Рассказывает врач-психиатр Илия Белоус.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа психических заболеваний, которая характеризуется искажением процесса развития с дефицитом коммуникативных способностей, поведенческими и двигательными стереотипиями (устойчивое бесцельное повторение движений, слов или фраз).
🔝ТОП-10 высказываний/вопросов/заблуждений родителей, которые приходят на прием с целью уточнения диагноза РАС.
1️⃣ Нам сказали, у нас РАС, а я не вижу у него аутистических черт: он ласковый и смотрит в глаза.
2️⃣ У моего ребенка нет аутизма – он просто сложный по характеру: хочет отвечает, хочет не отвечает.
3️⃣ Какая форма аутизма у моего ребенка?
4️⃣ Мы справляемся с ним, что может изменить лечение?
5️⃣ На нейролептиках он теряет индивидуальность.
6️⃣ Это моя вина в том, что у моего ребенка аутизм – я много нервничала во время беременности/отдала рано в детский сад.
7️⃣ Это все прививки виноваты?
8️⃣ Нам помогут АВА-терапия, ТМС, БАК-терапия, введение стволовых клеток?
9️⃣ Что будет с моим ребенком в будущем? Когда он станет таким, как все дети?
🔟 Может быть, у моего ребенка не РАС, а задержка в развитии (ЗПР)?
Давайте же развеем основные заблуждения по поводу аутизма.
🩺 Диагностика выполняется методом наблюдения и беседы.
Развитие аутистических расстройств на 64%-91% определяется наследственностью, в связи с этим винить себя, детский сад или прививки смысла нет. Процесс может быть запущен чем угодно: от переезда до банальной ОРВИ.
Например, прививка является стрессом для любого организма, но не у всех возникают явления РАС.
Диагностические критерии РАС.
- Устойчивые дефициты коммуникации и социального взаимодействия.
Такого ребенка родители описывают так: «он сам в себе», «на своей волне», «не нуждается в общении».
Не ощущая потребности в коммуникации, малыш не стремится говорить. Любящие родители и так понимают его с полувзгляда.
- Обедненность/отсутствие речевых средств коммуникации, трудности установления и поддержания взаимоотношений ведут к отгороженности, которая вполне удобна такому ребенку.
- Стереотипии.
В структуре поведения, деятельности, интересов обнаруживается ограниченность и повторяемость элементов.
Необходимо выявление минимум 2️⃣ симптомов из следующих:
✔️моторные/речевые стереотипии;
✔️ригидность поведения, приверженность стабильности (строгое соблюдение маршрутов, выраженная избирательность в еде, определенный порядок расположения предметов в пространстве);
✔️ограниченные аномальные интересы (чаще всего, метрополитен, дорожная техника, механизмы, цифры, иностранный язык).
- Ранний дебют.
Симптомы должны присутствовать в раннем периоде развития.
- Расстройство адаптации, которое ухудшает повседневное функционирование.
Возникают трудности в семейных, школьных, профессиональных отношениях.
А чтобы быть адаптированным, необходимо иметь хотя бы минимальный набор стандартных навыков и умений.
- Симптоматика отлична от олигофрении. Коммуникативные нарушения невозможно объяснить исключительно интеллектуальной недостаточностью. Однако, умственная отсталость часто сочетается с аутистическими нарушениями.
Итак, можно выделить 2 вида аутизма:
🔻«классический» с полной триадой (нарушения социализации, коммуникации/речи, стереотипии)
🔻атипичный, содержащим в себе не все черты.
❗️Стоит упомянуть также и «аутистические черты», когда малыш вполне коммуникабелен, но имеет ряд «странностей», или «причуд»: носит одну и ту же одежду, прыгает на носочках, выстраивает в ряд игрушки.
⚡️Таким образом, важно отличать задержку психо-речевого развития с аутистическими чертами и аутизм с задержкой психо-речевого развития.
За уточнением этих нюансов следует нужная в данном случае тактика ведения маленького пациента.
ТЕРАПИЯ
📍Поведенческая терапия.
Основана на поощрении любых форм общения и конструктивного взаимодействия.
Одна из методик – прикладной анализ поведения (ABA-терапия). Она основана на поэтапном освоении сложных навыков.
📍Коррекция речи, языка.
Цель логопедических занятий - освоить любые доступные средства коммуникации.
📍Физиотерапия.
📍Медикаментозная терапия.
Что включает в себя медикаментозная терапия:
🔸стабилизация соматического благополучия малыша
🔸психофармакотерапия (ПФТ).
Цель ПФТ:
🔻коррекция «нежелательного поведения»
🔻стабилизация эмоционального состояния малыша
🔻предоставление возможности адекватнее воспринимать внешние стимулы, быть собраннее, что позволит учиться и выйти за пределы своего комфортного мира, проявив интерес к окружающему.
Какие же препараты применяются в рамках ПФТ?
🔹При нарушении поведения – ритуалах, самоповреждении, агрессии, нарушениях мышления и восприятия применяются антипсихотические препараты (нейролептики).
🔹Для контроля аффективных расстройств показаны антидепрессанты, иногда в сочетании с нормотимиками для коррекции резких эмоциональных и поведенческих скачков.
🔹Для купирования тревоги и беспокойства, нарушений сна показаны транквилизаторы.
🔹Cуществует ряд легких успокаивающих препаратов на растительной основе, которые эффективны при незначительных нарушениях сна и психо-эмоциональных расстройствах.
☝🏼 Важно отметить, что психотропные средства отлично сочетаются между собой и имеют дозозависимый эффект.
Одно и тоже средство в микродозах применяется при кожном зуде, а в больших способно купировать психо-моторное возбуждение.
⚡️Прогноз заболевания.
Прогностически наиболее благоприятными являются формы РАС, не сопровождающиеся умственной отсталостью и тяжелыми речевыми нарушениями. Пациенты этих групп при интенсивной медико-психолого-педагогической поддержке преодолевают большинство симптомов заболевания, относительно успешно адаптируются в обществе, осваивают профессию и занимаются трудовой деятельностью.
✅ Итоги.
Несмотря на общность черт и проявлений, у каждого своя история развития, как и способы совладания с проявлениями РАС. Потому сказать точно что, кому и когда поможет сложно.
Cовершенно точно, малыша нужно выводить из «зоны комфорта», стимулируя к коммуникации и использованию речи, устранять психическое возбуждение и напряжение, препятствующее развитию.
❗️Помните, что диагноз ставит квалифицированный врач-психиатр, а дальше уже родители выбирают стратегию лечения и воспитания, исходя из своих возможностей и особенностей своего ребенка.