Программное содержание:
- продолжать обучать элементарным основам безопасности, формировать навыки поведения с незнакомыми людьми на улице, дома;
- развивать диалогическую речь, мышление, воображение; воспитывать сознательное отношение к своей жизни и её безопасности.
Оборудование: проектор, части лица для составления фоторобота, рисунки — раскраски с изображением сумки, нож — пунктирной линией, карандаши цветные, наглядно — демонстрационный материал (картинки, изображающие незнакомцев в ситуации на улице и около дверей), условные карты — схемы, зеленое и красное игровое поле, мяч.
Ход проведения занятия по безопасности
Приветствие
Я — твой друг и ты — мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Постановка проблемной ситуации
Воспитатель (В.). Ребята, сегодня от наших друзей Зайки Фильки и Лисички Лильки пришло тревожное электронное послание. Давайте посмотрим. (На экране появляются герои журнала «Уроков безопасности — учимся, играя с Филькой и его друзьями».).
«Здравствуйте, дети. Вчера вечером мы играли во дворе дома. К нам подошёл неизвестный дядя, предложил нам конфету и попросил пройти с ним, чтобы покататься на новом автомобиле. Филька хотел было согласиться. Но я сказала, что у незнакомых людей мы ничего не берём, схватила Фильку за руку и мы убежали домой. Филька обижается на меня, ведь конфета, наверняка, такая вкусная, да и на машине прокатиться очень хотелось. Правильно ли мы поступили? Что нужно делать теперь? Будем ждать ваших указаний и находиться на связи».
Беседа
В. Ребята, правильно ли поступили Филька и Лилька? Почему? (Ответы детей.) Кто такой незнакомец? (Человек, которого мы не знаем.)
В. Конечно, большинство людей не желают ничего плохого, добры к окружающим. Но бывают ситуации, когда незнакомые люди могут быть опасны.
Как вы считаете, чем может быть опасен незнакомец? (Ответы детей.)
Кто такие люди, творящие зло? (Воры, бандиты, обманщики, разбойники.)
Как вам кажется, как может выглядеть незнакомец? (Ответы детей.)
В. На самом деле, на первый взгляд тяжело определить, какие мысли у чужого человека. Внешне он может казаться милым, доброжелательным. Поэтому, нужно быть осторожным. Осторожность — это не трусость, а безопасность.
Игра «Свой, чужой»
В. Мы поиграем в игру. Я вам буду бросать мяч, называя людей. Если вы знаете их, то ловите мяч и говорите: «Свой». Если не знаете, то — «Чужой».
(Пешеход, папа, бабушка, сантехник, электрик, сестра, дедушка, мама, почтальон, ваша тётя.)
В. Итак, мы определили, кто является своим, а кто — чужим.
Ситуации с незнакомцем
В. А сейчас представим ситуации, похожие на ситуацию Фильки и Лильки и определим, что нужно делать, а что нельзя.
На двух столах имеются сюжетные картинки. На одном — незнакомый человек подходит к ребёнку на улице, пытается увести, предлагает конфеты, подарки, на другом — в дверь звонит незнакомец. К каждой иллюстрации прилагаются рисунки-схемы, которые символизируют действия:
1) отказаться от угощения, кричать: «Это не мой папа», драться, постараться вырваться и убежать; брать угощения, разговаривать, идти или ехать с незнакомцем;
2) посмотреть в глазок, спросить «кто там?», сказать, что мама просила не беспокоить, отойти от двери и позвонить родителям; открывать дверь, разговаривать и отвечать на вопросы. Два игровых поля: зелёное и красное. Дети делятся на две команды.
В. Перед вами картинка, на которой изображён незнакомец. Имеются рисунки-схемы. Выберите те, которые определяют, что надо делать в данной ситуации и выложите на зелёное игровое поле, а те рисунки-схемы, которые определяют, что нельзя делать в данной ситуации, выложите на красное игровое поле.
Взаимопроверка (короткое обсуждение)
Ситуация-упражнение «Телефонный разговор»
В. Ребята, вы слышите, звонит телефон? Никита, представь, что ты один дома, ответь. А мы, ребята, послушаем, как отвечает Никита на звонки.
— Здравствуй, мальчик, как тебя зовут?
— Есть ли родители дома?
— Где ты живёшь?
— Ты любишь животных? У меня есть маленький щенок, хочешь с ним поиграть? Я скоро приеду (Короткое обсуждение разговора.)
Составление портрета незнакомца «Фоторобот»
В. Ребята, мы сейчас знаем, как надо вести себя при встрече с незнакомцем. А что же нужно делать теперь нашим друзьям Фильке и Лильке? (Предположения детей: сообщить родителям, в милицию, составить фоторобот и найти преступника.)
В. Посмотрите, на экране опять появились Филька и Лилька.
«Ребята, мы сообщили в милицию. Затем повсюду развесили объявления по нашим показаниям. Просим вас помочь составить фоторобот по особым приметам. Мужчина приятной наружности, добрые голубые глаза, милая улыбка, на носу большая родинка.»
(Согласно описаниям, дети собирают в нужном порядке все части лица преступника, чтобы получился портрет на магнитной доске.)
Появление героев на экране проектора:
«Спасибо, фоторобот будет разостлан по всем станциям. Но будьте осторожны, постарайтесь с ним не встретиться, ведь мы с Филькой успели рассмотреть у него большую сумку со странным предметом. Если вы соедините точки на картинке, то определите, что это за предмет.»
Рисование по точкам, разукрашивание
Дети соединяют точки, разукрашивают получившиеся предметы: сумку и нож.
«Ребята, мы с Филькой благодарим за помощь. Незнакомца обязательно найдёт милиция. А мы будем соблюдать правила безопасности всегда. Ждите нас в гости в следующий раз.»
Подведение итогов занятия в виде игры «Можно — нельзя»
В. У каждого из вас есть две фишки: красная и зелёная. Если я произношу правильное действие, то вы поднимаете зелёную карточку. Если я произношу неправильное действие, то вы поднимаете красную карточку.
· Можно брать угощения у незнакомца?
· Можно убегать от незнакомца?
· Вступать с ним в беседу?
· Можно звать на помощь?
· Запускать в дом?
· Гулять далеко от дома без родителей?