Найти тему
PSYCHO logicus

О том, почему все проблемы из детства (2 мин)

freepik
freepik

Наверняка, вы слышали эти фразу. Пойдешь к психотерапевту – там начнут спрашивать про маму, папу. Да что с ним не так, с этим детством? Давайте разбираться.

Начнем с метафоры. Вы попали на необитаемый остров, населенный непонятными для вас существами. Там много шума, гама, все что-то делают, куда-то двигаются. Какие будут ваши действия? Скорее всего, вы попытаетесь понять, где вы вообще, кто вокруг вас и как тут жить.

Вот так и после рождения малыш попадает в наш мир, ничего о нем не зная. Добавьте к этому то, что ребенок имеет маленькое беззащитное тело, в котором пока только врожденные рефлексы, он по-другому воспринимает изображения и звуки и у него вообще нет логики и критики, он даже думать пока не может.

Задача ребенка – выжить. Чтобы это сделать, надо по максимуму учиться и загружать информацию о внешнем мире.

Информация загружается в ребенка, как есть. Развитие логики, отвлеченного мышления (когда мы можем посмотреть на себя со стороны) – это процесс длительный, поэтому у маленьких детей критики нет. Они не могут оценить, что адекватно, а что нет. Берут все, что есть.

Дети хорошо внушаемы, так как опять же, у них пока нет критики. Значимые взрослые для него большие авторитеты, то что они говорят, напрямую идет к нему в подсознание. Если говорить ребенку, что он неряха, глупый и ничего из него не получится, то он с этим быстро согласиться.

Некоторые считают, что травмирующие ситуации быстро забываются маленькими детьми, поэтому они несерьезны. Поплакал и дальше побежал, а может, даже и не поплакал. Действительно психика ребенка пока пластична и адаптивна. Он не будет несколько дней горевать над какой-то ситуацией, так как времени нет, надо развиваться и двигаться вперед. Однако это не значит, что травма не оставила свой след. Как раз, скорее всего, оставила и довольно глубокий.

В ответ на какую-ту ситуацию, формируется реакция, паттерн поведения. Для некоторых сильных случаев достаточно одного раза, чтобы паттерн закрепился, для других – нужно несколько повторений. Дальше мы несем по жизни эти паттерны реагирования, эти реакции, они формируют нашу личность.

Конечно, паттерны поведения формируются на базе определенных природных характеристик ребенка, его темперамента, поэтому в одной семье, при одинаковом воспитании, у детей может быть разная реакция.

Давайте примеры. Если маленький человек научился зажиматься перед авторитетным взрослым, боясь оценки и жесткой реакции, то такую модель он понесет в жизнь.

Вот еще: девочка в подростковом периоде превращается в привлекательную девушку. Родителям тревожно, и они хотят защитить ребенка, пугая ее тем, что она может принести в подоле. Девушка вырастает и имеет запрет на сексуальность, уже родители ждут внуков, а там внутри у женщины сидит страх.

Живя в этом мире, мы не может уберечь себя и наших детей от травм. Здесь важно отметить, что ребенок – это не маленький взрослый, в детском возрасте свои особенности психики, которые следует учитывать, а паттерны могут быть осознаны и трансформированы во взрослой жизни, если эти паттерны мешают жить, конечно.