Как правило, детские уроки, которые ребёнок усваивает, остаются с ним на всю жизнь. Тем более это относится к травмированному ребёнку, который в дальнейшем принимает одну из стратегий защиты от этого мира в виде расстройства личности – он кристаллизуется в этом состоянии.
Такой ребёнок растёт с двумя уроками в голове, и эти уроки неискоренимы, неизменны, они длятся всю жизнь. Они приводят нарцисса к ненадёжному стилю привязанности. Но что ещё более важно, эти два урока заключаются в следующем: «Любой, кто любит меня – причинит мне боль. Кто-то, кто любит меня, причинит мне вред, сломает меня, нападёт на меня и причинит боль. Тот, кто меня любит – возненавидит меня» – это первый урок.
Урок второй: «Я заслуживаю всего этого. Я заслуживаю наказания, заслуживаю того, чтобы мне причинили вред. Я заслуживаю всего этого, потому что я плохой объект для подражания – я недостоин любви.»
Так вот, перед нами нарцисс в своих отношениях, гораздо более поздних отношениях в зрелом возрасте с интимным партнёром. Вместо того чтобы вступать в здоровые объективные отношения, нарцисс пытается сделать две вещи:
Во-первых, он подталкивает своего партнёра к жестокому обращению с ним, потому что, если нарцисс не подвергается жестокому обращению, когда с ним не обращаются плохо – он не испытывает любовь. Именно поэтому, нарциссы хороших, добрых, эмпатичных партнёров презирают.
Так что боль нарциссу доставляет удовольствие, и он, используя проективную идентификацию, принуждает своего партнёра делать это с ним – оскорблять, причинять физическую боль, предавать и наказывать его, и это фантазия нарцисса о предательстве.
Нарциссу необходимо заставить партнёра причинить ему боль в рамках фантазийной роли материнской реконструкции. Партнёр становится матерью. Нарцисс должен быть уверен, что партнёр играет материнскую роль, что выполняет функции матери, к которой он привык – это мать предательница, отсутствующая мать, эгоистичная, депрессивная, холодная мать.
Для этого и существует общая фантазия, чтобы повторять те детские нарративы, которые нарцисс пережил в младенчестве. Роль интимного партнёра – воссоздать мать нарцисса, как он её помнит. Только воссоздавая своё раннее детство, нарцисс получает шанс разрешить древний конфликт – отделиться от матери и стать индивидуальностью, обрести свои границы, стать существующим.
Нарцисс использует жестокое обращение со своим партнёром, чтобы заставить того реактивно обращаться с ним жестоко. Для нарцисса, только тогда, когда партнёр обращается с ним жестоко – он или она становится для него материнской фигурой. Только тогда могут быть воссозданы все условия для сепарации и индивидуации.
✅ Таким образом, нарциссический садизм является мотивационным – он хочет побудить своего партнёра вести себя чётко направленным и определённым образом. Он формирует поведенческий репертуар своего партнёра таким образом, чтобы поведение было ограничено его потребностями.
Вот почему нарциссы не являются классическими садистами – садист наслаждается болью, унижением и дискомфортом других людей. Нарцисс использует садизм для самонаказания, саморазрушения и, в конечном счёте, самоуничтожения. Нарцисс предвкушает наказание – он его желает. По сути – это мазохизм.
Во-вторых. Во втором акте этой сомнительной пьесы – нарцисса ждёт уничтожение. Нарцисс специально доводит своего партнёра до состояния вторичной психопатии, когда человек перестаёт быть добрым и отзывчивым, а становится насильником, злым, без угрызений совести, без сострадания, желающий только одного – отомстить и уничтожить нарцисса.
Если партнёр отказывается выполнять эту роль: придерживается своих моральных ценностей и своего мировоззрения, хочет остаться человечным и добрым – это очень расстраивает нарцисса. Нарцисс воспринимает это как пассивно-агрессивное отрицание своего удовлетворения.
Ещё раз, для лучшего понимания этой извращённой логики. Нарцисс подталкивает вас к тому, чтобы стать садистом-насильником и психопатом. Нарцисс хочет, чтобы вы наказали его без сочувствия, без угрызений совести, без любых других чувств. Нарциссам понятен только язык ненависти и боли – это для них и есть любовь.
Всё это делается только для того, чтобы в рамках общей фантазии повторить младенческую ситуацию с родителями нарцисса, чтобы попытаться снова и снова пройти сепарацию (отделение от матери) и индивидуацию (обретение своего Эго, «Я» - своих границ).
✅ И самое главное, что нужно понимать во взаимодействии с нарциссами – вас там нет. Нарциссу абсолютно всё равно, кто будет играть роль его холодной матери – вы только манекен, на который одевается этот образ. Поэтому у вас никогда не было никаких отношений с нарциссом. Эти отношения были только вас с самим собой. Но об этом мы ещё будем говорить.
Берегите себя
Всеволод Парфёнов