«А что, если наша вселенная — не единственная, и существует множество её вариаций, развивающихся одновременно, но совершенно по-разному?». Такое фантастическое допущение вдруг стало очень популярным в кино нового тысячелетия, а особенно — в последние лет пять. Один фильм за другим выходит по тематике мультивселенных и каждый становится кассовым хитом, маня зрителей сногсшибательными эффектами и крупными бюджетами. Давайте вспомним 5 самых примечательных из них.
«Противостояние» / The One (2001)
Полицейский Гэйб в составе отряда конвоирует важного свидетеля, когда на них совершается нападение. Как же велико было удивление героя, когда он понял, что цель атаки не конвоируемый, а он сам. К тому же, нападающий — всего один и очень сильно, как близнец похож на Гэйба. Вскоре выясняется, что атакующий живёт в параллельной вселенной и перемещается по альтернативным мирам, чтобы убивать свои копии. Ведь тогда энергия убиенного перераспределяется по оставшимся. Вполне вероятно, что, убив последнего, он станет всесильным богоподобным существом.
Лихой фантастический «каратэшный» боевик, который под хард-роковые запилы оприходует сюжетные и визуальные находки «Горца», второго «Терминатора» и «Матрицы». Ну, а Джет Ли, бывший в начале нулевых на пике популярности, впервые снимается с Джэйсоном Стэтхэмом, тогда только входившим в моду. Позже они ещё трижды снимутся вместе в «Неудержимых».
«Человек-паук: Через Вселенные» / Spider-Man: Into the Spider-Verse (2018)
Крупный (во всех смыслах) босс мафии Кингпин тоскует по погибшим жене и дочке, обвиняя в трагедии кого угодно, только не себя. Желая вернуть себе семью, он придумывает пробить «дырку» в параллельную вселенную, где два родных ему человека ещё живы. Но в ходе его безответственных экспериментов одна параллельная вселенная начинает «проваливаться» в другую. «Заштопать» противоестественную брешь теперь должны Человеки-пауки из разных параллельных миров.
Полнометражный мультфильм, оригинальный в своей технике (компьютерные модели дополнительно дорисованы «вручную») и очень смелый в обращении с материалом. Сценарий с вариативностью миров позволил авторам сделать бешенный коктейль из жанров и совершенно, казалось бы, несочетаемых стилистик — от нуара до комичных рисовок в духе Чака Джонсона.
«Человек-паук: Нет пути домой» / Spider-Man: No Way Home (2021)
После того, как раскрывается тайна личности Человека-паука, Питера Паркера начинают посещать разного рода супер-злодеи, которые отказываются узнавать его и утверждают, что он — подделка. Причина этого кроется в том, что доктор Октопус, Зелёный Гоблин и Ящер пришли из параллельных вселенных, в которых Питер Паркер действительно выглядит совершенно иначе. Трём Человекам-паукам приходится объединить силы, чтобы рассовать заблудившихся злодеев по своим местам, понять, почему в Мультивселенной произошёл сбой и восстановить естественный порядок.
Удачный опыт полнометражного мультфильма натолкнул кинематографистов на смелую до безумия идею объединить три отдельные киносерии про человека паука, благо, все они были сняты в малом промежутке одна от другой и исполнители главной роли не успели вырасти из своего персонажа.
«Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» / Doctor Strange in the Multiverse of Madness (2022)
Доктора Стрэнджа преследуют сны, в которых он пытается спасти какую-то девочку, но погибает в решительный момент. Выясняется, что на самом деле эти сны — «подглядывание» за тем, что происходит в параллельных вселенных. А там за девочкой по имени Америка Чавес действительно гоняется некто страшный, чтобы отобрать у неё дар путешествия из одного параллельного мира в другой. Доктору Стрэнджу приходится встать на защиту девочки, ведь без своего дара она моментально погибнет, а в чужих руках он может представлять опасность для всей Мультивселенной.
В экранизации «марвеловских» комиксов тема Мультивселенной поднималась неоднократно (смотрите выше), да и в первой части «Доктора Стрэнджа» затрагивалась тоже. Но режиссёр Сэм Рейми со сценаристами в данном случае поставили её во главу угла, что позволило им не сдерживать свою фантазию и показать различные варианты существующих параллельно миров.
«Всё везде и сразу» / Everything Everywhere All at Once (2022)
Пожилая владелица китайской прачечной получает возможность переносить сознание в тела своих копий из других вселенных. Эту возможность дарует ей собственный муж, но из параллельной, более продвинутой вселенной. На женщину возлагается миссия по спасению всего мульти-мира, ведь в нём объявляется могущественная злодейка, способная существовать во всех параллельных вселенных сразу.
Совершенно безбашенная комедия, в которой смешиваются жанры мелодрамы, каратэ-боевика и даже пост-модернистской пародии. Благодаря этому фильму из небытия вынули двух забытых звёзд азиатского происхождения: Мишель Йео («Крадущийся тигр, затаившийся дракон») и Кей Хюй Квана («Индиана Джонс и Храм судьбы»).