вертова стала лента «Три героини» – о летчицах М.М.Расковой, П.Д.Осипенко, В.С.Гризодубовой.

Во время Великой Отечественной войны он работал на Алма-Атинской киностудии – знаменитой ЦОКС, где создал фильмы «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941), «Клятва молодых» и «В горах Ала-Тау» (оба 1944), посвященные жизни и борьбе советского тыла. После возвращения в Москву Вертов вернулся на ЦСДФ, но ситуация существенно изменилась, и те принципы кинодокументалистики, которым режиссер остался верен, уже не воспринимались ни зрителями, ни весьма чутким к новым веяниям руководством киноотрасли. Подавляющее большинство его проектов отклонялось, он был отстранен от кинопроизводства – с обвинением в «отрыве от народа». Исповедуемые ранее режиссером пропагандистские приемы, актуальные на заре кинодокументалистики периода Гражданской войны, через четверть века воспринимались уже как механистические и примитивные. В последние годы жизни единственным проектом Вертова стал выпуск киножурнала «Новости дня». Всего до его ранней кончины появилось 55 выпусков.

Письмо Д.А. Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931. РГАЛИ. Ф. 2091. Оп. 1. Автограф.
Письмо Д.А. Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931. РГАЛИ. Ф. 2091. Оп. 1. Автограф.

Прошли годы, и творчество Дзиги Вертова вновь стало интересно. Его работу стали изучать киноведы, манифестам «Кино-оков» посвящены многочисленные статьи, вышедшие в России и за рубежом, монографии Н.П. Абрамова и Л.М. Рошаля, сборник воспоминаний. В 1966 году появился сборник произведений Д. Вертова, куда вошли его статьи, сценарии, отрывки из дневников.

* * *

РГАЛИ является одним из главных хранителей материалов Дз.Вертова. Они сконцентрированы в его фонде (Ф. 2091), состоящем из двух описей, включающих 764 единицы хранения.

Письмо Д.А. Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931. РГАЛИ. Ф. 2091. Оп. 1. Автограф.
Письмо Д.А. Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931. РГАЛИ. Ф. 2091. Оп. 1. Автограф.

Материалы первой описи были переданы в архив в 1958 году вдовой Дзиги Вертова – Елизаветой Игнатьевной Свиловой, которая и сама была выдающимся режиссером и монтажером документального кино, работала как вместе с мужем, так и над отдельными проектами. Ее фильм «Зверства фашистов» (1946) стал вещественным доказательством на Нюрнбергском процессе. Материалы, составившие вторую опись, были переданы в РГАЛИ после смерти Е.И.Свиловой ее сестрой.

В фонде широко и полно представлены творческие и биографические материалы. Кроме того, документальные материалы Дзиги Вертова имеются в других фондах РГАЛИ: В.Б.Шкловского (Ф. 562), С.М.Эйзенштейна (Ф. 1923), О.М.Брика (Ф. 2852), М.А.Кауфмана (Ф. 2986), Э.И.Шуб (Ф. 3035), Госкиноиздата (Ф. 966) и др.

И.Л.Решетникова, главный специалист РГАЛИ