Со времени появления на полях сражений танков немецкая военная машина заболела гигантоманией. Колоссальные усилия германской промышленности тратились на создание огромных по массе и сомнительных по боевым качествам машин, но ни один из построенных ею супертанков так и не принял участия в боях.
В числе таких бесславных проектов – Panzerkampfwagen VIII Maus, то бишь «Мышь», самый тяжелый, бронированный и вооруженный танк за всю историю человечества.
Мечты о сверхтанках прорыва
Одним из первых проектов немецкого сверхтяжелого танка стал K-Wagen, известный также как Kolossal-wagen и Kolossal. Эта машина понадобилась Германии для прорыва французских позиций на Западном фронте в 1917 году.
Танк получился поистине гигантских размеров: длина корпуса – 12,8 м, ширина – 5,9 м, а вес – аж 150 тонн! Для промышленности того времени это был настоящий вызов. Правда, до конца Первой мировой войны немцам удалось почти достроить только один экземпляр танка, который после подписания Версальского мирного договора был отправлен на металлолом.
Всего же планировалось построить 100 K-Wagen, но эти планы были утопическими – многие узлы и агрегаты для машины приходилось разрабатывать заново, а цена одного экземпляра составляла не менее 500 тысяч рейхсмарок. То есть весь проект потребовал бы около 50 миллионов рейхсмарок, что для истощенной войной экономики кайзеровской Германии было неподъемными расходами.
Несмотря на поражение в войне и последовавшие ограничения на создание многих видов вооружений, немцы не предали идею супертанков, разве что на время стали несколько скромнее. Например, тяжелый танк Neubaufahrzeug, машина нового типа, представлял из себя трех башенную конструкцию высотой около 3 м, длиной – 6,6 м. В главной башне располагались спаренные 75- и 37-мм орудия, позже – 105- и 37-мм. Две другие башни были пулеметными. Весил танк довольно немного – всего 25 тонн.
Заметно прибавили в весе проекты немецких тяжелых танков после встречи в 1941 году с советскими КВ-1 и КВ-2. Даже в единичных экземплярах краснозвездные машины были серьезной угрозой, могли существенно замедлить продвижение вермахта. Они произвели на немцев сильное впечатление, поэтому гитлеровские генералы срочно потребовали средство противодействия им.
Проект танка прорыва получил индекс VK 70.01 и должен был иметь лобовую броню 140 мм, скорость 44 км/ч и двигатель в 1000 л. с. Последний планировалось позаимствовать у торпедного катера.
Проект поручили инженерам фирмы Krupp. За время работы над ним технические параметры танка неоднократно менялись. Рассматривалась различная компоновка – как с носовым, так и кормовым расположением башни. К 1942 году танк получил новое обозначение – Pz.Kpfw. Lowe («Лев»). Вес машины достиг 90 тонн, лобовая броня несколько уменьшилась – до 120 мм, основным вооружением должна была стать 105-мм пушка KwK L/70.
Однако пойти в серию Pz.Kpfw. Lowe было не суждено. В мае 1942 года у Гитлера, уделявшего большое внимание танкостроению, появилась новая любимая игрушка.
Опередить Красную Армию
В ноябре 1941 года на заседании в рейхсканцелярии, посвященном бронетехнике, глава танковой комиссии (Panzerkomission) Фердинанд Порше получил указание от Гитлера на создание нового тяжелого танка 100-тонного класса, причем первый прототип должен был быть готов уже весной 1943 года. Разработку башни для нового танка поручили фирме Krupp.
Столь сжатые сроки создания танка были обусловлены результатами изучения трофейных образцов советской бронетехники, которые вкупе с полученной разведывательной информацией навели командование вермахта на мысль, что к весне 1943 года Красная Армия получит тяжелые танки нового поколения.
Проект Порше получил индекс VK 100.01, а также заводское обозначение Тур 205. Также в документах стало употребляться обозначение Pz.Kpfw. Maus. К 5 октября 1942 года фирма Porsche К.G. представила сразу два проекта, главное различие которых было в силовой установке. Первый вариант предусматривал установку 12-цилиндрового V-образного дизельного двигателя Daimler-Benz объемом 42,4 литра с водяным охлаждением, развивавший мощность 1000 л. с. при 2400 об/мин. Второй – установку двигателя Тур 141 разработки самой Porsche К.G. Это был 18-цилиндровый дизель воздушного охлаждения объемом 41,5 литра, развивавший мощность 780 л. с. при 2400 об/мин.
В ходе работ над проектом значительно возросла масса танка – до 150 тонн, и наблюдалась стойкая тенденция к ее увеличению. В связи с этим разработчики стремились максимально рационально использовать объемы корпуса. Именно поэтому был выбран вариант с кормовым расположением башни, что позволило не только равномерно распределить агрегаты, но и максимально сократить вылет ствола.
