Найти в Дзене
Поговорим о кино

"Анатомия падения"(2023). Фильм не для всех

Оглавление

Сегодня на повестке дня ещё один фильм, претендующий на главный «Оскар». И, судя по всему, у «Анатомии падения» хорошие шансы на победу.

Постер к фильму
Постер к фильму
Напоминаю, что ваше мнение может не совпадать с мнением автора. Автор не имеет цели задеть, обидеть или оскорбить чувства читателей/зрителей. Всем мира🕊

Сразу хочу подчеркнуть важный момент, который поможет вам решить, стоит ли смотреть фильм. Это фестивальное кино, т.е. оно не предназначено для массового зрителя. Вас может не заинтересовать тема (она не так очевидна) или разочаровать концовка (почти наверняка) или то, как он снят (как будто любительский фильм) или его длительность (2,5 часа). Но…обсудим.

📚 Сюжет

Муж популярной писательницы Сандры Войер найден мёртвым с открытой раной головы. Ужасный несчастный случай, самоубийство или чей-то злой умысел? Когда всплывают нелицеприятные подробности жизни супругов, главной подозреваемой становится сама Сандра, а ключевым свидетелем — её слабовидящий 11-летний сын.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

🎫Кто главный герой?

Казалось бы, что за странный вопрос? В описании же всё написано. Очевидно, это Сандра. Да, конечно, весь фильм строится на обвинении её в убийстве и попытках доказать это или опровергнуть. Хотя мы позже с вами разберём, что фильм больше не про убийство, а про семейную драму. Сандра здесь, скорее, как один из участников, а в некоторых моментах - наблюдатель.

Главный герой - сын Даниэль. Он не только ключевой свидетель, но и ключевой персонаж. Мы следим за его внутренней борьбой и как бы вместе с ним (через него) пытаемся понять правду. Кстати, актёр (Мило Машадо Гранер) играет превосходно. Может это новая звезда французского кино?

Именно от решения Даниэля зависит судьба Сандры и его самого. Останется он с мамой или лишится и её. Даниэль пытается понять могла ли мама убить папу. Он задается вопросом: «Почему она это сделала?».

«Если ты везде искал и всё равно не понимаешь, как же это произошло, то, наверное, надо подумать почему, а не как».

В суде он также говорит, что когда он думает о маме, то не представляет, что она могла бы это сделать, а когда думает про отца, то вполне понимает его поступок.

Но так ли это на самом деле? Вот в чём вопрос. Но его оставляют без ответа.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

📽 Как смотреть фильм?

Весь фильм построен на противоречиях и двуязычии. С нами играют в своеобразный пинг-понг. Сначала мы уверены, что Сандра невиновна, затем раскрывается какая-то новая информация и мы уже думаем, что она вполне могла убить мужа, потом опять невиновна и дальше по кругу. К тому же супруги разговаривают на двух языках. Это лишь подчёркивает недопонимание и конфликт между ними. Жалко, что в русском переводе, мы этого не чувствуем в полной мере.

В итоге мы так и не получаем чёткого ответа, что же произошло на самом деле. Хотя весь фильм только и делаем, что пытаемся разобраться в семейных отношениях и что привело к такому финалу (убийству/самоубийству/несчастному случаю).

Надо ли говорить, что победа Сандры не приносит удовлетворения ни ей, ни нам. Она приносит только недосказанность и разочарование, так как никакой ясности нет. И первое, что приходит в голову: «А зачем я смотрела это 2,5 часа? Для чего всё это было?»

Но! Спокойствие, только спокойствие! Не видитесь на эту уловку. Давайте попробуем понять, где мы промахнулись. А может вы уже сами догадались? Я писала подсказку выше. Те, кто не смотрел, тем более читаем.

Итак, взгляните на всё с другой стороны. Не воспринимайте фильм как детектив и тем более, как триллер. Не акцентируйте на этом внимание. Он не об этом и не про то. «Анатомия падения» – семейная драма, завуалированная под детектив. Фильм не следует стандартным правила детектива. Он совершенно точно про отношения. А в таком случае и финал не обязан быть ясным и ярким.

Да, тут присутствует убийство/самоубийство/несчастный случай, большую часть фильма ведётся расследование и заседание, но они какие-то не такие. Заметили? Что с ними не так? А фокус в том, что всё ваше внимание должно быть приковано именно к отношениям супругов. Суд разбирает по косточкам их совместную жизнь. И по ходу дела нам (естественно) раскрывают самые неприглядные её стороны. Что, безусловно, только усложняет ответ на главный вопрос: «кто виноват?» От вас требуется полная концентрация на событиях.

Примечательно, что и сам судебный процесс построен на ощущениях. А где вы видели такой суд? Всё обвинение строится на вопросах по типу: «что вы почувствовали?». А ответы: «мне кажется…», «могу предположить…». Мягко говоря, странно. Но именно ощущения, чувства и важны в данной картине. Ощущения героев и наши с вами.

Фильм медленный (даже местами затянутый), информация подается дозированно и в хаотичном порядке. Поэтому (ещё раз) важно не отвлекаться, иначе можно упустить что-то ценное.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

🤔 Реальность или новая книга Сандры

Я заметила ещё кое-что. Может это и надуманно, но всё же.

Сандра – писательница. И как нам становится известно, она в своих книгах использует реальные события из своей жизни. Её книги – это смесь действительности и выдумки.

Не было ли, при просмотре фильма, ощущения (опять оно), что мы смотрим экранизацию романа Сандры? Как будто читаешь/смотришь выдуманную историю, но в то же время и довольно реалистичную. Даже можно сказать бытовую. Есть в этом что-то, да? Если ещё не смотрели, то обратите на это внимание при просмотре.

Так же флёр нереальной реальности нам усиливает картинка. Фильм в начале выглядит как документалка: тряска камеры, невысокое качество съёмки и блики. Но со временем изображение становится всё более профессиональным и художественным. Надеюсь, вы уловили мысль.

Кадр из фильма. Кстати, этот хороший мальчик получил свою "Пальмовую ветвь".
Кадр из фильма. Кстати, этот хороший мальчик получил свою "Пальмовую ветвь".

🎬 Заключение

«Моя работа заметать следы, чтобы замысел разрушил реальность».

Мне кажется, что это высказывание Сандры раскрывает всю суть картины. Режиссёр Жюстин Трие именно это и сделала. Она настолько хорошо замела следы, что мы не понимаем, где правда, а где вымысел. И оставляет нас Трие на едине со своими чувствами и мыслями. А главный вопрос («кто виноват?») становится неважным. Не в этом суть.

Если вы готовы внимательно наблюдать за семейной драмой (2,5 часа), изучить и вникнуть в «анатомию» их отношений, то смотрите фильм смело.

Всем хорошего кино!🤍

Больше новостей и рекомендаций по фильмам можно почитать на моём канале в Telegram и ВКонтакте.