Жертва при постройке
Что может быть роднее и приятнее человеку, чем свой дом? "Мой мир" - называл родные пенаты Одиссей, герой античных мифов. А мир включает в себя все: доброе-злое, умное-глупое, богатое-бедное... - все грани жизни.
Был такой обычай - "строительная жертва". Я почитал об этом несколько исследований историков, и они, как будто договорились, начинают рассказ об этом варварском явлении - приношение жертвы при строительстве дом, со слов "в западно-европейской культуре распространен такой обычай....".
Это заблуждение. Дикий обычай существовал у многих народов, и обычаи европейцев ничем не выделяются по жестокости и убежденности в правильном поступков от ритуалов других народов. "В Китае, Японии, Индии, Сиаме, на о. Борнео, в Африке, у семитов, в Новой Зеландии, на о. Таити, на Гавайских и Фиджийских островах и у чибчей Южной Америки", - пишет немецкий этнограф Р. Штюбе, существовали такие обычаи.
Он называет приношение жертвы и ее закладку в фундаменте термином "Bauopfer", то есть "жертвой при постройке" храма, моста, дворца, ипподрома, бани, дома и пр. Иначе эту жертву называют "фундаментной", то есть помещенную под фундамент дома.
Может, это просто миф?
К сожалению, нет. Проверяется это простым методом - при сносе старых сооружений археологи видели жертвенные кости настолько часто, что это не могло быть совпадением или случайностью. Это была практика, закономерность. Правда, с развитием науки, культуры, да и религии ведущих конфессий мира, которые не поощряли языческие обряды, дикие обычаи замуровывать в стены живых людей, сменились на имитирующие обряды - установку в фундаменте особого закладного камня, ⏪⏪ я писал об этом после поездки в Калининград, на закладку монет (пожелание богатства), трав (для здоровья обитателей дома), головы петуха (чтобы хранил от "красного петуха" - пожара) и пр.
Близнецы, которых знают все Балканы
Знаменитый мост на Дрине. Я расскажу о нем, если вы не знаете его истории и чем он знаменит.
Но для начала позволю себе небольшой историко-политический комментарий. Черчилль как-то назвал Балканы "пороховой бочкой Европы". Если она взрывалась, то это приводило к тяжелым последствиям. По результатам русско-турецкой войны 1877-78 гг, Босния и Герцеговина отошли Австро-Венгрии, но де-юре территория считалась османской. Принято считать, что русские войска дали независимость Болгарии. В России, действительно, было сделано всё для того, чтобы болгары имели свою Конституцию, независимость, ради которой немало русских полегло у горы Шипки. Это была идейная жертва: ради освобождения славянского братского народа от турецкого ига...
Фактически же Болгария обрела автономию, а независимость только в 1908 году. Сан-Стефанский мирный договор с болгаро-российскими хотелками был существенно исправлен европейскими мировыми державами на Берлинской конференции. Так, невоевавшей в русско-турецкий войне Австро-Венгрии достался жирный кусок территорий боснийцев и герцеговинцев. А в 1908 году произошла аннексия этих территорий, то есть формальное "наведение" порядка закончилось присоединением Боснии и Герцеговины к Австро-Венгрии.
Патриоты Балкан не могли этого допустить. Босния и Герцеговина меняли одного жестокого хозяина на другого, не желая того. Первая мировая война стала отголоском тех событий. Гаврило Принцип 28 июня 1914 года совершил убийство наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцога Франца Фердинанда, которое послужило формальным поводом к началу Первой мировой войны.
Чтобы маленькое отступление не отвлекло нас от темы фундаментных жертв, скажу напоследок только одно - распад Югославии, страны южных объединенных территорий, и признание независимости Косово аукается нам до сих пор тем, что называется "актуальной политической повесткой".
Мост через зеленую реку Дрину стал символом соединения Востока и Запада, стал связующей нитью истории Балкан, и об этом щемяще и ярко написал Иво Андрич в романе "Мост на Дрине"
Иво Андрич - единственный Нобелевский лауреат Югославии. Его роман написан так, словно о событиях рассказывает сам мост. Он становится героем романа, и все события, которые проистекают на мосту, соединяющим мусульманскую часть Вышеграда и христианскую, откликаются в моем русском сердце.
Какое отношение это имеет к строительной жертве? Примерно такое же, как принесение в жертву двух близнецов на картинке из немецкой жизни - там изображен ровно такой же ритуал. Новорожденного отнимут у матери и замуруют в опоре моста. Для моста на Дрине у местной "дурочки", родившей не ведомо от кого, забрали двух детей дочку и сына.
"Крестьяне, которые ночью слушали гусляра, утверждали, будто бы русалка, рушившая мост, велела передать Абид-аге, что она не перестанет его рушить, пока в опорные столбы не будут замурованы младенцы-близнецы — брат и сестра по имени Стоя и Остоя."
Имена девочки Стои и мальчика Остоя знают все Балканы. Их костями скрепили мост, который необходим был как переправа через коварную, богатую стремнинами и быстрым течением Дрину.
Мост возник на этом месте не случайно. Его называют часто мостом Мехмет-паши.
Но посмотрите на пашу. У него славянское лицо, открытые глаза, красивой формы нос. Все дело в том, что это урожденный сербский мальчик Байо Димитриевич Ненадич -Сокол (Соколович) из боснийской деревни Соколовичи. По существующему в те времена порядку для выработки лояльности покоренного населения турки придумали "налог на кровь" и забирали в янычары славянских детей. Это можно было бы частично сравнить с забором в рекруты или, точнее, в легионеры. Если бы не существенное отличие. Оторванных от родителей детей не использовали только как "пушечное мясо" (хотя и это было). Во-первых, их сразу распределяли в турецкие семьи, в которых они обретали новых "папу" и "маму". Те должны были любить, ласкать детей, при этом обучать их турецкого образу жизни, турецким обычаям, кормить турецкой едой, учить турецкий язык. Во-вторых, детей христиан обрезали, давали им уроки Корана. В-третьих, дети учились в турецких специальных заведениях, получали образование, возможности карьерного роста. Самые смышлёные затем занимались административной работой, самые смелые становились военными начальниками, самых ловких определяли в финансовые структуры собирать налоги с покоренных территорий, то есть с мест, откуда мальчики были родом.
