Найти тему
Путешествия, туризм, наука

Африка — самый религиозный континент. Как она спасает мировое христианство (и ислам заодно)

Оглавление

Переосмысление жизненных устоев редко бывает простым делом, особенно когда такие изменения происходят быстро, на глазах одного-двух поколений. Африка ярко демонстрирует это явление: здесь в течение всего лишь нескольких десятилетий традиционные культурные практики уступили место глобальным религиозным течениям.

Давайте рассмотрим, какие пространственные и культурные изменения произошли в результате этого религиозного сдвига и каковы их последствия для Африки и всего мира.

Религии прошлого vs Религии настоящего

Африка уникальна в своем религиозном разнообразии и темпах преобразований. В начале XX века континент был пестр традиционными африканскими верованиями, но сегодня христианство и ислам делят между собой верность большинства населения, и это равновесие достигнуто за удивительно короткий период.

В отличие от Европы и России, где процесс замены языческих верований христианством тянулся столетиями, многие африканские страны испытали этот переход в пределах одного поколения.

Африка удивляет не только динамикой изменения своей конфессиональной структуры, но и множеством уникальных эффектов, возникающих в результате этого процесса. Рассмотрение этого континента представляет собой настоящее поле для изучения религиозных преобразований и их влияния на общество.

Одним из самых заметных явлений в Африке является религиозный синкретизм, когда верующие одновременно придерживаются нескольких религиозных учений. Это особенно актуально для мест, где традиционные верования быстро смешались с христианством и исламом. Такой синкретизм включает в себя множество аспектов: верующие могут практиковать мировые религии, одновременно сохраняя традиционные обряды: использование амулетов, обращение к шаманам и посещение мест, которые традиционно считались святыми.

Этот феномен не ограничивается лишь африканским континентом, реликтовые формы суеверий и этнических религий в разной степени сохраняются почти во всех уголках мира. Однако в Африке некоторые формы синкретизма настолько глубоко проникли в учение мировых религий, что породили новые, уникальные течения.

Примером этого может служить христлам — гибрид христианства и ислама, возникший в культуре народа йоруба в Нигерии, или многочисленные африканские независимые церкви, сформировавшиеся на пересечении различных верований.

Ученые даже выделяют такие уникальные явления, как афрохристианство и афроислам, считая их отличающимися от традиционных форм христианства и ислама — эти верования подчеркивают местную специфику и выражают уникальные африканские культурные и религиозные традиции.

Вопрос о существовании «эталонных форм» крупнейших конфессий всегда будет вызывать дискуссии, однако обряды и убеждения африканских верующих, без сомнения, уникальны и многообразны и заслуживают самого широкого внимания.

Свет в оконце для священства всех мастей

В Африке роль религии гораздо более значительная, чем в многих странах Старого света, религия на пронизывает каждый аспект жизни, выходя за рамки регулярных богослужений в храмах и мечетях.

По данным Gallup, Африка — самый религиозный регион мира, особенно это заметно в странах к югу от Сахары, где более 80% населения считают себя верующими.

На континенте широко распространены идеалы теократии, подразумевающие построение общественной и политической жизни на основе религиозных текстов. Большинство христиан (60%) и мусульман (63%) в этом регионе поддерживают идею законодательства, основанного на Библии или шариате соответственно. Эсхатологические взгляды также играют важную роль в убеждениях верующих, многие из которых ожидают скорого наступления значимых религиозных событий (например, Второго пришествия).

Высокий уровень религиозности в Африке иногда вызывает удивление в более секулярных обществах. Некоторые африканские «мегацеркви» проводят масштабные службы, напоминающие популярные шоу и привлекая таким образом тысячи прихожан.

Харизматичные пасторы, прославленные «чудесами» и «исцелениями», завоевывают популярность как внутри, так и за пределами своих стран, часто выступая в качестве гостей или консультантов в европейских церквях для совместной работы над новыми стратегиями продвижения «своих» культов.

Однако религиозное соперничество в Африке имеет, конечно, и свои негативные стороны. Разногласия между различными религиями и направлениями могут приводить к конфликтам, порождать террористические и радикальные группировки с религиозными убеждениями. Церкви и культы всё чаще участвуют в общественно-политической жизни, иногда конкурируя с государственными структурами, что приводит к социальным и политическим проблемам на континенте.

Всё смешалось: как меняются африканские культы?

Активная миссионерская деятельность европейских и североамериканских обществ значительно повлияла на религиозное распределение на континенте. Вплоть до начала XX века успехи проповедников слова Божьего были так себе: к 1900 году христиане составляли всего 9% населения Африки, причём большая часть из них были европейского происхождения. В то же время мусульмане уже прочно обосновались в Сахеле, в британских и португальских колониях на востоке континента, где их доля превышала 35-40%.

С началом ХХ века ситуация начала меняться. Христианство и ислам активно распространялись за счёт перехода в новые конфессиональные группы последователей анимистских культов, которые на тот момент составляли приблизительно 55% населения континента. Этот процесс постепенно привёл к значительному уменьшению доли этнических религий в большинстве африканских стран, за исключением некоторых «резерватов» на окраинах распространения мусульман и христиан.

В постколониальный период сложилась уникальная религиозная карта Африки, где основным фактором стало противостояние христианства и ислама. Это противостояние породило вытянутый пояс государств, в которых доминирование одной из этих религиозных групп зависит от географического положения.

На юге от этого пояса преобладают христиане, а на севере — мусульмане.

Религиозный разрыв делит Либерию, Гвинею, Кот-д’Ивуар, Гану, Буркина-Фасо, Того, Бенин, Нигерию, Камерун, Чад, Центральноафриканскую Республику, Судан, Южный Судан, Эфиопию, Кению и Танзанию.

Эта зона стала местом активности множества экстремистских групп, ассоциирующих себя с религией или этнорелигиозными движениями, что говорит о сложной и динамичной религиозной обстановке на африканском континенте.

За Африкой будущее

На заре ХХ века восприятие Африки в европейском сознании было далеко от идеализированного образа, ее жители воспринимались как «дикари», нуждающиеся в просвещении и цивилизации по лучшим европейским стандартам.

Однако столетие спустя картина кардинально изменилась: сегодня Африка рассматривается крупнейшими церквями как «континент надежды». Это новое определение символизирует не только оптимизм, связанный с бурным ростом экономики, но и его ключевую роль в глобальном перераспределении паствы разных общин в среднесрочной перспективе.

Фактически Африка стала одним из основных двигателей трансформации в мировом конфессиональном пространстве. В «долгий XX век» её вклад в мировое христианское и мусульманское сообщество вырос с 1,7% до 25,3% и с 18,6% до 28,1%. Эта тенденция кажется долгосрочной, заставляет глобальные религии уделять больше внимания запросам паствы чаяниям африканского клира.

Религиозные школы и университеты по всей Африке ежегодно выпускают тысячи молодых специалистов, желающих посвятить свою Господу во всех его проявлениях. Многие из них основывают свои церкви или общины, в том числе и международные.

Эти тектонические преобразования в конфессиональной структуре региона сыграли важную роль в глобальном религиозном балансе: сейчас четверть мусульман и христиан в мире приходится на Чёрный континент.

Огромный потенциал Африки в плане демографии привлекает внимание мировых религий, что ведет к распространению уникальных форм христианства (и, в меньшей степени, мусульманской веры) за её пределы. Эта история пока лишь начинает раскрывать свой потенциал, обещая привнести новые идеи и практики в мировую религиозную сцену благодаря культурному обмену, миграции, СМИ и «экспорту» дочерних религиозных организаций.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также: