Найти тему
Umbraluna

Пешком по... Стамбул.

Наученная предыдущими поездками я ожидала отсутствие автовокзала и каких либо круглосуточных точек. Автобус остановился у офиса по продаже билетов, там были люди, много людей. По славному турецкому обычаю женщин было мало. Две. Я и она. Хотелось спать и есть. Холодно было больше. Пару часов поизучала карты, составляя маршрут пешочного путешествия пункта Б, конечная. Вообще, и Стамбула я захотела сбежать почти сразу после площади Таксим, но упрямство и раз уж приехала....

Это я еду в Стамбул и пока что-то видно.
Это я еду в Стамбул и пока что-то видно.

Так как я оказалась в Стамбуле в столь ранний час, то решила не упускать возможность встретить рассвет, и не ехать сразу в хостел, туда попасть я всегда успею (можно было вообще не торопиться, а ещё лучше не бывать там). Да, выбраться с вокзала ночью не на такси было никак, поэтому пошла искать местное метро/ автобус или что там ещё ходит, ну и транспортную карту Стамбула тоже неплохо бы приобрести. Не с первого раза, но в метро я попала, карту купила и даже пополнила. Вход в саму подземку перекрывала ленточка, бело-красная. Ок, пойду искать что поесть.

08.04.2024
08.04.2024

Пройдя пару раз вдоль вытянувшегося здания то ли метро, то ли странного ТЦ или попросту рынка, я так и не поняла что это было, я начала выбирать место завтрака. Местные харчевни в основном пустовали, в некоторых были мужчины. В одном из открытых (в смысле не в отдельном помещении) кафе мать с сыном брали кофе, тоже не местные. Казалось я обошла всё и примелькалась каждой собаке, внимания на меня уже не обращали даже таксисты. Вот теперь можно и поесть.

Рядом с одним из заведений я притормозила - люди были, но едальня была большая и где то там, на кухне, мелькали женщины. Турция научила меня немного думать. У входа встретил разговорчивый (я так и не поняла кто хозяин или зазывала) мужчина, проводивший меня к столику подальше от мужских компаний. В общей сложности я провела там порядка полутора часов, за это время мужчина направлял входящих в другую сторону и проводил за соседний столик не молодую мусульманку, всё остальное время приглядывал за нами.

Принесли еды больше, чем я заказала и тем более могла съесть, что было не лишним, учитывая мою проблему с посещением местных столовых. На кассе с двухста лир ещё и сдачу дали, хотя по моим подсчётам там было многим больше. Вскоре должно было открыться метро и я попрощалась с радушным хозяином.

Ещё в России, планируя путешествие, я хотела испробовать все виды транспорта, пожалуй кроме самолёта (муторно и долго) и первое знакомство с метро было именно в Стамбуле, хотя Анталийское мне чуть всё не сбило, с ним я тоже познакомилась, но во второй приезд и впечатления остались более благоприятные. Так как метро я уже нашла и даже карту купила, то просто устроилась сбоку от толпы и стала ждать открытия. Людей было много, разных. Были женщины с чемоданом, закрытые и без сопровождения, подростки, мужчины, старики. Туристов не было.

Время открытия метро не помню, но по подавшимся вперёд ожидателям стало понятно - вот, скоро. Служащий метро, мужчина в форме, неспеша вышел и начал убирать ленту, турникеты пока не работали. Служащий ушёл влево, справа парень в толстовке с капюшоном на голове рванул без очереди и оплаты по ленте вниз, позже он пристроился в вагоне напротив меня и старательно сделал вид, что спит. Свой маршрут я отслеживала по карте, тщательно отсчитывая остановки.

Первое впечатление не спасло от разочарования.
Первое впечатление не спасло от разочарования.

В метро было сумрачно, в вагонах освещение не лучше - тусклые лампочки не давали света. Вообще в своей поездке я столкнулась с недостатком освещения, везде. Лампочки загораются при движении и гаснут очень быстро, на улицах свет от фонарей тусклей, чем в начале 20 века, когда фонари зажигали или улицы освещались факелами в каком-нибудь средневековье. На четвёртой станции я вышла из вагона.

