Найти тему
Клиника Эхинацея

О расстройствах аутистического спектра, основных заблуждениях по диагнозу и трудностях диагностики.

Оглавление

Рассказывает врач-психиатр Илия Белоус.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа психических заболеваний, которая характеризуется искажением процесса развития с дефицитом коммуникативных способностей, поведенческими и двигательными стереотипиями (устойчивое бесцельное повторение движений, слов или фраз).

🔝ТОП-10 высказываний/вопросов/заблуждений родителей, которые приходят на прием с целью уточнения диагноза РАС.

1️⃣ Нам сказали, у нас РАС, а я не вижу у него аутистических черт: он ласковый и смотрит в глаза.

2️⃣ У моего ребенка нет аутизма – он просто сложный по характеру: хочет отвечает, хочет не отвечает.

3️⃣ Какая форма аутизма у моего ребенка?

4️⃣ Мы справляемся с ним, что может изменить лечение?

5️⃣ На нейролептиках он теряет индивидуальность.

6️⃣ Это моя вина в том, что у моего ребенка аутизм – я много нервничала во время беременности/отдала рано в детский сад.

7️⃣ Это все прививки виноваты?

8️⃣ Нам помогут АВА-терапия, ТМС, БАК-терапия, введение стволовых клеток?

9️⃣ Что будет с моим ребенком в будущем? Когда он станет таким, как все дети?

🔟 Может быть, у моего ребенка не РАС, а задержка в развитии (ЗПР)?

 

Давайте же развеем основные заблуждения по поводу аутизма.

🩺 Диагностика выполняется методом наблюдения и беседы.

Развитие аутистических расстройств на 64%-91% определяется наследственностью, в связи с этим винить себя, детский сад или прививки смысла нет. Процесс может быть запущен чем угодно: от переезда до банальной ОРВИ. 

Например, прививка является стрессом для любого организма, но не у всех возникают явления РАС.

Диагностические критерии РАС.

  • Устойчивые дефициты коммуникации и социального взаимодействия. 

Такого ребенка родители описывают так: «он сам в себе», «на своей волне», «не нуждается в общении». 

Не ощущая потребности в коммуникации, малыш не стремится говорить. Любящие родители и так понимают его с полувзгляда. 

  • Обедненность/отсутствие речевых средств коммуникации, трудности установления и поддержания взаимоотношений ведут к отгороженности, которая вполне удобна такому ребенку. 

  • Стереотипии. 

В структуре поведения, деятельности, интересов обнаруживается ограниченность и повторяемость элементов. 

Необходимо выявление минимум 2️⃣ симптомов из следующих:

✔️моторные/речевые стереотипии;

✔️ригидность поведения, приверженность стабильности (строгое соблюдение маршрутов, выраженная избирательность в еде, определенный порядок расположения предметов в пространстве);

✔️ограниченные аномальные интересы (чаще всего, метрополитен, дорожная техника, механизмы, цифры, иностранный язык).

  • Ранний дебют.

Симптомы должны присутствовать в раннем периоде развития.

  • Расстройство адаптации, которое ухудшает повседневное функционирование. 

Возникают трудности в семейных, школьных, профессиональных отношениях. 

А чтобы быть адаптированным, необходимо иметь хотя бы минимальный набор стандартных навыков и умений.

  • Симптоматика отлична от олигофрении. Коммуникативные нарушения невозможно объяснить исключительно интеллектуальной недостаточностью. Однако, умственная отсталость часто сочетается с аутистическими нарушениями.

Итак, можно выделить 2 вида аутизма:

🔻«классический» с полной триадой (нарушения социализации, коммуникации/речи, стереотипии) 

🔻атипичный, содержащим в себе не все черты. 

❗️Стоит упомянуть также и «аутистические черты», когда малыш вполне коммуникабелен, но имеет ряд «странностей», или «причуд»: носит одну и ту же одежду, прыгает на носочках, выстраивает в ряд игрушки. 

⚡️Таким образом, важно отличать задержку психо-речевого развития с аутистическими чертами и аутизм с задержкой психо-речевого развития.

За уточнением этих нюансов следует нужная в данном случае тактика ведения маленького пациента.

ТЕРАПИЯ

📍Поведенческая терапия.

Основана на поощрении любых форм общения и конструктивного взаимодействия. 

Одна из методик – прикладной анализ поведения (ABA-терапия). Она основана на поэтапном освоении сложных навыков.

📍Коррекция речи, языка. 

Цель логопедических занятий - освоить любые доступные средства коммуникации.

📍Физиотерапия.

📍Медикаментозная терапия. 

Что включает в себя медикаментозная терапия:

🔸стабилизация соматического благополучия малыша

🔸психофармакотерапия (ПФТ). 

Цель ПФТ:

🔻коррекция «нежелательного поведения»

🔻стабилизация эмоционального состояния малыша

🔻предоставление возможности адекватнее воспринимать внешние стимулы, быть собраннее, что позволит учиться и выйти за пределы своего комфортного мира, проявив интерес к окружающему. 

Какие же препараты применяются в рамках ПФТ?

🔹При нарушении поведения – ритуалах, самоповреждении, агрессии, нарушениях мышления и восприятия применяются антипсихотические препараты (нейролептики). 

🔹Для контроля аффективных расстройств показаны антидепрессанты, иногда в сочетании с нормотимиками для коррекции резких эмоциональных и поведенческих скачков. 

🔹Для купирования тревоги и беспокойства, нарушений сна показаны транквилизаторы. 

🔹Cуществует ряд легких успокаивающих препаратов на растительной основе, которые эффективны при незначительных нарушениях сна и психо-эмоциональных расстройствах.

☝🏼 Важно отметить, что психотропные средства отлично сочетаются между собой и имеют дозозависимый эффект. 

Одно и тоже средство в микродозах применяется при кожном зуде, а в больших способно купировать психо-моторное возбуждение.

⚡️Прогноз заболевания.

Прогностически наиболее благоприятными являются формы РАС, не сопровождающиеся умственной отсталостью и тяжелыми речевыми нарушениями. Пациенты этих групп при интенсивной медико-психолого-педагогической поддержке преодолевают большинство симптомов заболевания, относительно успешно адаптируются в обществе, осваивают профессию и занимаются трудовой деятельностью. 

✅ Итоги.

Несмотря на общность черт и проявлений, у каждого своя история развития, как и способы совладания с проявлениями РАС. Потому сказать точно что, кому и когда поможет сложно. 

Cовершенно точно, малыша нужно выводить из «зоны комфорта», стимулируя к коммуникации и использованию речи, устранять психическое возбуждение и напряжение, препятствующее развитию.

❗️Помните, что диагноз ставит квалифицированный врач-психиатр, а дальше уже родители выбирают стратегию лечения и воспитания, исходя из своих возможностей и особенностей своего ребенка.