Найти тему
Зоя Баркалова

Баба Сима.

Оглавление

Не зря в народе бытует поговорка: полмира скачет, а полмира плачет. Все из жизни. Вчера, когда я рассказывала о мамином юбилее, я не стала все смешивать в одну статью и не написала, что сразу после юбилея мы отправились на похороны. У моей сватьи умерла мать. Это бабушка моих невесток , они -родные сестры. И сватья у меня осталась одна-единственная.

Мы в последнее время с Наташей часто перезванивались. И у нее и у меня – одна забота – лежачая мама. Наташа, едва выйдя на пенсию уже по прибавленному пенсионному возрасту, сразу отправилась в свое родное село Александровку к своей престарелой маме, хотя живет в Павловске. Но мама Наташи к этому времени уже стала плохо передвигаться, ходила на костылях. А за тридцать километров особо не наездишься, чтобы привезти продукты или помочь по дому. Вот Наташа и приняла единственно правильное решение – перебраться к маме, нуждающейся в помощи и уходе. Наташин муж принял решение жены и навещал ее по мере возможности, тоже уйдя на заслуженный отдых. Они, кстати, работали вместе, на одном предприятии, в одном подразделении.

Это второй Наташин муж. Первого, Сергея – моего свата, она схоронила еще в 2015 году. Ему было всего 53 года. Но об этом чуть позже.

Так получилось, что наши мамы слегли почти одновременно – в сентябре. Моя после третьего инсульта. У Наташиной мамы начал падать гемоглобин. Но она еще вставала сама и могла сидеть. Наташа боролась за нее, как могла. Вызывала медиков на дом, давала необходимые препараты. Но они помогали лишь на время. А потом гемоглобин продолжал снижаться. Однажды Наташа ранним утром отправилась на велосипеде в аптеку и не могла понять, что происходит. Навстречу ей шли колонны вооруженных людей, с бронетранспортерами и танками. Это было 24 июня прошлого года. Тот самый марш справедливости Евгения Пригожина, вагнеровцы. Именно в нашем районе и началась перестрелка, и погиб экипаж вертолета. Наташа тогда испугалась, съехала с обочину, не понимая, что делать - то ли продолжать путь в аптеку, то ли возвращаться домой - к матери, которая осталась одна, но все, слава Богу, обошлось...

Перед Новым годом на помощь к Наташе приехала ее старшая невестка, сноха из Саратова. Татьяна сама овдовела не так давно – в прошлом году. Она – человек активной жизненной позиции, умная, мудрая, и справедливая. Приехала и пообещала своей золовке, что будет с ней до конца дней свекрови. И слово свое сдержала. Без ее помощи Наташе было бы совсем худо…

О том, что умерла баба Сима, мне написала в тот день моя младшая невестка Татьяна. И похороны как раз состоялись в мамин юбилей. Да…Планы на этот день у нас были совсем другие.

Я не часто виделась с бабой Симой, как ее называют и мои невестки и мои внуки, так – только на сватовстве да на свадьбе наших детей. Иногда заезжали по делам в Александровку. Баба Сима отдавала свой пай в виде пшеницы для наших курочек. Это была высокая, крупная женщина со следами былой красоты. Она всегда была приветлива, но не многословна. Как говорится, в душу не лезла. А как рассказывают мои невестки, она часто спрашивала у них не столько о них самих, как:

- Как там Сашка? Как Лешка?

Речь о моих сыновьях, мужьях невесток, хотя, что скрывать, они уже давно в разводе. Но отношения между собой ребята поддерживают всегда хорошие. И мы с Наташей по этому поводу никогда не ссорились. Внуки – одни, что нам с ней делить?

- Ее всегда Лешка с Сашкой интересуют почему-то больше, - удивлялись мои невестки.

Может быть, потому что они тоже с уважением относились к бабуле и ей было горько, что внучки расстались?

Потом девчонки заметили, что баб Сима стала безразлична к происходящему вокруг.

- Раньше всегда интересовалась, сколько картошки накопали, сколько банок помидоров закрыли на зиму....А сейчас уже ничего не спрашивает, - рассказывали они.

Мы приехали в Александровку уже к обеду, вместе с сыновьями и младшим внуком Славиком, который вместе с нами сначала поздравил одну свою прабабушку с юбилеем, а потом поехал хоронить другую. Ждали батюшку для отпевания. Он задерживался. И у меня была возможность оглядеться. На стене, как и во многих сельских домах, висят фотографии в рамках. На одной из них – симпатичная молодая женщина с длинной толстой косой.

- Это мама, - заметив мой взгляд сказала Наташа.

Серафима Егоровна в молодости
Серафима Егоровна в молодости

Из Москвы приехала и младшая бабы Симина дочь – Галина, как ее зовут домашние, но по паспорту она Анна. У хохлов в наших селах так бывает. Галя и Аня – как будто одно имя. Галина приехала со своим мужем Рашидом. Семья у них очень хорошая, оба служат в воинской части. Галя лет на десять младше Наташи. А вообще у Серафимы Егоровны было четверо детей. Два сына и две дочки. Сама она была крепкой, волевой и сильной женщиной. Трое ее детей – дети от первого мужа. И когда его не стало, Серафима осталась с тремя малолетними детьми, как говорится, ни кола-ни двора, без крыши над головой, если не считать родительскую хату. Но он смогла не упасть духом, не сломаться, а начать строить свою новую жизнь. И свой дом. Сама, без чьей-то помощи. Все смогла организовать, за всем проследить…Дом получился крепким, просторным, на центральной улице.

Потом уже вышла замуж второй раз, родив свою младшую дочку Галю-Анну.

Нет, жизнь бабы Симы не была устлана розами. Испытывала на прочность не один раз. А может, просто вела через испытания к тому, к кому мы все уходим? К Богу?

Сначала получил тяжелую травму ее старший сын – красавец Алексей. Отслужил в армии, женился на яркой и энергичной односельчанке Татьяне, деток двое родили. И в один совсем не прекрасный день, купаясь в речке, Алексей неудачно нырнул, сломав позвоночник. Молодой, только жизнь начиналась…Молодая пара уже жила в Саратове, куда Татьяну направили по распределению после техникума. Вся жизнь впереди! И все в один миг изменилось. Татьяна, надо отдать ей должное, боролась за мужа с яростью львицы. О, это кремень, а не женщина! Не позволяла себе расслабиться ни на минуту. С присущей ей педантичностью планировала свою жизнь так, что ни дети, ни муж не оставались без ее внимания и заботы. Рвалась из последних сил...Куда она его только не возила с надеждой о помощи. Всех врачей объехали. Конечно, мать, как могла, помогала. Чаще деньгами, то бычка сдаст, то с зарплаты накопит…Очень болела душа за старшего сына. На невестку просто молилась за ее отчаянную решимость и мужество. Больше десяти лет боролись за него и врачи, и семья. Но пришло время и угас Алексей, как не надеялись родные.

Горе горькое переживала долго. Но в семье оставался еще один сын – надежда на спокойную старость. Василий и моя сваха Наташа были двойней.

Но у судьбы были свои планы. И Василий – крепкий, энергичный мужик, предприниматель, отправившись по делам в Павловск, почувствовал себя за рулем автомобиля плохо, остановился прямо на кольце возле поста ГАИ…

Машина Василия стояла там около двух часов. У всех на виду. Сотрудники ГАИ как будто ничего не видели. Никто не подошел, не спросил, не узнал причину остановки. Его еще можно было спасти, если бы вовремя оказали помощь. Так сказали медики.

Наташа с семьей жила в пяти минутах ходьбы от этого места. И когда ей сообщили о смерти брата, бежала к нему, в чем есть, все еще надеясь на то, что он жив. И эта страшная весть преждевременна. И все это неправда! Это было 21 мая 2008 года…Василию было всего 43 года.

После смерти второго сына, Василия, баба Сима замкнулась в себе. Не хотела никого ни видеть, не слышать. Жизнь для нее потеряла смысл. К счастью, к этому времени в Александровке был уже построен храм в честь святителя Антония, архиепископа Воронежского. И это стало ее спасением! Она начала посещать храм, читать святые книги, молиться…

- Если бы не святые книги – не выжила бы, - говорила она потом не раз.

Прошло ровно семь лет. И в тот же день - 21 мая 2015 года мне позвонила Наташа и пригласила приехать на поминальный обед к матери в Александровку:

- Сегодня семь лет, как нет брата. Приезжайте, помянем.

Наташин муж был в это время Павловске. Он работал. Но в этот день позвонил и сказал, что приболел. Как сказал Наташе, попросил руководство дать ему день без содержания, чтобы отлежаться. Мы с мужем, моим младшим сыном и невестками приехали в Александровку, к бабе Симе, посидели за семейным столом, вспомнили Василия. День был рабочий. В нашем распоряжении был только час обеденного времени. После чего мы поблагодарили за приглашение и распрощались…Не успели приехать на работу, как позвонил мой младший сын и его беременная жена, и сообщил, что только что у них на руках умер отец…сразу после отъезда Скорой помощи, медики которой пообещали, что через двадцать минут ему будет легче. И ровно через двадцать минут его не стало.

Так, дата 21 мая стала роковой в жизни семьи моей сватьи. И это был еще один удар по сердцу Наташиной мамы, потерявшей уже и зятя…

Но жизнь продолжалась, бабу Симу любили дети и внуки. Галя с Рашидом – искренняя любовь моих внуков, всегда приезжали к матери несколько раз в год. Для всей семьи это всегда был настоящий праздник. Невестка Татьяна никогда не забывала свекровь. И будучи главным бухгалтером Саратовского обкома профсоюзов здравоохранения, всегда умела организовать для свекрови необходимую медицинскую помощь или обследование. А года два или три назад организовала общий семейный сбор у бабы Симы во дворе, где летом всегда стоял большой стол под раскидистой грушей. Из разных мест приехали в тот день дети и внуки. Впервые собрались все вместе за одним столом в доме главы рода – Серафимы Егоровны Голотиной – в девичестве Чалых. Это было важное событие в жизни всей семьи.

Бабе Симе 2 января исполнилось 89 лет. Года не хватило до статуса долгожительницы. Но ее жизнь и без того достойна светлой памяти и глубокого уважения.

Дорогие друзья! Не зря говорят, человек предполагает, а Бог располагает. У нас на этот день были совсем другие планы - поздравить маму, съездить на благотворительный концерт в мои любимые Ломы...И даже билеты у нас были на "Лебединое озеро". А жить надо одним днем...

С уважением и признательностью, Ваша Зоя Баркалова.