Карта показывала куда идти, но она тоже была первый раз в Стамбуле и немного путалась. Охранник на выходе из метро долго смотрел на точку моего назначения (автобусную остановку) и показал направо и назад. Видимо он тоже впервые в Стамбуле. Поплутав, найдя не ту остановку, пройдя дальше, вернувшись и перейдя на другую сторону улицы влево, я ещё несколько раз прошла мимо нужной остановки. Банально, но я её не увидела. Остановка была из стекла и увита плющом. Я ходила вокруг точки на карте, пока не остановилась прямо напротив остановки. Смотрела на неё и не понимала.

Автобус ждала долго. Наверное, можно было уехать и на другом, но карта не подсказала, а сама я столь сильно экспериментировать не стала. Пока ждала автобус прикинула время моего пребывания в Турции, сама себе сообщила, что уже достаточно для ассимиляции и скоро - сегодня/ завтра у меня начнут спрашивать дорогу.

В автобусе было людно. Мужчины и женщины, хоть в гораздо меньшем количестве, присутствовали. Одна из женщин достала телефон и начала меня фотографировать, она не смутилась даже заметив мой прямой взгляд. Конечная остановка наступила раньше, чем было обещано и мне пришлось выйти. Пересаживаться на другой транспорт не стала, до рассвета было долго, площадь Султанахмед относительно близко, примерно час по прямой. Даже идя пешком, я окажусь там слишком рано. Да и людей на улицах становилось всё больше - будни, и все хотят работать. Я хотела впечатлений, отдохнуть, оставить багаж и тепла.

Почему я пошла прямо в другую сторону? а не по движению транспорта, но здесь людей было меньше и смотрели они более напряженно, карта подсказала, что ушла я не далеко, но не туда. Вернувшись на путь истинный пошла вдоль дороги, местами ремонтируемой, в тусклом свете фонарей под мелким морохом дождя в сторону рассвета.

Вообще, такие виды города, архитектура и самобытность лучше смотрятся именно в тускло-жёлтом цвете, а при дневном освещении, пусть и серо-дождливом, очарование теряется. Дневное посещение, наверное, только большому базару с его красками ковров и прочего стекла полезно. По центральной улице (пусть будет центральной, ибо большая широкая и многолюдная) я шла порядка часа, иногда сворачивая к разного рода сооружениям типа старого базара.

После свернула на узкую улочку, где почти не было прохожих, присутствовали закрытые дома, с заколоченными ставнями и мощёные камнем дороги.

К малой Айя Софии не пошла, решив вернуться позже, ещё какое то время провела на самой площади, обошла голубую мечеть, пройдя во двор за спешившей мусульманкой, пару раз обошла Айю Софию, декларируя стихи Бунина.

Вдали от площади, с другой стороны собора, на узких тёмных улицах, убегающих вниз людей не было, в отличие от площади перед собором, где многие, как и я ждали рассвет, с фотоаппаратами наизготовку. Рассвет был хмурым. Чуда не случилось.

Я гуляла по маршруту Айя София-Голубая мечеть - площадь Султанахмет в общей сложности полтора часа. В четырёх разных точках стояли машины туристической полиции, и такая, оказывается, есть.

Ещё какое то время ушло на петляющий до Галатского моста и обратно маршрут по направлению к площади Таксим и далее в хостел, который я нашла среди прочего по дороге в Стамбул. Из всех запросов на мой призыв ответили только оттуда, да ещё и в виде аудиосообщения на турецком.

На площади Таксим состоялось моё очередное знакомство с ужасной подземкой города. Я выскочила оттуда и ещё долго петляла по площади, ища нужную мне улицу. Вообще, в свои два дня пребывания в Стамбуле, по этой площади и окрестностям мне много предстояло поплутать как и по подземке, которая напрочь отбила желание спускаться в метро.

