Программные задачи:
- формировать знания о домашних и диких животных, о предметном мире;
- способствовать формированию семиотической функции;
- формировать умение составлять рассказ с опорой на мнемодорожку, воспроизводить небольшое стихотворное произведение с опорой на мнемодорожку;
- формировать умение ориентироваться на листе бумаги (плоскости);
- упражнять в изменении существительных по падежам, составлении предложений с простыми предлогами;
- расширять глагольный словарь;
- развивать внимание, восприятие, память, связную речь; способствовать установлению эмоционального контакта с детьми;
- воспитывать бережное отношение к живым существам.
Материал и оборудование: Мольберт, предметные, предметно-схематические и цветовые модели, аудиозапись логоритмической песни.
Ход мероприятия
Воспитатель (В.). Ребята, к нам сегодня пришла девочка Маша (в образе персонажа кукла). Давайте ее поприветствуем.
Дети становятся в круг, берут за ручки куклу и говорят слова приветствия:
Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!
В. У Маши есть котенок. Но случилось так, что он убежал из дома.
Маша. Я вам сейчас расскажу, какой он чудный.
«Чудный котенок» (описательный рассказ с использованием мнемодорожки)
· В моем доме живет котик.
· Он серенький.
· У него глазки смелые, зубки белые, ушки маленькие, лапки мягкие, хвост пушистый.
· Он умеет ловить мышей.
· Ему нравится кушать рыбку и молочко из блюдечка.
· Я его очень люблю.
В. предлагает отправиться на его поиски по тропинке, которая ведет через лес.
Дети подходят к мольберту и рассматривают карту квеста, на которой изображен лес с героями-моделями.
Под аудиозапись логоритмической песенки «Зайка» (слова и музыка С. и Е.Железновых), выполняя имитирующие движения, дети встречают зайчика (в образе персонажа игрушка).
Дети спрашивают зайчика, не видел ли он, куда побежал котенок. Зайчик обещает помочь, если дети справятся с заданием.
«Будь внимательным» (образование глаголов несовершенного вида с использованием условных обозначений)
Заяц. Если я покажу картинку, на которой изображено животное, то вы поднимите красный кружок и скажите, кто как голос подает (волк-воет, медведь-рычит, еж-фыркает и т.п.). А если я покажу картинку, на которой изображена игрушка, то вы поднимите синий кружок и назовете игрушку.
В. Молодцы! Но зайчик не видел, куда побежал котенок и советует обратиться к ежику.
Дети отправляются к ежику (в образе персонажа игрушка) и спрашивают его, не видел ли он, куда побежал котик. Ежик обещает помочь, если дети справятся с заданием.
«Приятного аппетита, ежик» (образование форм множественного числа существительных с использованием карточки-схемы)
Ежик. Прочитайте схемы, на которых изображены мои любимые лакомства.
Мнемодорожка
Дети берут карточки-схемы и составляют словосочетания со словами «один» и «много». Например: «Ежик кушает гусениц. Одна гусеница. Две гусеницы. Три гусеницы. Много гусениц».
В. Молодцы! Но ежик тоже не встречал котика и отправляет нас к белочке.
Дети приходят к белочке (в образе персонажа игрушка) и спрашивают ее, не встречала ли она котенка.
Белочка. Я знаю, где котик. Рассмотрите внимательно мои карточки, и вы найдете его.
«Разгадай рисунок» (составление предложений с простыми предлогами с использованием карточки-схемы)
Дети рассматривают свои карточки и находят котика на дереве.
· Под деревом котика нет.
· В дупле котика нет.
· Котик сидит на дереве.
В. Ребята, я предлагаю котику слезть с дерева и послушать потешку, которую вы про него знаете.
С опорой на мнемотаблицу, дети рассказывают потешку.
Котик
Серенький котик
Сел на окошко.
Лапки умывает,
Солнышко встречает.
А.Тесленко
Машенька обнимает котика и благодарит детей.