Паровоз серии СО — Серго Орджоникидзе — один из самых распространённых советских паровозов. Как и когда он был создан, как выглядел и какой мощностью обладал? Об этом рассказываем сегодня в статье.
Как появился паровоз серии СО?
В начале 1930-х годов промышленность Советского Союза переживала бурный рост. Основной вид транспорта СССР — железнодорожный — также оказался вовлечён в этот процесс. В то время проводился капитальный ремонт путей, росли скорости и веса грузовых поездов. На линиях, прошедших реконструкцию, начали работать паровозы серии ФД с осевой нагрузкой в 20 тонн, к серийной постройке которых в 1933 году приступил Луганский паровозостроительный завод. А на магистралях, не подвергшихся модернизации, основной тяговой единицей оставались паровозы серии Э — они имели осевую нагрузку в 16-17 тонн, которая уже не соответствовала новым требованиям.
Возможности усиления паровозов серии Э с сохранением осевой формулы 0-5-0 были исчерпаны. Поэтому было принято решение приступить к созданию нового типа паровоза с осевой нагрузкой в 17,5 тонн. С появлением такого локомотива можно было бы повысить скорость движения и вес поездов, тем самым увеличить пропускную способность нереконструированных железнодорожных участков. При этом новый паровоз должен был помещаться в существующих депо и на поворотных кругах, а также иметь возможность строиться на действующих паровозостроительных заводах. Эскизный проект локомотива, удовлетворяющего всем этим требованиям, с осевой формулой 1-5-0 был разработан в 1933 году в Институте реконструкции тяги НКПС. Автором проекта был инженер Иван Егорович Герман. Детальная проработка и рабочие чертежи были выполнены на Харьковском паровозостроительном заводе под руководством инженера Павла Михайловича Шаройко.
Для новинки была использована практически без изменений экипажная часть паровоза серии ЭМ с добавлением бегунковой тележки (однотипной с тележкой паровоза серии ФД). Это позволило установить котёл гораздо большей, по сравнению с паровозом серии ЭМ, мощности, что существенно улучшило тяговые характеристики нового локомотива.
Первый такой паровоз был построен в ноябре 1934 года на Харьковском паровозостроительном заводе. Согласно традиции 1930-х годов новинке присвоили серию СО17 — в честь народного комиссара тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Цифра 17 обозначает осевую нагрузку.
При испытаниях выяснилось, что при высоких форсировках локомотив развивал максимальную мощность 2000 л. с. Паровоз серии СО17 оказался более чем в 1,5 раза мощнее паровоза серии ЭМ.
В Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге можно увидеть один из экземпляров локомотива серии СО17 — товарный паровоз СО17-2413.
Товарный паровоз СО17-2413
Паровоз СО17-2413, представленный в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге, построен Красноярским паровозостроительным заводом в октябре 1948 года. Заводской номер паровоза: 5017. При выпуске с предприятия паровоз был украшен символикой, посвященной XXX-летию комсомольской организации. К сожалению, часть символики в процессе эксплуатации паровоза оказалась утрачена.
После постройки паровоз поступил на Пермскую железную дорогу. В августе 1955 года он был передан на Кировскую железную дорогу (в 1959 году объединена с Октябрьской железной дорогой) в депо Волховстрой. В августе 1959 года СО17-2413 оборудовали нефтяным отоплением. С октября 1961 года локомотив работал в депо Псков, откуда в марте 1965 года был отправлен в запас. Он хранился сначала на территории депо, а затем с 1967 года — на базе Ундукса.
Паровоз СО17-2413 был исключён из инвентарного парка МПС в августе 1986 года. После списания машина была передана для разделки в металлолом в локомотивное депо Малая Вишера, однако местные ветераны решили установить её на постамент у себя в депо, что позволило сохранить паровоз. До начала 1990-х годов паровоз так и простоял на территории депо Малая Вишера, постепенно лишаясь деталей и запасных частей. В 1992 году паровоз был передан Центральному музею Октябрьской железной дороги и экспонировался на музейной площадке на станции Шушары, а затем, с 2001 по 2016 год, — в музее на бывшем Варшавском вокзале Санкт-Петербурга. Сегодня этот локомотив можно увидеть в нашем музее.
Приходите в Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге, чтобы увидеть паровозы серии СО и другие легендарные и впечатляющие экспонаты. Узнать подробности о нашем музее и купить билет можно на официальном сайте.
Посмотреть архивные материалы из фондов музея и 3D-модели экспонатов и послушать аудиоэкскурсии можно в нашем уникальном приложении «Цифровая платформа Музея железных дорог России»: