Кажется, уже набили оскомину записки музыкальных критиков, пытающихся в каждом шаге группы The Beatles найти какое-то новаторство. Уже и так понятно, что многие правила игры создали, в том числе, и ливерпульские ребята, но где грань разумного в поисках яйца или курицы? Очевидно, что помимо того, что они в 60-е неплохо наплодили новых стилей и явлений, некоторые из них и в сольной карьере продолжали быть немножко первопроходцами. Или просто умело умудрялись держать руку, что называется, "на пульсе".
Сейчас я говорю, разумеется, про Пол МакКартни, который в конце 1970-х нашел в себе силы и энтузиазм заняться новыми для себя и окружающих музыкантов инструментами - синтезаторами. Конечно, он был далеко не первым, кто использовал их, и в арсенале группы Wings синтезаторы были с начала десятилетия, но в тот момент исторически так сложилось, что синтезаторы стали меняться под стать времени. Из огромных модульных синтов они превратились в камерные коробочки с осцилляторами и клавишными, их стало удобнее носить и использовать на студии, а тембрально и акустически они стали двигаться в сторону упрощения музицирования. Поэтому в конце 1970-х поп-музыка и рок-музыка, раздираемые атаками панков, стали упрощаться музыкально и усложняться акустически. Появилось то, что в скором времени назовут "синти-поп". И если мы вспомним Kraftwerk, Ultravox!, Human League, Гари Ньюмана, то заметим, что эта волна началась еще в 1970-е. И как-то так сложилось, что Пол МакКартни был тоже где-то рядом.
1979-й год был для него переходным. Проект Wings заглох, ожидающиеся зимние гастроли в Японии никак не одобрялись властями страны, а между тем, Пол уехал к себе в имение в Шотландию, прихватив новый многодорожечный магнитофон и несколько синтезаторов, уединившись и записав несколько песен. Нечто подобное он делал перед распадом Битлз, когда группа фактически уже не существовала, а бытовала как "призрак", якобы всё еще что-то записывающий. Тогдашние опусы были оформлены как его первый студийный официальный альбом (до этого были саундтреки), который лаконично прозвали Mccartney. В 1970-м эту пластинку ждал критически и порой коммерческий провал, хотя со временем слушатели прониклись этой музыкой.
Что же ждало новые записи, сделанные Полом летом и осенью 1979-го года? Практически то же самое - выпуск нового сольного альбома, на этот раз лаконично названного McCartney II. Как и подобает, Макка сыграл на всех инструментах ,и если на первом альбоме было много гитар, то в новом опусе было много клавишных. И музыка стала какой-то другой, очень экспериментальной. За это новую пластинку не полюбили, до сих пор спорят, можно ли ее слушать?
Во-первых, и правда, стилистически пластинка не вписывалась в музыкальное амплуа будущего сэра Пола. Здесь критики находили то, что было свойственно новой волне, краут-року, экспериментальной музыке, пост-диско, даже пост-панку и регги. Насколько адекватны их исследовательские потуги - вопрос вторичный, хоть и справедливый, но кое что на альбоме действительно присутствует : ритмы стали другими, аранжировки изменились. Будто бы МакКартни намеренно изменил себе и вместо отлично записанного материала стал выпускать "полуфабрикат".
Во-вторых, сам Пол стал иным. Это можно было услышал на предваряющем выход альбома сингле Wonderful Christmastime, состоящем на 80 процентов из синтезаторов. Песня была в чём-то минималистичная по духу, будто бы Пол сочинил её одним пальцем. Однако, звучала она весьма свежо, а обязательный маккартниевский мелодизм никуда не делся. Поэтому и на новом альбоме Пол устремился в далёкие для него, как, уж простите, ветерана рок-музыки, дебри. Он действительно увлёкся электронной музыкой. Можно даже предположить, что музыкальное сходство композиции Frozen Jap и песни Computer Love группы Kraftwerk - лишь случайность, но Макка был первее. Кто знает, может и правда немецкие электронщики вдохновились?
Можно было бы рискнуть и эту пластинку сравнить с "Берлинской трилогией" Дэвида Боуи, за одним исключением, что учитываем контекст исполнительского амплуа артистов. МакКартни на это альбом может в чём-то звучит наивно, но это был, быть может, его экспериментаторский предел. Пол не ставил цель кому-то подражать, а новые стили и выразительные средства воспринимал как то, с чем можно что-то сделать.
На пластинке были и вполне себе хитовые песни, как Coming Up и Waterfall, вполне отвечающие запросам любителей классического МакКартни. Были и инструменталы ,как ранее упомянутый Frozen Jap и Front Parlour. Были экспериментальные песни ,как Darkroom или очень простая Boogie Music. А была Temporary Secretary.
Эта песня звучала, словно бы соответствуя времени и словно бы не отвечая запросам настоящего. Песня состояла из электронной синтезаторной секвенции, ставшей основой трека, поверх которой МакКартни самостоятельно играет на всех инструментах. При всей своей неуклюжести, песня вполне могла бы подойти под определение "электропоп", ведь синтезаторная основа и диско-бит, по своему оригинальный, сделали песню запоминающейся, по сути даже классической. Не в том смысле, что все остальные стали её копировать, а в том, что будучи одной из первых, она формировала саунд будущих направлений.
Текст был тоже не банальным. Перевести песню можно как "одноразовый секретарь". МакКартни тогда ещё по остаточной инерции имел дела в бизнесе, хотя компания Apple приказала "долго жить". Для того, чтобы и так вечно занятой музыкант не отвлекался на бухгалтерию, он обращался к услугам " Бухгалтеров на час ", которые за определённую плату выполняли какую-то его просьбу. Такой вид деятельности и повлиял на МакКартни, когда он сочинял этот номер.
Песня, как и сама пластинка, не были оценены в момент выхода. Исполнять на сцене её было сложно, ведь без секвенсора этот номер не звучал. Поэтому почти на 35 лет Temporary Secretary не находила применение в концертном варианте. Однако, как и сам альбом, постепенно получила заслуженные критические положительные оценки, заняв почётное место в наследии нынешнего сэра Пола.
А вам нравится эта песня?