Делегируйте полномочия, четко выстраивайте задачи и позволяйте подчиненным ошибаться, если хотите вырастить яркого лидера. Как еще помочь инициативному сотруднику построить карьеру, читайте в нашем материале.
Из SMM-специалиста в менеджера проектов
Никита Куракин, основатель «АнтиНорма»
Четыре года назад я принял Светлану на позицию сммщика, сейчас девушка —
главный проектный менеджер. Я сразу оценил, что сотрудница инициативная, ответственная и тянется к новым знаниям.
Как развивал нового работника
Отправлял на обучение. Я никогда не экономлю на повышении квалификации сотрудников, отправляю их на лучшие тренинги и семинары на рынке. Потому что потом, подчиненные внедряют в работе трендовые и эффективные инструменты.
Кстати, я не ограничивал Светлану в темах курсов, поэтому кроме маркетинга и управления персоналом она изучала психологию и подходы стратегического мышления.
Стал наставником. Мы регулярно обсуждали текущие задачи, стратегии и планы развития. Я делился своим опытом и поддерживал Светлану в ключевых решениях.
Делегировал полномочия, например, формирование стратегии. Это помогло девушке научиться управлять командой.
Позволял ошибаться. Я не вмешивался, даже если видел, что решения сотрудницы могут принести негативные последствия. Хотел, чтобы та поняла сама, что эффективно для компании, а что нет.
Что получилось
Когда девушка стала руководить отделом трафика, я предложил ей самой сформировать команду. Так она научилась искать и развивать компетентных сотрудников.
В роли проектного менеджера Светлана стала управлять стратегически важными проектами. Она научилась взаимодействовать с другими отделами и «прокачалась» в глубоком понимании бизнес-процессов.
Советую руководителям активно развивать сотрудников, наставлять и поддерживать их — такой подход формирует сильных лидеров внутри организации.
Как мы разглядели бизнес-аналитика во вчерашней студентке
Елизавета Лаврова, гендиректор «Трипитака»
Однажды к нам на собеседование пришла выпускница вуза без опыта работы. Она заметно нервничала: теребила трамвайный билетик и ответила лишь на половину вопросов. Но во время интервью я увидела, что девушка пытается найти решения, нестандартно мыслит и не сдается. В итоге мы обучили ее работе в 1С.
Заметила, что сотрудница ничего не боится, умеет структурировано мыслить и ищет нестандартные решения. И решила ее развивать: делилась опытом, мотивировала обучаться.
Какие инструменты помогли «прокачать» подчиненную
Идентификация
Каждый сотрудник должен понимать, где он находится в рамках компании и чем может быть полезен бизнесу. Мы поговорили о роли и функциях девушки в рамках ее должности.
Иерархия задач
Я всегда говорю сотрудникам и коллегам: «не выполняйте задачу, если не знаете, где она находится». Мы разделили обязанности девушки по степени важности для компании. Расписали, какую функцию несет каждая из задач и какое место занимает в общем потоке работы.
Пример первоочередной задачи операциониста — добавить в базу данных деньги, поступившие на расчетный счет. Это действие важно выполнить быстро, чтобы менеджеры успели вовремя отгрузить товар или закрыть задолженность. Примеры помогают операционисту понять важность и значимость его задач.
Эксперименты, чтобы «оторваться» от ситуации
Каждый раз, когда девушка советовалась со мной, как решить задачу, я предлагала пофантазировать и найти идеальное решение. Например, она спросила: «как закончить проект за неделю, если у нас всего два сотрудника, а нужно четыре?». Я предложила ей размышлять так, будто у нас хватает людей. Потому что освобождение от ограничений в итоге помогает решить реальную проблему.
Каверзные вопросы
Чтобы понять, достигла ли сотрудница нужного уровня знаний, я задавала ей каверзные вопросы, подкидывала неверные ответы. Если она попадалась на удочку, я понимала, что нужно продолжать работать в этом направлении.
Усилили мотивацию с помощью кредита
Однажды девушка попросила меня выдать ей кредит, я согласилась. В итоге теперь компания кредитует ценные кадры по льготным ставкам.
Как складывалась карьера сотрудницы
Девушка прошла тренинги и курсы по оптимизации и программированию в Excel. Быстро изучила все процессы и оптимизировала их с присущей ей смекалкой, а затем стала руководителем операционного отдела.
Твердый характер, обучаемость и умение все структурировать привели ее на должность заместителя финансового директора. После чего она решила двигаться в сторону бизнес-аналитики.
Мы вместе составили карьерный путь
Обсудили, какие знания необходимы бизнес-аналитику и перенесли их на карьерный трек. В точке А указали набор базовых знаний сотрудницы, а в точке Б — желаемую должность. По пути девушка должна была разобраться в двойной записи, научиться собирать данные из различных баз и понимать, как формируются цифры. Для этого она побывала на профильных семинарах и курсах.
В результате сотрудница научилась оценивать стоимость каждого бизнес-процесса, оптимизировать и автоматизировать процессы. Конечно, она получила должность. Теперь наша коллега может легко достать любую информацию из базы данных и так настроить технику, что даже заказчик понимает, как интерпретировать показатели.
Материал по теме: Кейс: выявили самых полезных спецов в команде и замотивировали их еще сильнее
А как вы ищете мотивированных коллег и помогаете им в карьерном росте?