Особенностью сложившейся во Франции после Второй мировой войны политической системы можно признать то, что она формировалась в основном под влиянием тех сил, которые принимали участие в освободительной борьбе против немецкой оккупации. При этом сами эти силы могли быть изначально неоднородными, что являлось предпосылкой их соперничества в дальнейшем. С одной стороны выступали сторонники генерала Ш. де Голля, руководившего организацией «Сражающаяся Франция». Их идеалом можно признать традиционное национальное государство с сильной центральной властью. С другой стороны, за время войны во Франции существенно возросло влияние Коммунистической партии, которая ориентировалась на защиту не столько национальных, сколько классовых интересов.
Экономика Франции серьёзно пострадала во время войны. Однако стране удалось получить значительную эконмическую помощь в рамках американского плана Маршалла. Уже в 1948 г. по объёму производства Франции удалось превысить довоенный уровень. Наряду с традиционными отраслями промышленности активно развивались новые, например автомобилестроение, химическая промышленность. Можно отметить увеличение доли тяжёлой промышленности. Франция была развитой индустриальной державой, использующей достижения начинавшейся научно-технической революции.
При этом ряд крупных отраслей промышленности был национализирован. На предприятиях создавались комитеты, в которые входили представители рабочих. Большое внимание уделялось планированию в области экономики. Возросло вложение капитала на внутреннем рынке. Государство стремилось оказать поддержку сельскому хозяйству, предоставляя ссуды на льготных условиях.
Можно говорить об успехах в социальной политике. Был введён минимальный уровень оплаты труда, который корректировался в зависимости от прожиточного минимума. Рабочие были охвачены системой социального страхования, выплачивались пенсии по инвалидности и старости. Рабочие имели право на оплачиваемый отпуск, государство брало на себя ответственность за борьбу с безработицей.
Однако период IV республики нельзя назвать временем социальной стабильности. Можно отметить существенный рост стачечного движения, который охватил, в том числе и национализированные предприятия. Главным требованием рабочих было повышение заработной платы. Бастующим удалось добиться отдельных успехов. Однако правительство постепенно начало переходить к либерализации экономики. Субсидии в пользу национализированных предприятий стали сокращаться, что вновь приводило к недовольству рабочих. Стремление правительства сократить дефицит бюджета также приводило к росту налогообложения.
В области внешней политики также можно говорить о предпосылках для противоречий и назревания кризиса. Франция вошла в число держав победительниц Второй мировой. В условиях начавшейся в мире Холодной войны Франция готова была оказать поддержку США, фактически включившись в противостояние с СССР. В 1949 г. страна стала членом нового военно-политического блока НАТО. Весьма показательно, что на французской территории были размещены не просто американские военные базы, но и штаб-квартира Альянса.
Можно отметить активную политику Франции в вопросе европейской интеграции, причём готовность к сотрудничеству распространялась и на Германию (ФРГ), которая совсем недавно была главным врагом. В 1951 г. Францией и рядом других европейских стран был подписан договор о создании Европейского объединения угля и стали. Это должно было стать первым шагом на пути создания общеевропейского рынка, свободного от таможенных барьеров.
Важно отметить, что курс на тесное сотрудничество с НАТО и США вызвал критическое отношение у различных политических сил внутри страны. Вполне ожидаемо противником этого курса стали коммунисты, которые видели в нём политику, проводимую в интересах крупного капитала, а не французского народа. Коммунистическая партия Франции (ФКП) выступала за развитие отношений с СССР.
Однако с настороженностью относились к правительственному курсу и сторонники генерала де Голля, объединившиеся в движение «Объединение французского народа» (РФП). Они видели угрозу потери страной суверенитета и выступали за более независимую внешнюю политику. При этом голлисты традиционно негативно воспринимали и коммунистов, именно с позиции внешнеполитических интересов Франции. ФКП фактически открыто предъявлялись обвинения в том, что они работают на интересы иностранной державы – СССР.