Также необходимо было решить нетривиальную задачу перевозки такой громады по железной дороге. Использовать транспортные гусеницы, как в случае с Panzerkampfwagen VI Ausf.H («Тигр»), было невозможно из-за больших габаритов. Вместо этого ходовую часть максимально убрали внутрь корпуса, закрыв с бортов броней.
Таким образом, броня не только прикрывала ходовую часть, но и выполняла силовую функцию: к ней крепился внешний ряд опорных тележек. С каждой стороны их было по десять штук (по пять тележек в два ряда). Предполагалось использовать либо две гусеничные ленты с шириной трака 1000 мм, либо четыре с шириной трака 500 мм.
Выбор главного калибра
Параллельно с созданием общей концепции танка шли интенсивные работы над его вооружением. В качестве основного рассматривалась 149-мм пушка KwK L/40 с раздельным заряжанием. Ее скорострельность оценивалась в четыре-пять выстрелов в минуту. Специально для этого орудия был создан облегченный с 43 до 34 килограммов бронебойный снаряд. Его начальная скорость составляла 845 м/с. Часть боекомплекта должна была размещаться в укладках в кормовой нише.
В качестве альтернативного варианта вооружения рассматривалась пушка, созданная на базе зенитки 12.8 cm Flak 40 L/61, ствол которой укорачивался до 50 калибров. Из-за этого начальная скорость снаряда упала до 810 м/с.
Одного основного орудия военные посчитали недостаточным, поэтому встал вопрос о дополнительном. Выбор пал на 75-мм пушку, задачей которой была борьба с пехотой и легкобронированными целями.
Концерн Krupp, занимавшийся разработкой башни, предложил концепцию установки двух пушек в одной орудийной маске, аналогично тому, как это было сделано на Neubaufahrzeug.
После доработки решение выглядело так: в маске устанавливалось орудие 15 cm KwK L/37 с унитарным заряжанием и длиной ствола 31 калибр. На расстоянии в километр снаряд этого орудия пробивал броню толщиной 190 мм при угле наклона 30 градусов. Совместно с главным орудием в маске устанавливалась пушка 7.5 cm KwK L/24.
Довольно экзотической стала попытка оснастить танк огнеметной установкой. В ходе обсуждения вариантов было принято решение поставить по одному огнемету в левой и правой частях кормового листа. Брандспойтами в бронекожухах должен был дистанционно управлять радиооператор. Дальность огнеметания предполагалась в 100 метров при расходовании 33 литров огнесмеси в секунду. По предварительной оценке, установка огнеметов обходилась в лишние пять тонн боевой массы. Впрочем, изучив внимательно конструкции огнеметов, решено было от них отказаться из-за высокой уязвимости.
Другим интересным предложением было установить слева от орудийной маски 20-мм авиационную пушку Mauser MG-151/20. Наведение предполагалось осуществлять из специальной башенки, при этом максимальный угол возвышения составлял 30 градусов.
Боезапас зенитной установки предполагался в 250 снарядов, но позже его снизили до 80. Впрочем, дальше чертежей эта идея не продвинулась, хотя одну зенитку MG-151/20 все-таки доставили на предприятие концерна Krupp.
Окончательная точка в вопросе вооружения была поставлена на совещании в январе 1943 года с участием Гитлера и рейхсминистра вооружений и военной промышленности Альберта Шпеера. В качестве основного вооружения была выбрана 128-мм пушка. Вспомогательного – 7.5 ст KwK L/24, пушка с длиной ствола в 36 калибров.
Стремление Гитлера получить мобильную крепость с очень длинной пушкой и очень толстой броней лишило Maus пулеметного вооружения. А это значит, что в реальном бою танк был бы беззащитен перед пехотой.
Защищен от любого противотанкового орудия
В отличие от других немецких танков Maus не имел в лобовых и кормовых броневых деталях люков или щелей, которые значительно снижают противоснарядную стойкость.
Лобовые и кормовые листы толщиной 160 – 200 мм устанавливались под углом 30 – 55 градусов к вертикали. Бортовые листы бронекорпуса – вертикальные, сплошные, катаные. Их толщина была неодинакова: верхний бортовой лист –185 мм, нижний – 105 мм. Но это не снижало защиты танка – ходовая часть была убрана внутрь корпуса. Поэтому в нижней части сразу после ходовой шел еще один бронелист толщиной 80 мм. В итоге получалась разнесенная броня, которая была эффективна, в том числе против новых тогда кумулятивных снарядов. Спереди ходовая часть защищалась броневыми листами в виде козырьков толщиной 100 мм с углами наклона 10 градусов.
Крыша бронекорпуса над отделением управления собиралась из трех броневых листов толщиной 105 мм. Днище корпуса в передней части на протяжении 1800 мм было защищено 105-мм броней. Остальная часть прикрывалась 55-мм бронелистом.
Башня сверхтяжелого танка Maus, как и корпус, была сварной из катаной и литой гомогенной брони средней твердости. Лобовая деталь цилиндрической формы имела толщину 220 мм. Бортовая и кормовая броня толщиной 210 мм устанавливалась без наклона.
Все бронедетали корпуса соединялись в шип. Для увеличения конструктивной прочности броневых листов в стыки соединений были введены цилиндрические шпонки (пробки). Это решение было опробовано при производстве самоходок Ferdinand.
Забронирован Maus был очень серьезно. Броня башни была непреодолима для советских 122- и 100-мм орудий. Верхняя и нижняя лобовые детали корпуса тоже не пробивались. Уязвимы для этих орудий были только борт и корма корпуса.
Гигантский расход топлива
К середине апреля 1943 года общий проектный вес танка Mausоценивался в 179 тонн +/- 3 %. Понимая, какие трудности будет испытывать такая машина во время переправы, конструкторы предусмотрели возможность преодоления водных преград по дну. Специальные устройства делали маску герметичной, а на корпус ставилась большая труба ОПВТ.
Сборка первого образца Maus проходила в Бёблингене в ночь с 7 на 8 июня 1943 года в авральном порядке. Ждали Гудериана. Из-за спешки подбашенный погон встал на корпус немного криво. Но образовавшиеся щели хорошо замаскировали, и Гудериан ничего не заметил.
Полностью укомплектовать башню приборами наблюдения и прицелами удалось лишь в июле. В это же время танк получил полный комплект радиооборудования.
Ходовые испытания прошли относительно успешно, хотя и не без проблем. Установленный на втором прототипе бензиновый двигатель Daimler-Benz имел проблемы с клапанами. Как минимум раз это привело к поломке. По результатам тестов расход топлива получился поистине гигантским: 350 литров на 10 километров.
На бездорожье Maus передвигался без особых проблем: во время испытаний танк преодолел ручей глубиной один метр и выбрался на берег, крутизна которого в самом высоком месте составила 45 градусов.
Также испытания показали, что болотистых грунтов стоит избегать. Во время очередного пробега в Бёблингене на полигоне 7-го запасного танкового батальона механик-водитель завел Mausв болотистую низину, где он ушел более чем на полтора метра в почву.
Чтобы вытянуть тяжеловеса из западни, понадобились два десятка солдат с лопатами и целый день работы. Когда Maus откопали, под гусеницы стали подкладывать бревна, и машина далее выбралась самостоятельно.
Ходовая часть танка подвергалась значительным нагрузкам, и здесь уже сказывалось не лучшее качество стали – Третий рейх к тому времени испытывал дефицит в легирующих металлах. Поэтому неудивительно, что во время обкатки сломались несколько траков. Для их замены бригаде из шести человек потребовалось восемь часов.
Всего гитлеровцы построили два ходовых прототипа танка Maus. Графики работ и испытаний постоянно смещались из-за частых бомбардировок. Порше не терял надежду запустить массовое производство: к концу июля 1943 года на предприятиях концерна Krupp были прокатаны плиты для трех десятков корпусов. Из этого количества два корпуса были практически завершены, пять находились на различных стадиях сборки, а еще два были полностью нарезаны и поступили в корпусной цех для сборки. Технически Maus мог выпускаться серийно.
Конец «мышиной» истории
Успехи Красной Армии на фронте окончательно похоронили танкостроительные амбиции Третьего рейха. По приказу Гитлера проектирование и постройку сверхтяжелых танков остановили.
В последних числах декабря 1944 года оба образца Pz.Kpfw. Maus перевезли из Бёблинrена на Куммерсдорфский полигон, расположенный в 25 километрах южнее Берлина.
Первый образец вместо башни имел массо-габаритный макет и не мог воевать, а вот вторая машина – Typ 205/II – была приведена в боевую готовность, ее включили в состав сил, которые охраняли германский генштаб.
Однако боевая карьера танка не задалась – у него сломался двигатель, и стальной гигант застрял на перекрестке Цеппелинштрассе и Церенсдорферштрассе в Вюнсдорфе. Причем встал так неудачно, что использовать Maus как огневую точку было невозможно. Поэтому экипаж решил подорвать танк.
В руки Красной Армии попали два опытных образца Pz.Kpfw Maus. Машины представляли большой интерес, поэтому их тщательно изучали, а все снятые агрегаты незамедлительно описывали. Впоследствии их отправили в Ленинградский филиал опытного завода № 100.
Что касается самих машин, то в конце лета 1945 года было решено сделать из двух одну с использованием башни Typ 205/II и шасси Typ 205/I. После чего танк доставили на полигон в Кубинку, где подвергли всестороннему изучению. Затем Pz.Kpfw. Maus отбуксировали в музей при полигоне.
Вот так бесславно закончил свое существование самый тяжелый и бронированный танк в истории человечества. Однако даже если бы эта машина и была запущена в серию, то она не оказала бы существенного влияния на ход боевых действий, скорее, наоборот, ускорила бы поражение Третьего рейха, поглотив последние ресурсы промышленности.
Игорь Гришин, фото из открытых источников