В хостеле администратор - мужчина, не говорящий по-турецки, но бойко тараторящий на чистом бритише, и как его занесло в этот притон?! Сам хостел описывать не стану, не самое лучшее из моих решений заселиться туда. Оставила сумки, чуть отдохнула, разобрала вещи и отправилась на обзор Стамбула.

Погода к этому моменту из хмурой взвеси дождя превратилась во вполне адекватную солнечную. Направление я представляла, ориентиры запомнила и отправилась по направлению к Босфору.

Я, наверное, не совсем в нужном месте вышла, так как уткнулась в забор, и идя вправо не нашла "дырки в заборе". Ок, пойдем в направлении уже знакомой Айя Софии. По улицам вверх и влево я вышла к Галатской башне, добралась до знакомой остановки трамвая на площади Султанахмет и пока ждала нужный мне номер, решила ехать другим маршрутом.

Хорошо, что на остановке трамвая можно перейти на другую сторону не выходя через турникет обратно, не знаю правильно это или нет, но я так делала. Пока стояла, думая перейти на противоположную сторону, ко мне подошла девушка и подбирая слова на английском задала вопрос. В телефоне была страница о Галатской башне, и я точно знала где она и как туда добраться, хотя ещё утром, буквально четыре часа назад не знала об этом городе ничего. Не помню, упоминала ли я о том, что у меня спрашивают дорогу даже местные и что я быстро становлюсь "своей"? Кириллицу даже в телефоне, даже издалека я узнаю, это вам не латинский алфавит в разных сочетаниях, где пока не прочтёшь - не понять какой именно язык используется. Решила не прикидываться и на русском ответила: "Я русская!"

Гордость, прозвучавшую в этом простом словосочетании можно было сравнить только с её радостью и удивлением подруги, скромно ожидавшей в стороне. Объяснила с какой стороны ехать, куда и где выйти, села в тот же трамвай и выйдя у моста пошла искать остановку какого-то там автобуса, который обещал отвезти меня к развалинам Константинополя, заложенным предусмотрительными турками Золотым воротам и Мраморному морю, третьему морю в моем путешествии. Ехали вдоль моря, солнце светило не по-зимнему ярко и казалось, что сейчас весна.

По дороге к морю.
По дороге к морю.

Вышла на остановке, простора для воображения - куда идти, не было. Вот они, развалины старого города, с флагом Турецкой республики. Вообще, если нужно найти что то интересное, ищите флаг, и не нужно доставать карту, читать интернет или спрашивать направление. Найдите флаг, а остальное, и интересности, и приключения, и другое, по желанию, приложатся.

По газонам не ходить, это я ещё на Родине усвоила, поэтому к развалинам слева не пошла, только сфотографировала, а отправилась по дорожке справа от стен крепости. Старик, сидевший на скамейке окликнул: "Кадин, не ходи туда, - и руками показал запрет, так же руками объяснил направление, куда можно - иди в обход, а сюда нельзя. Закрыто!" Поблагодарив, пошла куда послали.

Интересно. Да. Людей никого. Хотелось бы залезть, но не полезла, как знать что у них там за истории с памятниками. Но у стен походила. Сильно далеко пройти помешал забор и вставшие мне навстречу собаки, выгнувшие шею и вздыбившие шерсть. В воротах, в будке охранника сидел человек, вышедший наружу при моём появлении. Обойдя по парку в обратном направлении прошла с другой стороны там, где "туда не ходи", там тоже был забор.

Перейдя на другую сторону дороги по надземному переходу, я оказалась во власти ветра. Море волновалось, стремясь выплеснуться из берегов. Белые барашки с лёгким шипением опускались на камни, поприветствовав меня. Я стояла на берегу Мраморного моря, отвечая на его вопросы и обмениваясь тихими фразами о жизни и какделамами. Местные коты подошли поприветствовать. Чуть поодаль располагалось их общежитие с видом на море.

Обратно добиралась с пересадками на пешком и автобусом куда получится. Один из автобусов остановился на оживлённой улице, шла по обыкновению - куда люди идут. Улица широкая и оживлённая, много магазинов, кафе и едален, и один единственный старый трамвай. Улица Истикляль.

Тот самый трамвай.
Тот самый трамвай.

Время после обеда не располагало к возвращению в хостел и я решила насладиться прогулкой по отворотам от основного потока Истикляля.

Наконец-то, привычный кофе. За неделю это был первый.
Наконец-то, привычный кофе. За неделю это был первый.

По улице прошла пару раз, вниз и вернулась в другую сторону и уже оттуда к площади Таксим, так удачно расположившейся рядом. Хоть что-то знакомое отыскалось.

Во время пребывания в одной из кофеен изучила информацию о закатах и высших точках Стамбула. Скажу сразу - на закат на гору я не попала, ждала автобус не на той остановке, а следующий ко времени не успел бы.

Дворами и закоулками двинулась в сторону хостела, до темноты нужно попасть, что бы не гулять по тёмным трущобам Стамбула, которые, ввиду увиденного в метро и на улицах города, доверия не внушали.

В хостел я тоже сразу не попала. Пока шла, солнце начало садиться и виды, открывшиеся между домами заставили меня побегать по району сперва вниз, а затем и вверх, снова вышла на площадь и, когда солнце скрылось, пошла на ночлег.

В хостеле ждал сюрприз. В одну комнату со мной заселилась девушка, "она тоже из России" - сказал Юджин. Из Москвы, как выяснилось позже, транзитом на одну ночь. В комнате я задала один вопрос: "Откуда?", обсудили метро и почти хором: "Верните мне родную подземку!" и немного спели Кипелова.

Рассвет и закат одним днём.
Рассвет и закат одним днём.

Учитывая попадалово с хостелом, наличие второй девчонки было очень кстати. Ксюша знала английский и по её утверждению мне очень повезло, что я не понимаю. Впрочем это не мешало мне делать вид что я понимаю всё, о чём говорит интернациональная смесь из поселенцев.

На ужин мы поднялись в столовую, где были помимо турок - немец, индус, пара африканцев, и ещё кто-то. Все решили, что я мусульманка, а Ксюша не стала их разуверять и подтвердила их догадку. Это не спасло меня от настойчивого ухаживания немца и странных комплиментов Юджина (я так и не поняла откуда он). Ужин так же был интернациональным в исполнении индуса несколько лет жившего в Грузии. Помимо этого ужина, хозяин хостела принёс нам запечатанные лотки с вполне приемлемым европейским ужином по-турецки и пакет с завтраком, которые остались в холодильнике, когда я покидала хостел. Повар-индус, кстати, болливуд танцует, снимает ролики и выкладывает их на youtube.

Интернациональный ужин.
Интернациональный ужин.

Утром я подхватила заранее собранную сумку и до завтрака покинула это гостеприимное, но такое неоднозначное место, попрощавшись с Юджином и набрав термос кипятка. Ещё вечером, после всех впечатлений решила не идти к Босфору встречать рассвет.

Утро второго дня, как и день, солнцем не радовали и, казалось, испытывали меня на прочность. Дождь из вполне состоявшегося превращался в ливень, иногда возвращаясь в состояние просто дождя, что не помешало мне продолжить пешочное путешествие по городу и отправиться на поиски виденного в ночи старого базара. Нужно было оставить его просто ночным приключением, при свете дня всё очарование места пропало.

Уходила, по обыкновению, огородами. Истикляль была почти пуста, редкие прохожие, магазины не работали, а так хотелось кофе. Я прошла её всю, до Галатской башни, через мост, Айя Софию и дальше, маршрутом предыдущего дня, только в обратной перемотке.

Бродить по уже хоженым улицам было не интересно и я свернула куда то вправо, выйдя к университету, а затем и к большому базару, где меня отправили на досмотр. Девушка-дежурная требовала открыть сумку, я её искренне не понимала. Открыть открою, а вот застегнуть будет проблема. Вскоре подошла, видимо начальница, и сказав что-то дотошной проверяющей, отпустила меня. Незнаю почему ко мне не приставали, даже когда я останавливалась и рассматривала приглянувшиеся вещицы, явно же туристка. Но мне действительно ничего не предлагали купить и даже не присматривали, когда мои руки тянулись к чему-то.

Ах, да, до всего этого мокрого путешествия я успела побывать на железнодорожном вокзале, тот что с восточным экспрессом. Просто я решила ехать в Анкару на поезде, раз уж в Анталии меня никто не ждал. С именно этой станции в Анкару было не уехать.

Со старого базара я вышла в какие то подворотни, минут сорок провела в кофейне и так же дворами пошла в противоположную сторону от направления к Айя Софии.

Так я и оказалась на станции мармарей, где смотрела на табло и понимала, что поезд в Пендик отойдёт через две минуты. Сообразив это ринулась через турникет и вниз, даже не особо помня есть ли деньги на карте, денег на проход хватило. Поезд дождался.

Ехать было не то, что бы интересно, просто смотрела в окно и думала как уехать не очень рано. На станции из четырёх выходов, два из которых вели обратно на платформу, поднялась дважды к поездам и пару раз в сторону забора. Очередь на поезд нашла, кассу нет. Гулять было мокро и особо негде.

Пендик.
Пендик.

Пару раз обошла женский магазин, не найдя ничего кроме одежды и странного расположения туалета (в дверь на втором этаже с соответствующим значком зашла, но там была лестница, а сам туалет на третьем этаже), т.е. в магазине на пять этажей был только один туалет с двумя кабинками на третьем.

Вышла из магазина, постояла в раздумьях, смотря на междугородние автобусы и отправилась в противоположную сторону, к морю. Там лучше, мысли свежее. Море отгородилось забором, причалом и серой стеной непонимания. "Паром в Ялову отправляется через шшшшшшцать минут", - возвестила диспетчер, люди начали быстрей стоять в очереди на досмотр. Погуглила, что за Ялова и с чем её, что там делать. Не придумала для себя занятие, прошла вдоль набережного забора, посмотрела на отплывающие кораблики и решила найти таки эту неуловимую железнодорожную кассу, путь к которой мне ни один из сотрудников станции Пендик показать так и не смог, потому что неопределённый жест рукой можно расценить как угодно и куда вздумается.

Я поступила проще. Затерявшись в толпе отъезжающих, дождалась посадочных сотрудников и пристала с вопросами: как, где, куда, когда. Жестами разумеется.

Итак, я выяснила, что пойти мне надо наверх, в сторону города (это где магазин женской одежды и автостанция) и сразу повернуть направо (налево АТМ) и идти вдоль магазинов с одеждой и едой, вот там, между телефонным магазином и едальней будет касса. Слооожноооо. Но вполне выполнимо.

В кассе попросила один билет до Анкары, время отправления значения не имеет, но можно на ближайший. Кассир в обмен на отсутствие турецкого номера попросил e-mail, взял с меня 645 лир за четырёхчасовую аренду сидячего места в бизнес вагоне с перекусом. Поезд пришёл с опозданием, пока ждала - замёрзла. А никто и не выгонял на перрон.

Хочу покинуть Стамбул.
Хочу покинуть Стамбул.

При входе в вагон располагались полки для багажа. Ирка прошла с сумками дальше. Поискала нумерацию, нашла её над сидениями и с чистой совестью разбудила мужчину, занявшего моё место. оказалось там смещение и нумерация располагается перед местом, а не над ним. Что взять с иностранки. Но свою минуты славы я получила. Залезла к месту у окна, запихнув сумку под сидение и приготовилась к четырёхчасовой тряске без интернета. Не случилось ничего. Ни тряски, ни интернета, точнее его отсутствия. Даже покормили часа через два.

Такой же вагончик доставил меня в Анкару.
Такой же вагончик доставил меня в Анкару.

Анкара не ждала меня, это я сама к ней доехала.

#umbraluna #umbraluna_walking 28,8 км