Отдельно стоит выделить вопрос колониальной политики, который впоследствии станет важным для развития кризиса. Период после Второй мировой стал временем начала распада колониальной системы. Франция уже в ходе войны утратила контроль над многими из своих колоний. Однако впоследствии Франция попыталась восстановить свою власть в колониях, что привело к масштабным боевым действиям в Индокитае. По идеологическим соображениям против этой войны и вообще сохранения колоний выступали коммунисты. Однако значительная часть населения готова была также выступить против колониальных войн в силу того, что они приводили к гибели солдат и существенным финансовым расходам.
Если в большинстве колоний французы выступали преимущественно лишь в роли администраторов, и их численность в сравнении с коренным населением была минимальной, то совсем иная ситуация складывалась в Алжире. Эта территория колонизировалась Францией уже с первой половины XIX в., французское население составляло более миллиона человек. Соответственно, если по вопросу о предоставлении независимости многим колониям в обществе мог быть сравнительно легко достигнут консенсус, то аналогичная возможность относительно Алжира рассматривалась частью французского социума как весьма болезненная проблема.
В соответствии с Конституцией 1946 г. Франция была парламентской республикой. Национальное Собрание избиралось на всенародных выборах, и оно же формировало вторую палату Парламента – Совет Республики. Совет министров нёс ответственность перед парламентом. Должность Президента в этой системе была предусмотрена, но он также избирался Парламентом и выполнял преимущественно представительские функции.
О неустойчивости сложившейся системы может свидетельствовать то, что правительство пыталось отстранить от управления наиболее влиятельные политические силы. Из состава правительства были выведены находящиеся там коммунисты. Дополнительно ситуация осложнялась тем, что этот шаг был во многом сделан под давлением США, которая с этим условием связывала предоставление экономической помощи.
Недовольство сложившейся системой высказывала и другая влиятельная сила – РПФ де Голля. Голлисты полагали, что слабая центральная власть, зависимая от партий, ведёт к неизбежной нестабильности. Ш. де Голль уже с момента создания Четвёртой республики фактически выступал за отмену Конституции и формирование новой системы управления, которая отличалась бы сильной государственной властью, независимой от партий. При этом голлисты говорили о необходимости использовать только легальные методы политической борьбы. Они надеялись, что после роспуска Национального Собрания смогут получить большинство на выборах и инициировать принятие новой Конституции.
Стремление ограничить влияние на политическую систему коммунистов и голлистов привело к формированию, так называемой, коалиции «Третьей силы». В неё вошли Социалистическая партия (СФИО), Народно-республиканское движение, а также Радикальная партия, занимавшая центристские позиции. Успехом коалиции можно признать, что к ней присоединилась часть РПФ, что вынудило де Голля в 1953 г. заявить о своём временном уходе из политики. Однако коалиция оказалась неустойчивой, входившие в неё политические силы не могли прийти к согласию по множеству вопросов.
Французские войска в 1954 г. потерпели сокрушительное поражение во Вьетнаме и вынуждены были отказаться от планов по сохранению колоний в Индокитае. Лишилась Франция также колоний в Индии, согласилась в 1956 г. на независимость Туниса и Марокко.
Наиболее болезненным продолжал оставаться алжирский вопрос. Активные действия повстанцев начались осенью 1954 г., борьба происходила с переменным успехом. Сильное воздействие на французское общество оказал переход к тактике городского террора против европейского населения в алжирских городах. На этом фоне правительство всё больше стремилось к нахождению компромисса с восставшими, проведению переговоров с Фронтом национального освобождения. Рассматривался также вариант урегулирования кризиса с помощью посредничества Великобритании и США.
Однако такая политика вызвала возмущение со стороны французского постоянного населения Алжира и армии. Генерал Р. Салан стал во главе Комитета общественной безопасности. Требования этой организации не ограничивались продолжением войны в Алжире, но включали и необходимость изменения политической системы, принятия новой конституции. Новым премьер-министром генералы видели Ш. де Голля. Военные были готовы использовать для достижения своих целей даже высадку десанта верных им частей в Париже.
Сложной продолжала оставаться ситуация и в области сугубо внешнеполитических действий. Франция в 1956 г. совместно с Великобританией и Израилем приняла участие в военной операции против Египта, стремясь добиться отказа от национализации Суэцкого канала. Однако закончилось всё уходом англо-французского десанта.
Правительство IV республики поддерживало планы по созданию европейского оборонительного сообщества, которые предусматривали передачу контроля за французскими вооружёнными силами общеевропейским структурам. В данном случае вновь можно отметить, что подобная политика критиковалась как со стороны коммунистов, так и голлистов, хоть и на различной идеологической основе. Сторонники де Голля опасались утратой Франции суверенитета, излишнего контроля со стороны США.
Если говорить о внутренних изменениях, то можно указать на постоянное повышение цен, дефицит бюджета и проблемы с внешнеторговым балансом. В этих условиях правительство сделало ставку на сокращение вмешательства государства в экономику, при этом допуская сокращение скорости модернизации. Сокращение вложений капитала со стороны государства приводило к промышленному спаду, что неизбежно повышало уровень безработицы. Повышение минимальной заработной платы, хотя и производилось, не могло в полной мере компенсировать последствия инфляции. В 1954 г. была введена специальная добавка к минимальной оплате, но при этом общее повышение зарплаты было заблокировано. Была оказана поддержка самым малооплачиваемым категориям рабочих, но это не привело к усилению лояльности пролетариата в целом.
Хотя де Голль временно отказался от участия в политической жизни, его сторонники сохранили свои позиции в Национальном Собрании как «социальные республиканцы». Однако внутри голлистов также не было единства. Для этого объединения главным спорным мое6нтом стала возможность сотрудничества с правящим режимом. М. Дебре предлагал делать ставку на нахождение в оппозиции, которое должно было закончиться крахом слабого правящего режима. Ж. Сустель полагал, что голлизм вполне может быть вписан в систему политического управления страной. На общем фоне партийных проблем гораздо большей степенью солидарности отличалась ФКП, но коммунисты не могли надеяться на завоевание симпатий большей части общества.
Сторонники де Голля, социальные республиканцы, уже в 1957 г. начали активизировать агитацию в поддержку своего лидера. Однако во многом возможность прихода де Голля к власти оказалась связана с тем, что в нём увидели своего сторонника представители ультраколониалистской позиции, выступавшие против предоставления Алжиру независимости и значительная часть генералитета, придерживающаяся схожих позиций. Сыграло свою роль и то, что один из ближайших сторонников де Голля Шабан-Дельмас руководил министерством обороны. Весной 1958 г. голлистам удалось наладить достаточно тесные связи с генералами и с руководством ультраколониалистов.
Поводом для начала открытого противостояния стало назначение главой правительства П. Пфлимлена, который выступал за переговоры с алжирскими повстанцами. 13 мая в столице Алжира начался мятеж, который был поддержан расквартированными там десантными войсками и рядом генералов. Успехом сторонников де Голля можно считать то, что они убедили созданный мятежниками Комитет общественного спасения обратиться к де Голлю с просьбой возглавить правительство, которое смогло бы сохранить гражданский мир в стране. Таким образом, де Голлю удалось добиться ситуации, в которой не он мог получить власть на определённых условиях, а наоборот получил возможность сам выдвигать условия, на которых соглашался взять на себя ответственность за разрешение кризиса.
Стоит обратить внимание на те условия, которые были выдвинуты де Голлем. Неограниченные полномочия в разрешении кризиса в Алжире должны были привлечь одновременно, как сторонников борьбы с арабскими повстанцами, так и тех, кто готов был рассматривать вариант мирных соглашений. Но если это требование касалось решения конкретной проблемы, то наделение правительства учредительной властью для разработки новой конституции показывает, что де Голль изначально выступал не за урегулирование кризиса в рамках существующей политической системы, а за её трансформацию.
Важно отметить реакцию на действия де Голля и его сторонников со стороны иных политических сил. Хотя правительство получило формально самые широкие полномочия для поддержания порядка, в реальности оно не решилось предпринять активные действия, осталось пассивным, даже когда мятеж распространился на Корсику. Это свидетельствует о том, что и в правительственных кругах многие рассматривали вариант передачи власти де Голлю как наилучшее завершение кризиса. Удалось де Голлю наладить контакт и с частью руководства основных партий страны. Особенно актуальным это было в ситуации, когда единственной политической силой, открыто выступившей против мятежников, стали коммунисты и социалисты. Однако нужно понимать, что левые выступали именно против усиления власти военных, но никак не за Четвёртую республику саму по себе. Сказалось и сохранившееся размежевание между коммунистами и СФИО, в которой многие рассматривали де Голля, как лучшую альтернативу усилению позиций ФКП.
Сам де Голль при этом продолжал действовать так, чтобы привлечь на свою сторону людей с различными политическими взглядами. С одной стороны, он фактически одобрил действия руководителей мятежников, заявив, что они начали действовать ради восстановления порядка. Однако одновременно с этим де Голль неоднократно подчёркивал в своих заявлениях, что он не собирается ограничивать привычные демократические свободы. Также он напоминал про свой прежний опыт пребывания у власти, как про период проведения важных социально-экономических реформ. Тем самым де Голль давал надежду, что его политика и в будущем будет социально ориентированной.
Ещё до получения фактических полномочий де Голль начал действовать как глава правительства, начав формирование собственного кабинета. После отставки главы правительства Пфлимлена президент Р. Коти 29 мая выпустил обращение к Парламенту, в котором говорилась о необходимости передачи власти де Голлю, для того, чтобы последний сформировал правительство «общественного спасения», выведя тем самым страну из кризиса. В случае если бы Парламент не прислушался к этому предложению, президент также бы уходил в отставку. Таким образом, можно сказать, что де Голль успешно использовал для прихода к власти особенности политической модели Четвёртой республики. Формально его приход к власти происходил в правовом поле и в рамках существующей политической модели.
Однако в своей речи к Национальному Собранию де Голль вновь подчёркивал необходимость не только получения новым правительством чрезвычайных полномочий на определённый срок, но и принятия новой Конституции, что подразумевало смену политической системы. На обсуждении в Собрании прозвучало немало критики в адрес де Голля, которого обвиняли в том, что он заставляет принять свою кандидатуру под угрозой военного переворота. По итогам прошедшего 1 июня голосования за назначение де Голля главой правительства проголосовали 329 депутатов, против 224. Преимущественно против выступили коммунисты и часть социалистов. Можно сказать, что де Голль пришёл к власти, используя демократические механизмы, при этом его поддержка со стороны различных политических сил была достаточной, но не абсолютной.
Национальное Собрание утвердило предложенные де Голлем законопроекты, и после этого было распущено. Формально завершением истории Четвёртой республики мы можем считать проведение 28 сентября 1958 г. Конституционного референдума. Его результаты, а почти 80% голосов было подано за принятие новой Конституции, свидетельствовали о том, что де Голлю удалось в значительной степени консолидировать общество. Референдум стал своего рода общественным признанием лидерства де Голля. Формально это нашло подтверждение на декабрьских выборах Президента, где де Голлю было отдано 75% голосов.
Важнейшим структурным изменением можно признать принятие новой Конституции. Конституция отражала идеи де Голля о том, что при сохранении принципа разделения властей государство должно сохранять всю полноту полномочий, которые позволили бы ему эффективно защищать национальные интересы. Олицетворением этой функции должен был стать президент, играющий роль своего рода национального арбитра. Стоит отметить, что эта роль усилилась после того как в 1962 г. были приняты поправки к Конституции, в соответствии с которыми Президент избирался уже не выборщиками, а на прямом всенародном голосовании. Срок исполнения президентских полномочий составлял 7 лет.