Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Работа с чувством дефективности в моей практике

Продолжаю тему предыдущей статьи.

Дефективность я называю чувством, потому как такая оценка себя основана на эмоциях, а не на фактах.

В когнитивно-поведенческой психотерапии часто упоминается о таком когнитивном искажении как эмоциональное обусловливание: если я так чувствую, значит так и есть. Вот человек чувствует сильный стыд из-за череды каких-то ситуаций и считает себя никчёмным: "если бы со мной было всё в порядке, со мной этого не случилось бы".

На самовосприятие влияют и такие когнитивные искажения, как чёрное - белое мышление по принципу "всё или ничего", обесценивание, селективное восприятие (когда внимание фиксируется только на неудачах).

При работе в когнитивно-поведенческом подходе мы с клиентом составляем концептуализацию его проблемы: что является активирующим событием чувства дефективности, какие глубинные убеждения лежат в основе, какие правила создаёт клиент, чтобы не чувствовать себя дефективым - компенсаторные стратегии (пытается заслужить одобрение, избегает конфликтов, стремится выглядеть и всё делать идеально, избегает взаимодействия, а может, напротив, ведёт себя вульгарно, не считая себя частью этого общества и т.п.), помогают ли ему его стратегии или, наоборот, загоняют проблему вглубь.

Концептуализация помогает клиенту на наглядном примере понять, что он делает не так, что он каждый раз действует по шаблону, который не работает.

Потом мы с клиентом планируем поведенческие задания, направленные на изменение его стереотипа восприятия и поведения.

Метод EMDR помогает проработать психотравмы и укоренившиеся установки с помощью движений глаз. Постоянно применяю его в своей практике. Он позволяет обойти психологические защиты в виде рационализации, дереализации, отсутствия чувств.

-2

Часто клиенты говорят, что головой всё понимают, но эмоции всё равно захватывают их и отбрасывают в прежний сценарий.

Так вот, метод EMDR прекрасно помогает снизить эмоциональный отклик на травматическое событие и изменить представление о себе или ситуации.

С одной клиенткой мы начали консультацию с того, что ей сложно озвучить свои потребности мужчине. В ходе проработки движениями глаз этого запрета на выражение своих потребностей, мы вышли на воспоминания о её юности, когда мама постоянно обесценивала достигнутое, обвиняла в эгоизме. Когда мы проработали этот пласт информации, клиентка сказала, что воспоминание уже не вызывает прежних ярких эмоций и она чувствует уверенность в себе и самоценность, ушёл блок говорить "нет" и вообще соглашаться на то, что не нравится.

В схема-терапии на подобии КПТ составляется концептуализация проблемы клиента в виде её схематичного изображения: активирующее событие, в каком детском режиме клиент находится в этот момент (в режиме уязвимого, рассерженного, упрямого, капризного ребёнка, например), какой поведенческий копинг запускается (капитуляция, избегание, гиперкомпенсация), какие схемы активируются (покинутость, зависимость, недостаток самоконтроля и т.п.), к чему это приводит.

В результате клиент приходит к выводу, что у него имелась некая субъективно значимая потребность, которую он пытался удовлетворить неадаптивным способом. Научаясь определять эмоциональные состояния и потребности своего внутреннего ребёнка, клиент учится правильно заботиться о своих потребностях, он находит опору в себе и становится любящим взрослым для своего внутреннего ребёнка. Клиент считается исцелившимся, когда чувствует в себе способность к здоровой автономии, умеет выявлять потребности своего внутреннего ребёнка, удовлетворяя их таким образом, чтобы соблюсти баланс между счастьем ребёнка и требованиями внешней среды. Крен в одну или в другую сторону приводит к дезадаптации.

Например, человек с базовой схемой "дефективность" и чувством стыда имеет большую потребность в принятии. Когда-то давно он решил, что принятие нужно заслужить, и стал много делать для других, но мало для себя, ставить потребности других гораздо выше собственных, подчиняться, избегать конфликтов - так сформировались его вторичные схемы "самопожертвование" и "покорность". Однако жертвуя своими потребностями ради других, такой человек не находит удовлетворения, постепенно у него нарастает чувство использованности, злости. В виду того, что он запрещает себе проявлять злость открыто, она проявляется в виде пассивной агрессии или избегания. И женщина, например, предпочитает отвергнуть мужчину, вместо того, чтобы начать выстраивать отношения на балансе "давать - брать". Адаптивный взгляд на жизнь в данном случае - каждый человек имеет равные права на удовлетворение своих потребностей и выражение своих желаний и чувств.

При работе со схемой "дефективность" в схема-терапии важно развить у клиента способность к самопринятию. Это достигается с помощью когнитивной реструктуризации, эмпатической конфронтации, техники ограниченного родительства (реперентинг), переписывания в воображении травматического события (рескриптинг) и других.

Суть реперентинга - дать клиенту опыт принятия и понимания себя через это принятие. Психолог должен хорошо чувствовать клиента и отражать ему эти чувства и неадаптивные паттерны, быть заботливым и внимательным к его потребностям. При этом, чтобы терапевтический альянс не был разрушен, психолог обозначает пределы - что он готов сделать для клиента, а что нет. Фрустрация клиента, которая при этом неизбежно возникает, призвана развить его устойчивость к разочарованию и самодисциплину, обратить внимание клиента на то, как обстоят дела с его собственными границами.

Суть рескриптинга. Когда человек погружается в воображении в травматичную ситуацию детства в сопровождении "проводника", транслирующего поведение здорового взрослого, то обнаруживает, что это не он "неправильный", а что его неправильно воспитывали, у него появляется возможность изменить смысл произошедшего.

К тому же схемы, которые сформировались у клиента на основе этих неадекватных ситуаций замещаются более здоровыми схемами. При этом представление травматичного события сводится к минимуму. Главная цель - активное изменение той ситуации в воображении.

Исследования головного мозга человека показали, что наш мозг реагирует на воображаемые события практически так же, как на реальные. Источник забывается, а информация остаётся.

Эффективность этих подходов доказательна и поэтому именно их я выбрала в качестве инструментов помощи своим клиентам. Эти же подходы помогли мне в проработке собственных травм и я вижу результат.

Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, КПТ EMDR Схематерапия

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru