Возможно, вы слышали об Аньес Мартен-Люган, когда на русский язык была переведена её первая книга «Счастливые люди читают книги и пьют кофе», ставшая бестселлером. Я однажды обязательно прочитаю этот роман, но сегодня хочу рассказать вам о второй её книге «У тебя все получится, дорогая моя», затрагивающей темы поиска своего собственного жизненного пути, сложного выбора между мечтой и привычкой, верности, предательства и, конечно, любви.
Начинался роман вполне предсказуемо: мы знакомимся Ирис и узнаем обстоятельства её жизни. Ей около тридцати, хорошая работа в банке, хороший дом, хороший муж, врач и любимец её семьи, только женщине претит эта жизнь. Ей не хочется идти на скучную работу, ехать на ужин к родителям, где придется придумывать, о чем поговорить с семьей, которая её не понимает, да и муж все силы и время отдает работе в клинике, и их семейная жизнь давно превратилась в доброе соседство. По классике жанра в первой же главе Ирис узнает о том, почему десять лет назад её не взяли в дизайнерский колледж, в который она так хотела попасть, кто виноват в том, что она не смогла воплотить свою мечту стать дизайнером одежды. И Ирис, несмотря на уговоры мужа и насмешки друзей и семьи, решает поехать учиться на элитные дизайнерские курсы в Париж, чтобы проверить себя и напоследок (учитывая ультиматум, поставленный мужем) пожить той жизнью, о которой она мечтала.
Начиная читать, я думала, что передо мной роман-становление, где героиня, решив начать жизнь с чистого листа, борется с трудностями, преодолевает сомнения и в результате приходит к новой себе. К середине романа стало понятно, что нотки чувственности и романтики начинают преобладать. Далее история пошла по пути самоосознания женщины, переоценки значения самореализации, попытки поставить под сомнение привычные, но явно не её ценности, до того въевшиеся в сознание, что критический взгляд на ситуацию у Ирис в принципе не включался. А жаль. Сумей она раньше критически взглянуть на поведение мужа, своей покровительницы – хозяйки ателье Марты, многое могло бы пойти по-другому. И всё бы ничего, но последние главы романа оказались первоклассным триллером. Я впервые встречаю произведение, способное уместить на чуть более чем трехстах страницах такое разнообразие форм и тем.
Дочитав роман, я поняла, что автор и не ставила перед собой задачи показать, как героиня будет бороться за ту жизнь, которой всегда хотела жить, как она будет преодолевать трудности и идти к своей мечте, потому что Ирис не делает ничего из вышеперечисленного. Узнав, чем закончилась её история, скажу одно: героине невероятно повезло много-много раз. Но отдадим ей должное: она это поняла и старалась держаться за подарок судьбы до конца.
Детально прописанных героев в книге немного, и каждый из них по-своему типичен. Помимо Ирис, неуверенной в себе, скромной и удивительно талантливой, её мужа Пьера, сконцентрированного на себе и карьере, искренне полагающего, что, если дать жене большой дом и оставить её там одну, семейной жизни это никак не повредит, в книге постоянно фигурирует всего три героя:
- Дворецкий Жак, искренне преданный своей хозяйке, добрый и умный мужчина, тайный помощник, который всегда появлялся вовремя.
- Невероятная Марта, элегантная и своенравная хозяйка большого дома и ателье в центре Парижа, взявшая Ирис под свое покровительство. Образ Марты в первой половине книги напомнил мне главного редактора журнала «Подиум» из фильма «Дьявол носит Prada», её, кажется, даже звали так же.
- И Габриэль. Хищный, невероятно красивый, как называет его Ирис, «разбойник». Управляющий финансовой компанией Марты, её правая рука и еще одна её игрушка. Он придал истории становления Ирис чувственные нотки. Роман оказался истинно французским, если вы понимаете, о чем я.
Роман читался легко. Было интересно наблюдать за героиней, предугадывать, какие решения она примет. Признаюсь, порой они меня удивляли, хоть и были вполне правдоподобными. Героиня вызывала сочувствие своей слабостью, неспособностью порой принять или отстоять свое решение. И спасибо автору за то, что показала, как эта слабость не украшает женщину, а разрушает её жизнь. Покорность и мягкость - не достоинство, хоть и могут вызвать любовь и желание сильных мира сего.
Напоследок расскажу об одной забавной детали: героиня романа все время мылась. Правда, я впервые вижу книжного героя, который все время принимает душ: чтобы расслабиться, успокоиться, взбодриться, подумать, настроиться на день или отдохнуть после него - у Ирис был один рецепт - иди мыться. Меня это позабавило. И, уточню, против душа как терапевтического средства я ничего не имею против.
В романе Аньес Мартен-Люган нет ничего особенного, и тем не менее читать его было интересно. Он хорош как бывает хороша драматическая мелодрама после тяжелого рабочего дня: отдохнуть, погрузиться в мир элегантности и роскоши Парижа и понаблюдать, как прекрасная женщина перевернула с ног на голову свой маленький мир. К слову, на фильм «Дьявол носит Prada» тоже стоит обратить внимание, если вы его еще не смотрели, хотя бы ради того, чтобы посмотреть на прекрасную игру Мэрил Стрип и Энн Хэтэуэй.
Читаете ли вы французскую литературу? Нравятся ли вам романы о становлении героя и жизни с чистого листа?
Читайте и другие отзывы: