Психотические пациенты используют примитивные защиты, такие как: примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивная идеализация и обесценивание, примитивные формы проекции и интроекции, расщепление, крайняя степень диссоциации, отыгрывание и соматизация.
Эти процессы сформировались в довербальном периоде и защищают психотически-организованных личностей от внутреннего ужаса перед собственным сверхчеловеческим деструктивным потенциалом.
Они имеют трудности с идентичностью, часто сомневаются в собственном существовании, и не могут полноценно ответить на вопрос: кто они есть. Также люди психотической организации личности испытывают сложности с описанием себя и других: отвечают уклончиво, неопределённо, либо слишком конкретно. Живут в страхе «бреда преследования», и знакомый, заслуживающий доверия человек может вдруг превратиться в садиста-преследователя.
Им не хватает рефлексивной деятельности, у них отсутствует ментализация, и нет границ между внешним и внутренним. Когда психотические личности испытывают приступы тревоги по поводу аннигиляции, то могут начать пересказывать себе те знания, что им говорили о них другие.
Не способны к символизации. Их речь – действие, а не слово. Важнее, как люди говорят, а не что вы говорят. У пациентов психотического спектра конкретное мышление. Коллективное бессознательное становится единственным способом найти структуру, а обрести опору они могут через коллективное мышление. Они больше способны идентифицироваться с кем-то, им проще вклиниться диалог двух фигурок, чем рассказать о себе самим. Могут собрать образ себя через изучение художественных персонажей.
У них нет разграничений между объектом и субъектом, их психика фиксирована на предобъектном регистре. Поскольку матери таких пациентов были или гиперопекающими, не позволяющими ребёнку достичь понимания, чего он хочет, либо просто отсутствующими, и ребёнку настолько мучительно было ожидать, когда удовлетворят его потребности, что ему пришлось отказаться от всех желаний.
Часто они подвержены импульсивным действиям, что приносит для них облегчение и разрядку.
При контрпереносе с психотическими клиентами терапевт чувствует себя как заботливая мать ребёнка до 1,5 лет, то есть родительское всемогущество. Но вместе с тем такие клиенты вытягивают ресурсы до предела, поскольку стремятся к слиянию с терапевтом. Они хорошо чувствуют неискренность, считывают эмоции других, но приписывают им неправильные значения.
Для них подходит «поддерживающая терапия», где акцентируется внимание на достоинствах человека, укреплении самооценки, потребности в информации и сопровождении.
Необходимо «заслужить» доверие пациента. Их согласие с вами и дружелюбный внешний вид могут не означать это на самом деле, они просто подстраиваются, потому как испытывают страх аннигиляции, то есть боятся, что вы лишите их воли или "убьёте" за самостоятельность. В начале терапии с такими пациентами терапевту нужно доказать, что он безопасный объект.
Не стоит делать генетические интерпретации, они напугают и запутают пациента. С психотическими пациентами можно обсуждать только то, что происходит здесь и сейчас.
В начале терапии мы налаживаем контакт с психотическим пациентом тем, что заботимся о нём: предлагаем воду, спрашиваем, удобно ли в кресле, может взять подушки, не слишком ли жарко, чтобы открыть окно. Также находим зоны его компетентности и комментируем его позитивные аспекты. Необходимо быть честным. Таким пациентам необходимо, чтобы терапевт был эмоционально искренен и открыт, как я писала выше, они очень хорошо считывают неискренность. Мы также приглашаем пациента исследовать собственное восприятие наших эмоций, попутно поддерживая его естественную самооценку. Например, Нэнси Мак-Вильямс приводит такой пример: пациент думает, что вы злитесь на него и спрашивает вас об этом. Ему можно ответить что-то подобное: «Вы очень восприимчивы. Полагаю, я чувствую лёгкое раздражение. Я немного расстроена, что у меня не получается помочь вам так быстро, как мне хотелось бы. Почему вы спросили об этом?» Ещё один из способов заботы – это оказать помощь в более конкретном проблемно-ориентированном ключе, по сути, дать совет.
В терапии также важна просветительская роль терапевта: что такое чувства, что они являются естественными реакциями, что они отличаются от действий. Используем так называемые «интерпретирования вверх» – мы обращаемся от глубин к поверхности, мы называем что происходит в глубине и объясняем, почему этот материал был отброшен опытом пациента.
Внимание к чувствам и стрессам, а не к защитам. Мы принимаем систему координат пациента, чтобы он почувствовал себя понятым и смог воспринять наши дальнейшие размышления.
Автор: Теребина Марианна Сергеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru