Восточная часть Золотой Орды обособилась от нее одной из первых, распавшись сразу на Сибирское и Узбекское ханства. В первом на тот момент правила династия Тайбугинов, которая имела местное, а не чингизидское происхождение. Во втором до поры, до времени доминировали Шибаниды – потомки одного из младших братьев Батыя.
Но затем последние проиграли борьбу конкурирующей линии ханов, после чего часть рода вторглась в Среднюю Азию, а другие ушли в Сибирь. «Другие» – это, прежде всего, Кучум и его семья, которые выиграли тяжелую междоусобную войну и подчинили ханство. Многие, вероятно, были недовольны их появлением, что частично и стало причиной грандиозного успеха Ермака.
Но разгром Сибирского ханства и потеря столицы еще не означали окончательной победы казаков и России. Кучум скрылся и продолжил борьбу, восстановив свою власть на значительной части владений. Как восточный правитель, он имел немало детей, и некоторые из них попали в плен к русским. Первый раз это произошло после решающей битвы на Чувашском мысу 1582-го года, второй раз – в стычке при озере Чили-Куль в 1591-м, третий – в 1598-м, в бою при речке Ирмени.
С ними хорошо обращались и одаривали богатой одеждой – на этот счет сохранилась целая опись. Позже их отправили в Россию, где предоставили поместья в Ярославле и других городах, дав право носить титул царевичей сибирских. В 1599-м, еще при жизни отца, царевич Абдул-Хаир принял православие и с тех пор стал известен, как Андрей Кучумович. В разное время крестились и другие его братья и сестры.
Впрочем, сохранивший исламскую веру внук Кучума по имени Арслан решил обосноваться в Касимове. Здешний хан Ураз-Мухаммед во время смуты был лишен жизни Лжедмитрием. И тогда многие касимовцы били Арслану челом и были приняты на его службу.
В 1612-м году царевич примкнул ко второму ополчению и участвовал в освобождении Москвы вместе с Пожарским и Мининым. В награду за это через два года его назначили касимовским ханом. Кучумовичи правили этим вассальным государством вплоть до его упразднения в 1681-м году.
Другая линия этого рода несла службу в столице. Как чингизиды по своему рангу они были даже выше московских бояр. Однако, высоким политическим влиянием не обладали, поскольку дарованные им поместья были не так уж богаты. Тем не менее, их присутствие подчеркивало высокое положение Романовых в татарском мире, их статус «царей над царями».
Впрочем, лишь наиболее именитые из Кучумовичей сохранили титул царевичей сибирских. Они роднились с благороднейшими дворянскими родами – Долгоруковыми, Голицыными, Нарышкиными. Одна из царевен вышла за Мартемьяна Нарышкина, дядю Петра I.
Несмотря на свою близость к правящей династии, главная линия семьи в начале 18-го века оказалась впутанной в неприятную историю. За поддержку наследника престола Алексея Петровича Василий Алексеевич Сибирский лишился многих земель и титула – его потомков позднее помиловали и вернули владения, но уже стали считать князьями, а не царевичами.
Князья Сибирские в 19-м веке нередко становились сенаторами и генералами. Александр Александрович, известный археолог и нумизмат обычно называется последним из них. Считается, что после его ухода из жизни в 1879-м году род пресекся. Однако, это не так: просто к концу столетия самые именитые из Кучумовичей обеднели и жили, чаще всего, далеко от столицы.
Например, Александр, старший сын последнего князя Сибирского, был военным инструктором в Иране, после революции перешел в ислам и даже женился на дальней родственнице шаха. А вот его сын Василий на стороне белых принимал участие в Гражданской войне, воевал вместе с атаманами Красновым и Шкуро.
Затем он эмигрировал, но вернулся в СССР в 1942-м году, чтобы сражаться с нацистами. После победы ему не стали прощать все прежние грехи «гражданки», но проявили снисходительность за возвращение в трудный момент, дав «всего» восемь лет лагерей. После освобождения князь жил на пенсию и занимался пчеловодством.
Его внук Игорь Сибирский является достаточно известным инженером-ядерщиком. В числе прочего, участвовал в строительстве атомной электростанции в Бушере. Формально, именно он сейчас является главой княжеского дома и наиболее известным из потомков Кучума.