Кроме очевидной жестокости, связанной с отрывом ребенка от дома, как ни странно система "девширме" (набор в янычары) принесла Османской Империи небывалую пользу: подросшие мальчики не имели родственников (кроме приемной семьи), не были связаны круговой порукой, семейными поручительствами и пр. Они не брали взятки и не подкупали никого. Коррупция, разъедавшая империю, за счет выращенной новой элиты, существенно сократилась, а страна морально и финансово оздоровилась.
Мехмет-паша стал выдающимся визирем. Он был Великим Визирем при трёх султанах: Сулеймане I, Селиме II и Мураде III.
Посмотрите на этого турецкого актера Кыванча Татлытуга. В турецких источниках пишут, что европейскую внешность и приятное с точки зрения европейца лицо, ему обеспечили боснийские корни. Возможно, и Мехмед-паша, то есть Байо Сокол, был примерно такой же располагающей внешности. Ко всему, он был умен.
Как выдающийся деятель, Мехмед-паша имел право на задубжину - помощь местам, откуда родом, на помин души. Можно было построить школу, библиотеку, мост, дворец и прочее, то, в чем нуждалось место. Визирь решил, что нужен мост - Соколовичи располагались неподалеку, и мост символически связывал его родину со Стамбулом.
Так вот этот великий мост, построенный на средства Великого визиря, скрывает в опорном столбе - по легенде - детские тела. Легенда же гласит, что глава строительства пожалел мать и оставил отверстия, через которые несчастная могла кормить грудью своих детей. Жители города верят, что порошок, полученный из белесых солевых потеков с опорных столбов, – это целебное средство, которое собирают и дают роженицам, у которых нет молока для выкармливания детей.
Но зачем они это делали?
В случае моста, как считали люди, для задабривания водяной виры - русалки, которая усиливала течение реки и мешала возведению моста. В домах, замках замурованный человек становился жертвой духам земли. А загубленная душа становилась хранителем здания.
Обычай пошел с времен, когда дома делали из дерева. Убивая дерево, унося с собой его душу, человек обязан был откупиться - оставить монету или еду. В какой-то более радикальной версии - приводили в лес ребенка. Отсюда многие сказки содержат сюжет об оставленных в лесу детях.
Самопожертвования в Китае
В Китае есть много легенд про " тоу лу шэнь" - женщинах, бросившихся в добровольно в плавильную печь, после чего они стали покровителями кузнечного и литейного дела. Примерно с 8 века начинает развиваться ремесло, и в это же время фиксируются легенды о жертве при строительстве кузни.
Кстати, в Китае немало и других "индустриальных" примеров жертвенности.
Ли Э была пятнадцатилетней дочерью чиновника, который отвечал за выплавку железа. Однажды в литейной мастерской печь, заполненная железной рудой, перестала плавить металл. В то время законы были весьма суровы. За порчу казенной руды в большом количестве полагалась казнь с конфискацией имущества.
Ли Э в отчаянии бросилась в печь, где пылал огонь. Пламя вспыхнуло до самого неба, и наконец-то началась плавка. На поверхность расплавленного металла всплыли туфли девушки, но тело ее сразу растворилось в металле.
Вот почему в Китае, когда начинают плавку, ставят храм в честь Ли Э и молятся ей.
Были самопожертвования и при строительстве крепостей, городских стен, при строительстве Великой Китайской стены. Вот одна легенда:
«В конце Суй строили городскую стену в Фэньчжоу, и только юго-западный угол не удавалось достроить. Утром закончат, — вечером обваливается. И так несколько раз. Одна девочка в городе, лет 12-13, объявила своим родным: “Если меня не будет в стене, крепость выстроить не выйдет”. Семья ее словам не поверила, а соседи им смеялись. Затем, когда крепостную стену снова возвели, она снова обрушилась, и девочка сказала: “Сегодня я умру. После этого положите меня в кувшин и похороните там, где строят стену”. Договорила и скончалась. Ее погребли, как она просила. Сразу после этого возвели крепостную стену, и более она не падала.
А что в России? Было?
Было на древней ее территории. В качестве "строительной жертвы" язычники и пользовали домашний скот – птицу, коров и коней, реже людей. Безобразие прекратилось с распространением христианства, которое все же "не убей!" исповедовало, как принцип. Жертва при строительстве дома была откупной за прерванную жизнь деревьев. От домашних духов ждали милости и также задабривали их.
.............................................................
Почему мне это интересно? Потому что я строю дома, и все, что этим связано, составляет круг моих интересов - автор дзен-дневника - глава строительной компании "Атлант" (Краснодар), моя компания строит коттеджи, частные дома, и все, что связано со строительством и отделкой индивидуальных домов, создания ландшафта.
Большое спасибо за помощь с материалами для этой странички дзена дружескому проекту "ПроСВЕТ".
Сегодня при начале строительства дома некоторые мои заказчики кидают в фундамент монеты, кладут сундучки с каким-то предметами и письмами своим потомкам, видел - аккуратно складывают в пакетик и присыпают землей молитвы.
А жертв на строительном участке мы не допустим. Ни фундаментных, ни в нарушение техники безопасности!