Цель стартапа - это выяснить что нужно клиентам и как можно быстрее создать это.
За последнее время я насмотрелся на интересных людей, которые пишут бизнес-планы и ходят по инвесторам в попытках получить денег на создание своего стартапа. Их бизнес-план похож на запуск ракеты. Чуть отклонился на ранней стадии и все! Улетел в молоко. Как им денег дают, я не понимаю…
За много лет разработки разных продуктов я понял, что делая предположения о том, чего хотят наши клиенты, очень легко ошибиться. Также очень легко сделать то, что не имеет никакого значения. Поэтому самые полезные знания мы получаем только в результате опытов и экспериментов над реальными пользователями.
- Ставьте опыты над пользователями. Быстро выпустили фичу, посмотрели как ей пользуются, как реагируют, собрали метрики.
- Подумали, почему все произошло именно так, а не иначе. Этому есть логичное для клиентов объяснение. Для вас это может оказаться удивительным открытием.
- Если можно сделать эксперимент без денег, то делаем!
Как сделать эксперимент без разработки?
Приведу пример. Допустим, вы разрабатываете приложение для подбора ресторанов в вашем городе на основе машинного обучения.
- Прежде чем вообще писать и разрабатывать что-то, сделайте одностраничник.
- Сделайте на нем простую форму ввода, где человек вводит свой запрос.
- Получите его сообщение, обработайте его руками.
- Напишите ему ответ, как будто вы и есть та самая нейросеть.
- Соберите с клиента обратную связь о вашем ответе.
- Проанализируйте его ответ и сделайте выводы.
- И лишь после того, как вы начнете попадать в цель со своим ответом, можете приступать к разработке продукта.